МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ШКОЛЬНО-НЕОБХОДИМЫ ФУНКЦИЙ, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РИСКА ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ШКОЛЬНО-НЕОБХОДИМЫ ФУНКЦИЙ, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РИСКА ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В нашей стране обязательное школьное обучение детей введено с 6-8 лет. Как правило, к этому времени организм ребенка морфологически и функционально подготовлен для обучения. Тем не менее поступление ребенка в школу - это поворотный момент в его жизни, ломающий стереотип, выработанный в дошкольных учреждениях и семье.

Самыми трудными для большинства учащихся обычно бывают первые 2-3 месяца учебы. Возможно даже возникновение такого состояния, которое определяется врачами как адаптационная болезнь (еще ее называют «школьным стрессом» или «школьным шоком»).

Одной из причин ухудшения здоровья в школе является отсутствие эффективной адаптации к школьной среде. По данным отечественных и зарубежных авторов до 30-50% школьников имеют срыв адаптации в виде нейровегетативных, психоневрологических нарушений, учащения респираторных заболеваний [1]. Несостоятельность адаптационных процессов в детском возрасте служит ранним признаком и причиной патологии в последующие возрастные периоды.

Школьная жизнь включает несколько периодов, которые называют критическими и которые требуют наибольшей мобилизации адаптационных механизмов. Прежде всего, это период поступления в школу, вызывающий ломку стереотипа поведения ребенка, обусловленную требованиями школьной жизни. Второй период – переход в среднюю школу, когда основные учебные навыки приобретены и упрочены, но здесь ребенок встречается с новыми трудностями, на преодоление которых необходимы определенные адаптационные возможности организма.

Понятие школьной зрелости, т. е. функциональной готовности ребенка к учебе, относят к числу важных проблем возрастной физиологии, педагогики, психологии и школьной гигиены. С ним связана характеристика уровня физического, психического и социального развития, при котором ребенок становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе. Педагоги, врачи, психологи должны учитывать степень школьной зрелости, так как чаще всего дети, не достигшие этого уровня, становятся неуспевающими учениками.Определение школьной зрелости детей, поступающих в школу, позволяет своевременно адекватно организовать учебно-воспитательный процесс для детей с замедленным развитием, снизить физиологическую стоимость их обучения. Хотя проблемой готовности детей к школе, особенно последние 15-20 лет, занимаются специалисты разных стран мира, единство мнений в отношении "школьной зрелости" фактически отсутствует [2].Работа была выполнена на базе школы №44 г. Ростова-на-Дону. Проведено два обследования, одного и того же контингента детей (33 девочки, 18 мальчиков): первое обследование - весной 2011г., а второе – в ноябре 2011г.Для комплексной диагностики школьной зрелости были использованы следующие тесты: для определения биологической зрелости - филиппинский тест и тест Керна-Ирасека, тест Озерецкого для оценки зрелости мелкой моторики кисти. Для определения функционального состояния были использованы общепринятые и наиболее информативные физиологические пробы: Генчи, Штанге, ортостатическая, Леви-Гориневской.Результат филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной зрелости организма в целом. Положительная проба этого теста указывает на полное завершение в предшкольный период (от 5 до 7 лет) так называемого «полуростового скачка», который характеризуется увеличением интенсивности роста длины конечностей (в первую очередь рук). Наиболее раннее появление положительного теста в 5 лет, самое позднее в 8 лет. Чрезвычайно важно, что результат филиппинского теста характеризует не только биологический возраст ребенка, но и достаточно точно показывает уровень созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию [3]. При первом обследовании детей в апреле 2011г. в возрасте 6-7 лет для 78% детей филиппинский тест положителен, а для 22% - отрицателен. После второго обследования положительная оценка этого теста выявлена у 90% обследуемых.

Тест Озерецкого позволяет оценить развитие мелкой моторики кисти ведущей руки. После первого обследования с этим тестом справились только 83% учащихся, а после второго – 95%. Это свидетельствует о положительной динамике развития этой школьно-значимой функции. Дети, имеющие отрицательные показатели этого теста, будут испытывать многие трудности в обучении, но прежде всего в формировании навыка графики письма.

Тест Керна-Ирасека свидетельствует об уровне развития центральной нервной системы в целом и ее областей, определяющих вербальные и интеллектуальные возможности ребенка. На основе данного теста дошкольники и школьники были разделены на три группы: 1 – незрелые, 2 – условно зрелые, 3 – зрелые.Согласно тесту Керна-Ирасека, при первом обследовании, (весной 2011г.), группа незрелых дошкольников составила 39%, условно зрелых - 24% и зрелых - 37%. Обследование этого же контингента детей по данному тесту в ноябре первого года обучения показало, что в группе незрелых число обследуемых снизилось до 7%, а в группе условно зрелых и зрелых увеличилось соответственно до 42% и 51% (рис. 1).Рис. 1. Распределение дошкольников и школьников по показателям теста Керна-ИрасекаПолученные результаты свидетельствуют о том, что у большей части дошкольников 6-7 летнего возраста школьно-необходимые навыки не сформированы.

Для оценки адаптивных возможностей была исследована кардиореспираторная система дошкольников и первоклассников. Были проведены пробы с задержкой дыхания на полном вдохе до и после гипервентиляции (проба Штанге), и на выдохе (проба Генчи).

Пробы с задержкой дыхания позволяют оценить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем и свидетельствуют о степени напряжения регуляторно-приспособительных механизмов.

Во всех группах обследования преобладают показатели пробы Штанге ниже нормы. Так среди незрелых дошкольников число обследуемых с показателями ниже нормы составляет 26,8%, а среди незрелых школьников - 7,3%. Среди условно зрелых дошкольников показатели ниже нормы выявлены у 9,8%, а в этой же группе у школьников у 39,1%. Наконец, в группе зрелых дошкольников эти показатели обнаружены у 17,1%, а в группе школьников у 41,5%.

Низкие значения показателей дыхательных проб многие исследователи связывают с наличием нарушений, возникающих, в механизмах регуляции центральных и периферических звеньев кислородозависимых систем энергообеспечения, возникающих преимущественно в системе дыхания, включая и тканевое дыхание.

Анализ полученных данных свидетельствует, что показатели пробы Генчи у незрелых, условно зрелых и зрелых детей находятся выше нормы, как у дошкольников, так и у первоклассников.

Следовательно, от обследуемых, которые показали хорошие результаты пробы Генчи, можно ожидать хорошую успеваемость за счет высоких энергетических ресурсов.

Полученные данные свидетельствуют так же об индивидуальной устойчивости к стрессу [5], экономии энергетических ресурсов и оптимизации функционального состояния обследуемых детей. Исследованиями последних лет показано, что энергетическая достаточность организма определяется наименьшим количеством кислорода, необходимого для обеспечения процессов обмена веществ. Чем меньше это количество, тем более автономен организм в своем существовании, тем менее его жизнеспособность зависит от внешних условий [4].

Показана индивидуальная устойчивость обследуемых детей к стрессу и ее положительная связь с пробой Генчи.

Для определения энергетических ресурсов и гипо- и гипердинамии применялась ортостатическая проба. По показателям этой пробы у незрелых дошкольников и школьников выявлена удовлетворительная и неудовлетворительная ее переносимость (19,5% и 4,8% соответственно). Среди условно зрелых дошкольников после первого обследования у 14,6% преобладала хорошая переносимость этой пробы, а после второго - удовлетворительная - 24,5%. Среди группы зрелых дошкольников неудовлетворительная переносимость ортостатической пробы выявлена у 14,6%, а у первоклассников – у 2,4%.

В роли дублирующего теста для оценки адаптивных и резервных возможностей сердечно-сосудистой системы (ССС) использован тест Леви-Гориневской (регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии физиологического покоя и поминутно, до полного восстановления, после 15 секунд дозированной физической нагрузки). По разнице ЧСС до и после физической нагрузки и по длительности восстановительного периода выделяют три типа реакции ССС на данную функциональную пробу: благоприятный (1-2мин), допустимый (3-4 мин) и неблагоприятный (5 мин и более).

На рис. 2 показано распределение дошкольников и школьников по типам реакции ССС. У дошкольников восстановление ЧСС длилось от 2 до 5 минут, что соответствовало трем типам реакции ССС (благоприятный, допустимый и неблагоприятный), а у школьников (второе обследование в ноябре первого года обучения) восстановление ЧСС длилось от 1 до 4 минут, что соответствовало двум типам реакции ССС (благоприятный, допустимый). Это свидетельствует о преобладании благоприятной возрастной динамики адаптивных возможностей развития ССС обследуемых.

Рис. 2. Распределение детей дошкольного и школьного возраста по восстановлению ЧСС после дозированной физической нагрузки.

На основе представленных данных можно сделать следующие выводы:

  1. По результатам филиппинского теста отрицательные показатели после первого обследования наблюдаются у 22% детей, а после второго - у 10%, что свидетельствует, во-первых, о благополучной возрастной динамике процессов роста и развития для большинства обследуемых, а во-вторых, о том, что в первом классе обучается 10% детей составляющих группу физиологического риска по школьной зрелости.
  2. По тесту Озерецкого после первого обследования физиологическая зрелость кисти ведущей руки была выявлена у 83% обследуемых, а после второго - у 95%.
  3. В динамике лонгитюдного обследования у большинства детей улучшаются показатели пробы Генчи, ортостатической и Леви-Гориневской, что является благоприятным фактором для процесса их адаптации к обучению в первом классе.
  4. Диагностика физиологической готовности ребенка к обучению в школе дает представление о резервных и адаптивных возможностях индивида, на основе которого возможно формирование и реализация программы коррекции школьной зрелости с помощью усилий родителей, психологов и педагогов.
Литература 1. Аганянц Е. К. "Физиология человека: учебник для магистрантов и аспирантов. Издательство: Советский спорт, 1991. 2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 3. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка). М., 2007.4. Булич К., Муравов В. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность и её стимуляции. - М.: Олимпийская литература, 2004.5. Заболотских И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека. — Краснодар: Изд—во Кубанской медицинской академии. — 1995.
Просмотров работы: 6354