В Древней Греции и Риме педагогика развивалась как часть единой тогда науки - философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей (Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана и др.).
Квинтилиан расширил возрастные границы: он отводил на подготовку детей к школе возраст от 5 до 7 лет и указывал на необходимость систематических занятий с детьми при условии, что обучение должно быть «радостным». Основное внимание при подготовке детей к школе должно было уделяться развитию памяти, чувству языка, ритму.
В отечественной психологии проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено множество исследований (Л.И. Божович, АЛ. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Г.М. Иванова, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, К.Н. Поливанова, ГА. Цукерман и др.). Российские психологи исходят из того, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование.
Божович Л.И. выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательный и социальные мотивы учения; достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включавший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной активности, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.
Смирнова Е.О. в качестве составных компонентов психологической готовности к школе рассматривает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовности.
Эльконин Д..Б. обсуждая проблему готовности к школьному обучению, на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Выготский Л.С. считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: "...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира".
Общая готовность к изучению школьных дисциплин предполагает целостное развитие
личности ребенка. В структуре общей готовности особое значение придается интеллектуальному развитию детей (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Т. В. Тарунтаева и др.). Исследователями были выявлены формы детского мышления, свидетельствующие об общем прогрессе познавательной деятельности дошкольников (от 4 до 7 лет).
Журавлёва Д. выделяет следующие компоненты психологической готовности к обучению: интеллектуальную готовность, личносто-мотивационную готовность,
эмоционально-волевую готовность, коммуникативную готовность.
Агафонова И.Н. под школьной психологической готовностью понимает сложное, системное образование, включающее следующие компоненты:
1). интеллектуальная готовность – сэто соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов(память, мышление, внимание, речь и др.);
2). личностная готовность – это зрелость системы отношений дошкольника.
3). эмоциональная готовность – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные;
4). субъективная готовность – зрелость дошкольника как будущего субъекта;
5). мотивационная готовность-зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности;
6). волевая готовность – это способность принять задачу, действовать по её осуществлению, анализировать полученный результат;
7). коммуникативная готовность – это способность дошкольника адекватно усьанавливать контакты со свертсниками, малышами и взрослыми.
В научной литературе имеются определенные расхождения во взглядах на ведущий компонент психологической готовности к школе. Одни ученые (АЛ. Венгер, Г. Витцлак, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Йиерасек, Й. Шван-цара и др.) в качестве ведущего выделяют интеллектуальный компонент, другие (Л.И. Божович, Н.Й. Гуткина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) -личностный. Следует подчеркнуть, что любой компонент структуры школьной зрелости важен не только для того, чтобы учебная деятельность ребенка бьша успешной, но и для его скорейшей адаптации к новым условиям, вхождения в новую систему отношений.
Многочисленные исследования ведущих специалистов-психологов(Л.И.Божович, Е.А. Бондаренко, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский) и их практический опыт позволяют считать, что системообразующим компонентом является мотивационная готовность ребёнка.
Многие учёные (И.Ю. Кулагина, Е.О.Смирнова, А.Д. Виноградова, Л.И. Божович, Б.С. Волков) рассматривают мотивационную готовность детей 6-7 лет к обучению в школе в контексте их личной готовности.
Обобщённо можно отразить следующие направления формирования личности дошкольника:
Становление самосознания и самооценки (Б.С.Волков, Эльконин Д.Б., БондаренкоЕ.А. и др.)
Формирование соподчинённости мотивов( Л.И.Божович, Б.С. Волков, Н.В.Волкова, А.Л. Венгер, И.Ю. Кулагина и др.
Становление половой идентификации( В.Н. Колюцкий, В.С. Мухина др.)
Становление механизма эмоционального предвосхищения (И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий, В.С. Мухина и др.)
Осознание себя во времени( В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина и др.)
Усвоение нравственных и этических норм(Б.С. Волков, Н.В. Волкова и др.)
Формирование произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, Л.И .Божович, Д.Б.Венгер и др.)
Заслуживает внимания опыт зарубежных коллег по проблеме готовности к школьному обучению. Решением данной проблемы занимаются не только педагоги и психологи, но врачи и антропологи. Наибольшее число исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными физическими и психическими показателями развития детей, а также между развитием и школьной успеваемостью (А. Керн, Я. Йирассек, С. Штребель и другие). По их мнению, ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении. К умственной зрелости исследователи относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. д.
Под эмоциональной зрелостью ими понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.
Социальная зрелость связана с потребностью ребенка в общении с другими детьми, со способностью подчиняться интересам и условностям детских групп, с готовностью ребенка принять социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения. Однако в исследованиях зарубежных ученых нет четкого разделения понятий «готовность» ребенка и «зрелость» ребенка. Одни авторы рассматривают готовность (Д. Эване и др.) как функцию возраста (т. е. ребенок считается автоматически готовым к школе по достижению определенного возраста). Другие исследователи (Д. Озубел и др.) считают готовность к школе функцией поведения, т. к. по достижению определенного возраста дети не равны по развитию и по наличию социального опыта. Д. Озубел предложил изменить программу обучения в школе таким образом, чтобы постепенно скорректировать развитие всех детей.
Солдатов Д.В. подчёркивает что «готовым к школьному обучению можно считать ребёнка, обнаруживающего психологические черты, лнжащие в интервале от «минимума» до «максимума» школьных требований. Другие исследователи считают, что школьная зрелость обусловлена индивидуальными особенностями спонтанного созревания врожденных (природных) задатков ребенка и не связана с социальными условиями жизни.
Между тем, как утверждал Б. Г. Ананьев, наука накопила информацию, отражающую неравномерность гетерохронности роста, а также знания о дифференцированном изменении тканей, костной и мышечной систем, желез внутренней секреции, основных отделов нервной системы, анализаторских систем у детей. На эту неравномерность физического развития накладывается неравномерность социального и умственного становления. Следовательно, считает Б. Г. Ананьев, «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость) субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают, и потому этот вывод должен быть распространен и на готовность ребенка к школьному обучению». Б. Г. Ананьев делает вывод о необходимости повышения общекультурного уровня родителей, уровня их образованности, а также изменения социальной среды, в которой живет ребенок как необходимых условий для готовности ребенка к школьному обучению. Способствуют более раннему умственному созреванию детей и средства массовой информации: телевидение, детские журналы, компьютер, игрушки которые соответствуют техническому прогрессу. Как правило, дети к семи годам овладевают чтением, письмом, счетом.
Простое сравнение показателей готовности, осуществленных Г. Г. и Е. В. Кравцовыми, Ш. А. Амонашвили, обнаруживает их совпадение по таким параметрам психологической готовности детей к обучению в школе, как твердое желание ребенка учиться; первоначальное умение учиться (умеет выполнять простейшее требования и задания взрослых, обладает достаточно развитыми познавательными способностями, умеет общаться со сверстниками, способен правильно воспринимать себя и оценку своего поведения другими (сверстниками и взрослыми); стремление к самоусовершенствованию.
Особую остроту приобретает вопрос при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, поскольку точка их сопряжения совпадает с точкой смены типов детского развития. В концепции развивающего обучения (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев) ведущей идеей дошкольного образования является введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы. В настоящее время, как отмечает В. Т. Кудрявцев, обозначился «вектор движения» от педагогики повседневности (традиционной) к педагогике развития (инновационной), с которым связывают стратегическую линию модернизации дошкольного образования. На полидисциплинарной базе им создается проект развивающего дошкольного образования, целью которого является создание условий творческого развития детей 3-6 лет как основы их психического развития и, в частности, формирование готовности дошкольников к развивающему школьному обучению.
Интересная целостная концепция готовности дошкольника к обучению в школе, основанная на рассмотрении готовности детей к обучению с позиции представления о человеке как сложном, иерархическом феномене, представлена в работах В. Г. Маралова и В. А. Ситарова. Готовность детей к школьному обучению ими рассматривается на трех уровнях, которые, в свою очередь, структурированы в три блока готовности.
Базовый уровень - уровень морфофункционального развития, включающий в себя степень физического развития ребенка (здоровье, возрастные пропорции тела и т. д.).
Второй блок - интеллектуальное развитие, которое должно определяться степенью сформированности у ребенка восприятия, мышления, памяти воображения.
Третий блок - личностное развитие, включающее мотивационно-эмоциональную сферу ребенка, систему его отношений со сверстниками и взрослыми и т. д.
Данные три блока готовности образуют систему потенциальных свойств личности, которые актуализируются непосредственно в деятельности и поведении ребенка и составляют - поведенческие характеристики.
Продуктивные идеи этой же концепции реализуются в практической работе педагогов и психологов, т. к. конкретные критерии (показатели) готовности указанных психологических процессов и состояний авторами не сформулированы.
В работах Г. П. Геске, Н. Ф. Алиевой концепция готовности представлена как диагностическая система, включающая три компонента: ценностно-мотивационное, содержательно-смысловое и отношенческо-деятельностное.
Алиева Н. Ф. подчеркивает, что данная система готовности характеризуется:
- эмоционально-положительным отношением детей к предстоящей учебе (это отношение адекватно мотивировано «ансамблем» познавательных, нравственных и социальных мотивов);
- сознанием специфики учебной деятельности, педагогического общения, в рамках которого она происходит;
- практической включенностью в познавательную совместную деятельность.
Предлагаются единицы диагностики развития системы готовности детей к школе - «мотив», «знание», «оценка», «самооценка».
Таким образом, по мнению отечественных и зарубежных психологов и педагогов, готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться прежде всего как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность. Психологическая готовность ребёнка к школе связана с необходимостью учёта важных психо-физиологических закономерностей их развития.
Литература:
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1999.
Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М.: Педагогика, 1998.