Всемирная торговая организация представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 156 государство и еще 25 стран, которые ведут переговоры о вступлении в нее.
ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными Соглашениями и связано появление ВТО.
ВТО не предполагает создание наднациональных международных органов, в то время как отличительной чертой международных организаций, обладающих наднациональной функцией, является их наделение исключительной компетенцией, которая как в предметном, так и в регулирующем аспектах вторгается в сферы, относимые международным правом к внутренней компетенции государств – членов. В этом ее принципиальное отличие от организаций интеграционного типа, таких, например, как Европейский Союз. Все государства – участники, основываясь на своем суверенитете, разрабатывают и принимают нормы правового регулирования внешнеэкономических отношений, действующие на территории этих государств. Нормы соглашений ГАТТ/ВТО вводятся в действие на территории этих государств в том же порядке, в каком вводятся нормы международных договоров.
Основными направлениями деятельности ВТО являются:
контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;
выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;
урегулирование торговых споров между странами – членами;
наблюдение за торговой политикой стран – членов;
сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.
Важнейшими функциями ВТО являются:
контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами – членами;
разрешение торговых споров. (Исходным моментом этой процедуры является жалоба страны – члена ВТО на то, что акция другой страны – члена (или группы стран – членов) противоречит принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней торговле истца. Процедура разрешения споров гарантирует каждой стране – истцу право быть выслушанным на заседании комиссии из независимых квалифицированных специалистов и рассчитывать на выполнение ответчиком решений Совета ВТО, а для каждой страны – ответчицы соответственно обеспечивает неотвратимость наказания за нарушение правил и право на апелляцию как последний шанс для защиты. Главное, что никто не может заблокировать эту процедуру);
мониторинг национальной торговой политики стран – членов;
техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
сотрудничество с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. (Об этом свидетельствует серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе).
Список литературы
http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=23849http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
http://novayagazeta-nn.ru/2012/236/zachem-rossiya-vto.html