АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ «ЗАТРАТЫ – ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА – ПРИБЫЛЬ» (АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ «ЗАТРАТЫ – ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА – ПРИБЫЛЬ» (АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА)

Губарева К.О. 1
1СГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Анализ безубыточности является достаточно простым по форме и глубоким по содержанию инструментом планирования и принятия управленческих решений в коммерческой организации. Основой для принятия решений относительно производственной деятельности является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации. Поскольку план предприятия представляет собой систему значений показателей, которые предприятие намерено достичь в будущем, выполнение его будет зависеть от множества факторов. В процессе составления планов руководству предприятия предстоит ответить на множество вопросов, таких как:

  • сколько нужно производить продукции, чтобы предприятие не только смогло покрыть свои затраты, но и получить желаемый уровень прибыли?

  • по какой цене реализовывать произведенную продукцию?

  • какой уровень затрат позволит предприятию оставаться конкурентоспособным на рынке?

На эти и множество других вопросов позволяет ответить анализ безубыточности. В экономической литературе встречаются и другие названия этой процедуры, например: «метод критического объема продаж», «метод определения «мертвой точки», «метод точки нулевой прибыли», «операционный анализ», «маржинальный метод», «метод «затраты - объем выпуска - прибыль» или просто «СVР-анализ».

Суть метода заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность, поэтому считаем оптимальным название «анализ безубыточности».

Отметим также, что, несмотря на большое количество переводной литературы, и публикаций отечественных авторов, распространение этого метода достаточно ограничено, а использование его возможностей существенно сужено по следующей причине. Анализ безубыточной работы предприятия является сугубо внутренним делом, дополнительной работой для экономических и финансовых служб и обременительной в той мере, в какой не используются аналитические возможности зависимости «затраты - объем - прибыль». Все это является обоснованием проведения исследования в рамках данного курсового проекта.

Цель курсового проекта - изучение методики анализа безубыточности и возможностей его внедрения на исследуемом предприятии. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

  • Рассмотреть теоретические основы анализа безубыточности;

  • Дать краткую характеристику объекта исследования;

  • Рассмотреть методы анализа безубыточности;

  • Провести анализ безубыточности производства на примере объекта исследования;

  • Предложить направления совершенствования анализа безубыточности.

Объектом исследования является СПК «Дружба» Ровенского района Саратовской области. При написании курсового проекта использовались методы: табличный, монографический, сравнения, графический и др.

1 Теоретические основы рассматриваемой проблемы 1.1 Сущность, роль и значение анализа взаимосвязи «затраты — объем — прибыль»

Руководителю производственного предприятия на прак­тике приходится принимать множество разнообразных уп­равленческих решений. Каждое принимаемое решение, ка­сающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, сказывается на финансовом резуль­тате предприятия. Простым и весьма точным способом опре­деления взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности — определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определе­нии точки безубыточности является методика анализа безу­быточности производства или анализ взаимосвязи «затраты - объем-прибыль» (Cost - Volume - Profit; CVP-анализ).

Этот вид анализа является одним из наиболее эффектив­ных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выя­вить оптимальные пропорции между переменными и постоян­ными затратами, ценой и объемом реализации, минимизиро­вать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, экс­перты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обо­сновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Ключевыми элементами анализа взаимосвязи «затраты- объем-прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производ­ственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и сум­мой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) — это по­казатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж - это механизм управле­ния прибылью предприятия в зависимости от изменения объе­ма реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности — это процентное от­клонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

В экономической теории и практике существуют множе­ство методик проведения анализа взаимосвязи «затраты – объем - прибыль». Внимательное ознакомление с ними пока­зывает, что для установления точки безубыточности и опре­деления факторов, которые на нее влияют, применяется множество формул (до пяти-десяти). Между тем сама прак­тика требует применения универсальной формулы, которая позволяла бы установить взаимосвязь со всеми составляю­щими данного анализа и весьма простым способом опреде­лить влияние каждого фактора. Для достижения этих целей можно использовать следующую формулу:

где TR — общий доход;

ТС — совокупные затраты;

TFC — общие постоянные затраты;

AFC — средние (удельные) постоянные затраты;

TVC — общие переменные затраты;

AVC — средние (удельные) переменные затраты;

ТСМ — общий маржинальный доход;

АСМ — средний (удельный) маржинальный доход;

Р — цена единицы продукции;

п — сумма прибыли;

Q — объем продукции в натуральных показателях;

Qß — безубыточный объем продаж в натуральных показателях;

Sß— безубыточный объем продаж в стоимостном выражении;

%ß— безубыточный объем производства в процентах к выпуску продукции в условиях полного использования про­изводственных мощностей.

Следует отметить, что основным условием проведения анализа взаимосвязи «затраты – объем - прибыль» является деление затрат организации на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж, а переменные - изменяются про­порционально изменению этого показателя.

Рассмотренная методика анализа взаимосвязи «затраты – объем - прибыль» позволяет упростить и снизить трудоем­кость расчетных процедур, а также повысить эффективность принимаемых управленческих решений.

1.2 Ограничения и допущения анализа безубыточности

Несмотря на простоту и наглядность модели безубыточности, ее применение связано со множеством ограничений и допущений. Рассмотрим более подробно те из них, понимание которых принципиально для использования модели на практике.

Затраты можно разделить на переменные и постоянные. Лишь немногие затраты можно легко отнести к одной из двух основных категорий, остальные следует тем или иным способом разделить на две составляющие. Особенно проблематично такое разделение для условно-переменных затрат. Если разделение затрат на переменные и постоянные все же состоялось, то в анализе безубыточности следует понимать, что полученный результат тоже до определенной степени условен.

Объем выпуска меняется в релевантном диапазоне. Графическое представление взаимосвязи выручки и переменных расходов от объема выпуска продукции основано на предположении об их прямо пропорциональной зависимости. Такое предположение весьма условно. На самом деле эти зависимости носят нелинейный характер. Изучение реальных зависимостей показывает, что область дохода не является неограниченной - при достижении некоторого объема производства дальнейшее его расширение становится экономически неэффективным, поскольку спрос падает и предельный доход (выручка на единицу реализации) уменьшается. Поведение затрат прямо противоположно - после достижения некоторого объема производства начинается рост удельных затрат в связи с падением предложения ресурсов. Попросту говоря, чтобы существенно (по сравнению с обычным уровнем) увеличить выпуск, требуется закупка дополнительных ресурсов. Если ресурсы ограниченны (а это всегда так, по крайней мере, в краткосрочном периоде), попытка закупить дополнительную партию сырья приведет менеджера к поставщику, который предложит лишь более высокую цену, чем обычно, а потребность в дополнительной работе повлечет за собой оплату сверхурочных.

Структура выпуска не меняется. Модель безубыточности подразумевает, что производится единственный вид продукции или постоянная их номенклатура (тогда комбинацию продуктов, соответствующую их долевому соотношению, можно считать условной единицей, относительно которой проводится анализ безубыточности). Однако постоянство номенклатуры встречается столь же редко, как и однопродуктовое производство.

Объемы производства и реализации равны. В формулировке модели безубыточности фигурирует показатель «объем производства», при этом предполагается, что прибыль формируется именно в результате изменений величины этого показателя. На самом деле это не так. Не производство формирует прибыль! Прибыль появляется только тогда, когда продукция реализована. Когда продукция лишь произведена, но не реализована (а она может затем оказаться в составе неликвидных запасов готовой продукции и лежать на складе предприятия долгие сроки), она является лишь входящими затратами и к прибыли не имеет отношения. Дело здесь не только и не столько в бухгалтерской трактовке прибыли. В рамках учетной политики выбирается лишь метод признания выручки - по оплате или по отгрузке, но в обоих эти случаях прибыль появляется только тогда, когда покупатель уже купил эту продукцию, т. е. когда имел место факт реализации. Именно поэтому бухгалтеры с большей, чем сотрудники других служб организации, настороженностью относятся к результатам анализа безубыточности. Вообще говоря, результаты его действительны только тогда, когда объемы производства совпадают с объемами реализации, т. е. когда остатки готовой продукции остаются постоянными.

Калькулирование ведется по переменным затратам. Обязательным условием проведения анализа безубыточности является ведение учета затрат таким образом, который позволил бы выделить переменные и постоянные затраты. Такая организация учета требует серьезных усилий со стороны организации и поэтому редко реализуется на практике. Разумеется, независимо от того, какой способ учета и калькулирования затрат выбран, всегда можно в некотором приближении оценить соотношение переменных и постоянных затрат, однако, насколько приблизительна будет такая оценка, настолько надежны будут и результаты расчета уровня безубыточности. В организациях, где структура затрат не позволяет выделить переменную и постоянную составляющие, применение данного метода невозможно.

1.3 Директ-костинг как основа анализа безубыточности

Системы управленческого учета характеризуются различными при­знаками, которые можно положить в основу их классификации. Один из признаков — полнота включения затрат в себестоимость производ­ства и продаж продукции, товаров, работ и услуг.

Различают две основные системы управленческого учета: систему полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. традиционный учет полной себестоимости, и систему неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объема про­изводства, получившую название директ-костинг.

Учет по полной себестоимости может быть нормативным и ненор­мативным. Стандарт-кост предназначен для измерения полных затрат предприятия. Нормативный учет на базе переменных расходов, или директ-костинг, можно считать дальнейшим развитием стандарт-коста.

Директ-костинг — это система учета себестоимости, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия на постоянные, т.е. не зависящие от количества продукции, произведенной за единицу времени, и переменные, т.е. изменяющиеся расходы, прямо связанные с Количеством продукции, произведенной за единицу времени. Только Последняя группа издержек — прямые затраты и переменные косвенные расходы — вовлекается в исчисление себестоимости изделий. Это касается как оценки запасов полуфабрикатов и готовых изделий при давлении заключительного годового баланса, так и оценки затрат, косящихся к реализованным за отчетный период товарам. Постоянные расходы при директ-костинге учитываются на счете прибылей и убытков. Российские нормативные акты по бухгалтерскому учету разрешают относить их на себестоимость реализованной продукции, Услуг, минуя счета затрат на производство.

Сущность любого понятия должна быть выражена в его названии Наименования директ-костинг как процесс исчисления затрат и директ-кост как система, используемая для их оценки и контроля, были предложены в 1936 г. американцем Д. Харрисом и переводятся как учет прямых затрат. В свое время они соответствовали уровню разви тия теории и практики стандарт-коста. К переменным расходам тогда относили только прямые пропорциональные затраты, а все виды кос­венных расходов списывались непосредственно на финансовые ре­зультаты деятельности. В результате общая сумма переменных расхо­дов совпадала с итогом прямых затрат, что и нашло отражение в назва­нии системы.

В настоящее время директ-костинг предусматривает учет себесто­имости не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Поэтому здесь налицо некоторая услов­ность названия, в результате чего в различных странах эта система именуется по-разному. В Германии и Австрии для этого используют термины Teikostenrechnung, или Grenzkostenrechnung, т.е. учет частич­ных либо граничных затрат, или Deckungsbeitragsrechnung — учет суммы покрытия; в Великобритании директ-костинг называют еще marginal costing — учет маржинальных затрат; во Франции — 1а comptabilite marginale — маржинальный учет.

При описании этой системы в отечественной литературе по бухгал­терскому учету чаще других встречается название «учет ограниченной, или сокращенной, себестоимости».

Большинство специалистов в нашей стране и за рубежом предпо­читают название «директ-костинг», так как оно:

  • исторически обусловлено и указывает на происхождение системы;

  • достаточно полно отражает сущность системы, поскольку больший удельный вес в переменных затратах занимают, как правило, прямые переменные затраты;

  • лаконично;

  • интернационально.

Понятие директ-костинга можно использовать, с одной стороны, для характеристики варианта производственного учета с позиций пол ноты включаемых в себестоимость затрат, а с другой, более важной директ-костинг является системой управленческого (производственного) учета, основанной на классификации затрат на постоянны переменные в зависимости от объема производства, деятельности загрузки мощностей и включающей в себя учет и анализ затрат и результатов, а также принятие управленческих решений.

Главной особенностью директ-костинга является то, что себестои­мость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдель­ном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

Постоянные расходы не включаются в расчет себестоимости изде­лий, а как расходы данного периода списываются в уменьшение полу­ченной прибыли в течение того периода, в котором они были произ­ведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное произ­водство.

При системе директ-костинга схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Как отмечалось в гл. 2, прибыль организации в этом случае определяется как разница между маржинальным доходом и суммой постоянных затрат. Величину мар­жинального дохода можно определить и как сумму постоянных расхо­дов и прибыли.

Эту величину в литературе называют по-разному: валовым дохо­дом, валовой прибылью, брутто-прибылью, суммой покрытия, добав­ленной стоимостью. Поскольку понятия валового дохода и прибыли, добавленной стоимости и прибыли-брутто имеют самостоятельные значения, более обоснованно применять для обозначения разности между выручкой от продаж (без НДС и акцизов) и переменными рас­ходами, суммы прибыли и постоянных затрат термины «маржиналь­ный доход» или «сумма покрытия».

Важной особенностью директ-костинга является основанная на ис­пользуемой им группировке затрат на постоянные и переменные воз­можность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом Производства и продаж, затратами и прибылью. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами Производства.

Одной из задач управленческого учета на предприятии является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимых для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.

Поскольку управленческие решения обращены в перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых доходах и расходах. Так, выделяют затраты прямые и косвенные, основные и накладные, переменные и постоянные. Последняя классификация положена в основу директ-коста.

Постоянные и переменные затраты выделяют в зависимости от отношения к объему производства продукции.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), то есть зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда и затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.

Переменные затраты характеризуют стоимость продукта, все остальные (постоянные затраты) – стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.

Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной. Переменные затраты находятся в постоянном движении, их динамику несложно проследить. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителям, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение для продажи товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия, называются постоянными производственными предприятиями. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов.

Следует отметить, что в реальной хозяйственной практике бывает достаточно сложно разделить затраты на переменные и постоянные. Дело прежде всего в том, что любая конкретная статья или элемент затрат может быть комбинированной, т.е. представлять собой «смесь» постоянных и переменных издержек. В большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменный, так и постоянный компоненты (напр., оплата пользования телефоном состоит из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).

2 Современное состояние анализа безубыточности 2.1.Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия

В административном отношении территория СПК «Дружба» расположена в южной части Ровенского района Саратовской области и представлена одним земельным массивом, вытянутым с севера на юг. На севере район граничит с Энгельским р-оном, на востоке с Краснокутским, на юго-западе с Волгоградской областью.

По физико-географическим условиям территория СПК «Дружба» расположена в сухостепной зоне Саратовского Левобережья и характеризуется резко континентальным (засушливым) климатом. Характеристика климатических условий территории дается по многолетним данным метеостанции в р.п.Ровное. Среднегодовая температура воздуха составляет 4,2°С.

В целом климатические условия зоны расположения хозяйства являются благоприятными для выращивания сельскохозяйственных культур, но агротехника современного земледелия, в условиях недостаточного количества выпадающих осадков, должна сводиться к максимальному накоплению и рациональному расходованию влаги в почве.

В геоморфологическом отношении территория СПК «Дружба» расположена на северной окраине Прикаспийской низменности в центральной части водораздела реки Волга, который в пределах землепользования расчленяется на ряд второстепенных разделов.

Общий характер рельефа района расположения хозяйства равнинный.

Территория СПК «Дружба» относится к степной зоне. Поверхность сложена четвертичными отложениями (пески, суглинки, глины) доминируют темно-каштановые и каштановые почвы. На территории хозяйства распространены глины и суглинки, занимающие вершины водоразделов и склоны.

Центральная усадьба хозяйства размещена в селе Кочетное, расположенном в 15км на юг от районного центра Ровное и в 100 км на север от областного центра г.Саратова.

Ближайших железнодорожных станций нет.

Пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции являются: р.п.Ровное, г.Энгельс, г.Саратов.

По территории СПК «Дружба» проходят дороги федерального значения: Саратов-Волгоград-югРоссии. Покрытие дорог – асфальтированное, состояние – удовлетворительное. СПК «Дружба» является многоотраслевым хозяйством.

Природно-климатические условия и потребность животноводства в кормах определили структуру посевных площадей в хозяйстве.

Наибольший удельный вес в структуре посевных площадей занимают зерновые культуры, что подтверждает зерновое направление отрасли растениеводства.

Основными видами скота, разводимого в хозяйстве, являются крупный рогатый скот и свиньи. Основными элементами организационной структуры являются: основное производство, обслуживающие производства, вспомогательные производства, а также объекты социальной сферы.

Основное производство СПК «Дружба» включает в себя две отрасли - растениеводство и животноводство. В свою очередь каждая из этих отраслей имеет свои структурные звенья и подразделения.

На организационное устройство СПК «Дружба» влияет целый ряд факторов. Основные из них следующие: размеры производства, уровень специализации и концентрации, техническая оснащенность производства, природные и экономические условия, комплексность размещения земельных угодий, состояния дорог и т.д.

В сельском хозяйстве в отличие от промышленности, земля – это главное средство производства. Она является одновременно и предметом и средством труда.

Земельный фонд – это площадь земли, находящаяся в границах хозяйства, независимо от целевого назначения хозяйственного использования и отличий в правовом решении.

Состав земельного фонда – это площадь сельскохозяйственных и не сельскохозяйственных угодий. Сельскохозяйственные угодья используются для производства сельскохозяйственной продукции. При анализе использования земельного фонда необходимо изучить размер земельных угодий. Сельхозугодья, занятые многолетними культурами - это земли занятые древесными, кустарниковыми или травянистыми многолетними растениями, предназначенными для получения плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции, а также декоративного оформления территорий. Из этого вида сельхозугодий выделяют сады, ягодники, плодовые питомники, плантации.

Рациональное использование земли предполагает соответствие состава и соотношения угодий направлению развития хозяйства, а также увеличения удельного веса высоко продуктивных сельскохозяйственных угодий. Размер и структура угодий, прежде всего сельскохозяйственных, оказывает существенное, а иногда и решающее влияние на организацию производства, в значительной степени диктует направление специализации предприятия.

Таким образом, в основу классификации земельных угодий положено хозяйственное использование земель с учетом их природных особенностей.

Состав и структура земельного фонда СПК «Дружба» представлены в таблице 1.

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод, что земельный фонд СПК «Дружба» на протяжении трех лет изменялось. Наибольшую долю в общей земельной площади хозяйства занимает пашня – 7695 га. Также значительную часть составляют пастбища – 2706 га. А что касается сенокосов и многолетних насаждений, так их площадь занимает небольшую часть общей земельной площади хозяйства.

Таблица 1 – Структура земельных угодий СПК «Дружба»

Виды угодий

2009 г.

2010 г.

2011 г.

га

%

га

%

га

%

Общая земельная площадь - всего

11676

100

11676

100

11676

100

в т.ч. всего с/х угодий

10401

89,08

10401

89,08

10401

89,08

из них:

пашня

7695

66

7695

66

7695

66

сенокосы

25

0,21

25

0,21

-

-

пастбища

2706

23,17

2706

23,17

2706

23,17

многолетние насаждения

285

2,44

285

2,44

-

-

Пруды и водоемы

119

1,02

119

1,02

60

0,5

Приусадебные участки, коллективные сады и огороды работников хозяйства

389

3,33

389

3,33

-

-

Прочие земли

930

8

930

8

930

8

Теперь рассмотрим трудовые ресурсы. К ним относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

Чтобы проанализировать обеспеченность СПК «Дружба» трудовыми ресурсами рассмотрим таблицу 2.

Исходя из нижеприведенных данных на СПК «Дружба» на протяжении периода 2009 – 2011 гг происходило сокращение всех категорий работников на 30 человек несмотря на то, что фонд заработной платы упал с 3797 тыс. руб. в 2009 году до 3255 тыс. руб. в 2011году. Категории работников ЖКХ и культурно-бытовых учреждений, торговли, общественного питания и коневодства к 2011г были совсем ликвидированы. Численность операторов машинного доения и скотников крупного рогатого скота значительно не увеличилась. Основную долю занимают работники занятые в сельскохозяйственном производстве – около 90% от общей численности работников.

Таблица 2 – Наличие трудовых ресурсов СПК «Дружба»

Работники

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонения 2011 г. от 2009 г. (+,-)

По организации всего

67

46

41

-26

в т.ч.:

Работники, занятые в с/х производстве всего

59

46

41

-18

в т.ч.:

рабочие постоянные

45

34

31

-14

из них:

трактористы-машинисты

18

16

13

-5

операторы машинного доения, дояры

5

5

5

0

скотники КРС

6

4

4

-2

работники свиноводства

9

7

7

-2

работники коневодства

-

-

-

-

Рабочие сезонные и временные

-

-

-

-

Служащие

14

12

10

-4

из них: руководители

5

4

4

-1

специалисты

4

4

4

0

Работники, занятые в подсобных промышленных предприятиях и промыслах

6

-

-

-

Работники ЖКХ и культурно-бытовых учреждений

1

-

-

-

Работники торговли и общественного питания

1

-

-

-

Работники, занятые на строительстве хозспособом

-

-

-

-

Специализация – одна из форм общественного разделения труда и организации производства. Она проявляется в производстве определенных видов продукции при различном сочетании отраслей.

Для определения специализации любого предприятия используется прямой показатель - структура товарной продукции. Данный показатель отражает удельный вес той или иной отрасли, того или иного вида продукции в общей выручке хозяйства от реализации сельскохозяйственной продукции. Специализация производства характерна для всех отраслей материального производства, а также непроизводственной сферы.

Различают три основных вида специализация производства: предметная, подетальная, технологическая (стадийная).

Примерами предметной специализации служат автомобильные и тракторные заводы, обувные и швейные фабрики, выпускающие законченные обработкой готовые продукты определённого рода. При предметной форме специализации предприятия отрасли сосредоточивают свою деятельность на отдельных предметах, годных к самостоятельному потреблению - хлеб, вино, масло, машины, мебель и др. На основе предметной формы специализации в основном сформировались отрасли пищевой, машиностроительной, мебельной промышленности - сахарная, кондитерская, станкостроительная, автомобильная и др.

Примеры подетальной специализации - заводы шарикоподшипников, автомобильных поршней, крепёжных метизов, строительных деталей и др. предприятия, выпускающие детали и узлы. При подетальней (поузловой) форме специализации предприятия отрасли сосредоточивают свою деятельность на производство отдельных деталей или узлов готового продукта, годного к самостоятельному потреблению. Подетальная (поузловая) форма специализации применяется и довольно развита в отраслях промышленности, производящих конструктивно-сложную продукцию - машиностроение, приборостроение, автомобильная, инструментальная промышленность.

Технологическая (поузловая) форма специализации предполагает сосредоточение деятельности предприятий на производстве одной или нескольких фаз производства готового продукта, годного к самостоятельному потреблению. Эта форма специализации позволяет рациональнее рассредоточить отрасли промышленности, приближая одних к источникам сырья, других - к районам потребления.

Таблица 7 – Структура товарной продукции СПК «Дружба»

Показатели

2009г.

2010г.

2011г

В среднем за три года

Тыс.руб

%

1

2

3

4

5

6

Зерновые и зернобобовые – всего

3514

1779

8357

13650

32,3

в т.ч. пшеница

2028

436

6336

8800

20,8

гречиха

-

-

-

-

-

ячмень

562

-

1793

2355

5,5

овес

-

-

-

-

-

Прочие зерновые и зернобобовые

-

-

-

-

-

Подсолнечник

766

729

764

2259

5,3

Прочая продукция растениеводства

1080

850

1597

3527

8,3

Итого растениеводства:

5360

3358

10718

19436

46

Скот и птица в живой массе -всего

3742

1671

611

6024

14,2

в т.ч. крупный рогатый скот

238

259

148

645

1,5

свиньи

3504

1412

463

5379

12,7

лошади

-

-

-

-

-

Молоко цельное

2015

2306

2110

6431

15,2

Прочая продукция животноводства

-

-

-

-

-

Продукция животноводства собственного производства, реализованного в переработанном виде

4086

3724

2540

10350

24,5

Мясо и мясопродукция

4086

3724

2540

10350

24,5

в т.ч. крупный рогатый скот

1625

2429

905

4959

11,7

свиньи

2461

1295

1635

5391

12,7

Итого животноводства:

9843

7701

5261

22805

54

Всего по хозяйству:

15203

11059

15979

42241

100

Судя из структуры товарной продукции хозяйства можно сделать вывод, что специализация СПК «Дружба» зерно-молочная, т.к. удельный вес зерновых 32,3%, молока 24,5%. Значение коэффициента специализации характеризует предприятие как хозяйство с высоким уровнем специализации, 32,3% доля перепродажи - стоимость оборотных фондов за рассматриваемый период. Средний за 2009-2011 гг. коэффициент специализации СПК «Дружба» составил 0,47, что свидетельствует о высоком уровне специализации в хозяйстве.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности. Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Анализ финансовых результатов СПК «Дружба» представлен в таблице 8.

Таблица 8 – Финансовый результат хозяйственной деятельности, тыс. руб.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение 2011от2009г.

Выручка

13058

9634

13197

139

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

15203

11059

14573

-603

Прибыль(убыток) от продаж

2145

1425

1376

-769

Прочие доходы

6701

10653

6055

-646

Прочие расходы

4367

9094

816

-3551

Прибыль(убыток) до налогообложения

702

795

3135

2433

Иные платежи из прибыли

156

120

116

-40

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

-2145

-1425

3019

5164

Выручка от продажи продукции и полная себестоимость за анализируемый период увеличились на 139 тыс. руб. и себестоимость проданных товаров уменьшилось 603 тыс. руб. Прибыль от продаж сократилась на 769 тыс. руб. Прочие доходы снизились на 646 тыс. руб., а прочие расходы увеличились на 816 тыс. руб. Прибыль от налогообложения и чистая прибыль увеличились на 2433 тыс. руб. и 5164 тыс. руб. соответственно. Иные платежи сократился на 40.

2.2 Графический метод в анализе безубыточности

Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка.

На практике для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

1. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем производства - прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

на графике строится линия постоянных затрат (FC), для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;

на оси абсцисс выбирается какая-либо точка, то есть какая-либо величина объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая ТС на графике, отвечающая этому значению;

вновь выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая (TR), отвечающая данному значению.

Изображенная на рисунке 1 точка безубыточности (порог рентабельности) -это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат.

Точка безубыточности, на графике это точка Q*, расположенная на пересечении прямых, построенных по значению затрат и выручки.

Рисунок 1 - Графическое представление точки безубыточности

Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

2.3 Метод уравнений в анализе безубыточности

Метод уравнений основан на исчислении прибыли предприятия последующей формуле:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль (1)

Детализируя порядок расчета показателей данной формулы для расчета точки безубыточности, ее можно представить в следующем виде:

Р*Х- Yvc*X- Yfc = 0, (2)

где Р - цена единицы продукции;

Yvc - переменные затраты на единицу продукции;

Yfc - постоянные затраты;

Х- пороговый объем производства.

Отсюда нетрудно рассчитать пороговый объем производства.

Х= YFC /(P-Yvc) (3)

3.Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

Х = Уfс/Нмд (4)

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара (величина P-Yvc из формулы 3).

Кроме показателей, рассмотренных при проведении анализа «затраты - объем производства - прибыль», необходимо рассчитать показатели маржинального запаса прочности и уровень производственного рычага. Использование этих показателей поможет быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Маржинальный запас прочности (МЗП) - это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

МЗП _ Фактическая выручка - Пороговая выручка х 100 /Фактическая выручка, (5)

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Производственный рычаг - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг). Данный показатель характеризует долю постоянных затрат в структуре общих затрат данной организации. Эффект производственного рычага может быть рассчитан по следующей формуле:

Эпр = МД/П, (6)

где Эпр - эффект производственного рычага;

МД - маржинальный доход хозяйствующего субъекта;

П - прибыль хозяйствующего субъекта.

Уровень производственного рычага значителен на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным. Наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного рычага, теряют гибкость в управление своими затратами, большой удельный вес в составе затрат занимают переменные затраты. Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж и незначительное изменение объема продаж приводит к значительному изменению прибыли.

Производственный рычаг является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного рычага может изменяться под влиянием цены и объема продаж; переменных и постоянных затрат; комбинации любых из этих перечисленных факторов.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости. Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет с росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать примой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запаса сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма производственного рычага, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

Для российских предприятий CVP-метод не является официально рекомендованным методом управления затратами. Поэтому пока он может использоваться в основном для прогнозных расчетов. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

3 Перспективы использования анализа безубыточности 3.1 Система управления издержками предприятия в рамках CVP-подхода

Существенной методологической особенностью системы управления издержками в рамках CVP-анализа является использование зависимости величины издержек от объема реализации товара. Суммарные переменные издержки увеличиваются с ростом объемов, а постоянные издержки на единицу продукции – уменьшаются. При уменьшении объемов реализации наблюдаются противоположные тенденции.

Важность четко работающей на предприятии комплексной системы управления издержками трудно переоценить. Например, при уровне рентабельности 15% сокращение издержек на 6% по своему влиянию на прибыль равноценно росту реализации на 33%. Аналогичное изменение издержек с обратным знаком может нанести сокрушительный удар по благосостоянию предприятия.

На рис. 2 представлена принципиальная схема непрерывного процесса управления издержками предприятия.

Рисунок 2 - Принципиальная схема управления издержками предприятия

В основу данной схемы положен простой принцип: чтобы уметь управлять издержками, необходимо научиться их измерять и анализировать. Поэтому схема управления издержками включает две управляющие “линейки”: “измерение и анализ” и “контроль и снижение”.

Рассмотрим каждое из направлений отдельно, используя теоретический материал, помещенный в предыдущих параграфах данного раздела.

Измерение и анализ издержек является первым этапом системы управления издержками. Это целостная аналитическая процедура, которая включает в себя следующие этапы:

  1. Сбор данных по издержкам на основании принятой системы центров затрат и центров прибыли.

  2. Выделение переменной части всех видов издержек, приходящейся на единицу продукции (на основании информации об издержках в течение последних 6-10 месяцев).

  3. Локализация постоянных издержек по видам продукции с использованием АВС-метода.

  4. Проведение стандартного анализа безубыточности, который выражается в оценке точки безубыточности, запаса безопасности и прибыльности для каждого вида продукции.

  5. Проведение целевого планирования прибыли, которое позволяет оценить объем продаж для достижения заданной величины прибыли, и оценка запаса безопасности для планируемого объема реализации.

В реальной практике нельзя ограничиваться только этой аналитической процедурой. Данная процедура должна использоваться непрерывно в процессе деятельности предприятия. На рис. 3 представлен вариант реализации системы непрерывного анализа и планирования издержек. Существенной частью этой системы является совместный анализ двух дополнительных факторов:

  • производственных возможностей предприятия (внутренний фактор),

  • цен и потребностей рынка (внешний фактор).

При проведении этого анализа методика несколько меняется. Предприятие непрерывно собирает информацию о переменных издержках, желая использовать наиболее “свежую” информацию для анализа и планирования. Вместе с тем, постоянные издержки приходится планировать исходя из двух факторов:

Рисунок 3 - Система непрерывного анализа и планирования

  • прогноза консервативной части издержек, т.е. той части постоянных издержек, которая исторически сложилась на протяжении прежних периодов деятельности предприятия,

  • прогноза дополнительных объемов постоянных издержек, которые являются следствием дополнительных потребностей предприятия.

Выводы, сделанные на основе этой процедуры, должны стать источником для неудовлетворенности предприятия состоянием своих издержек. Базовой философией деятельности предприятия должно стать стремление постоянно снижать свои издержки, не ухудшая при этом качества продукции. Данная философия присуща японскому менеджменту, что во многом предопределило успех японского предпринимательства.

В то же время необходимо организовать деятельность по контролю и снижению издержек. Известны три основных подхода к снижению издержек [9].

  1. анализ структуры затрат и снижение критических видов издержек,

  2. анализ сравнительных показателей,

  3. анализ проводников затрат.

Рассмотрим каждый из трех подходов отдельно.

Сущность первого подхода базируется на известном принципе Парето, который в интерпретации издержек формулируется следующим образом: 20% видов из общей номенклатуры издержек предприятия порождает 80% суммарной величины валовых издержек. Руководствуясь этим принципом, предприятие выбирает те издержки, которые являются наиболее “весомыми” в общей массе издержек и пытается сокращать именно эти издержки, достигая тем самым наибольшего эффекта в снижении себестоимости.

Второй подход, основанный на анализе сравнительных показателей, является в последнее время очень модным, и не только в области управления издержками. Общее название подхода произносится как “бенчмаркинг” от английского “bench-marking”, буквально “анализ ориентиров”. В соответствии с этим подходом предприятие выбирает некоторый ориентир для достижения определенного уровня издержек, который выбирается из совокупности показателей других предприятий, имеющих более высокие экономические показатели. Логика этого пути очевидна: если кто-то смог достичь такого уровня издержек, то почему данное предприятие не сможет этого сделать. Иногда в качестве ориентира предприятие выбирает свой собственный уровень издержек, который имел место несколько лет назад.

Следует признать, что, обладая очевидной рациональностью, первые два пути не отличаются конструктивностью. В этом смысле третий подход выгодно отличается от первых двух.

Сущность этого подхода состоит в анализе проводников (или носителей) затрат (cost drivers), т.е. процессов, которые порождают соответствующие издержки. При использовании этого подхода наибольший эффект достигается, когда объект анализа издержек максимально детализирован. При анализе путей снижения издержек с помощью проводников затрат наиболее рационально локализовать отдельный законченный блок анализа в рамках центра затрат, т.е. отдельного подразделения предприятия, производящего товарную продукцию или являющегося вспомогательным. Последовательность выполнения анализа может быть представлена в виде следующей типовой процедуры.

  1. В рамках выбранного центра затрат составляют список основных проводников издержек. Перечень проводников издержек составляется цеховыми экономистами совместно с технологами. К числу типичных проводников затрат можно отнести: объемы партий сырья, пути следования сырья по технологическому маршруту, место и продолжительность хранения сырья в цехе, расположение технологического оборудования, производительность и технические характеристики оборудования и т.д. Общий список может достигать величины от нескольких десятков до нескольких сотен.

  2. Следующим шагом является составление таблицы влияния выбранных проводников затрат на конкретный вид издержек согласно номенклатуре затрат производственного цеха или любого другого подразделения предприятия. Подобную таблицу можно представить следующим образом.

  3. На третьем шаге происходит заполнение этой таблицы, т.е. простое отмечание тех клеточек, которые имеют взаимное пересечение типа “этот проводник затрат влияет на этот вид издержек”.

  4. На четвертом шаге из всего множества видов издержек выбираются те, которые имеют наибольшую структурную составляющую в общей величине себестоимости. Здесь уместно вспомнить первый подход к управлению издержками, который был описан выше. С помощью этого анализа одновременно выявляются наиболее значимые проводники издержек (в таблице проведено затемнение критических видов издержек). Следует заметить, что этот шаг является весьма уместным, учитывая большой изначальный объем проводников затрат.

  5. Последний шаг является наиболее ответственным, так как на этом шаге выбираются наиболее эффективные пути воздействия на проводники затрат с целью снижения соответствующего вида издержек. Этот шаг – в большей степени искусство, чем наука, так как эффективность его реализации зависит от опыта и таланта менеджера или инженера.

Следует рекомендовать аналогичный принцип контроля издержек – процесс уменьшения издержек должен длиться неопределенно долго, ровно столько, сколько будет существовать предприятие.

3.2 Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Основные этапы анализа

Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

Расчет величины исследуемых показателей.

Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Анализ «издержки — объем — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:

I этап

Сколько наличного капитала требуется предприятию?

Каким образом можно мобилизовать эти средства?

До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

II этап

Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность?

До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием?

Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?

Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости?

Какого продукта производить больше: А или Б?

Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?

III этап

Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?

Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать и стимулировать продажу товара в рассрочку, при одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью?

IV этап

Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов?

Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним? Не чрезмерный ли это груз для предприятия?

Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?

Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.

Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, большая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Идеальные условия для бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.

Постоянные издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности.

Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи (этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества: Запас финансовой прочности х Коэффициент валовой маржи = Прибыль).

В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.

По результатам анализа разрабатываются конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ и на вопросы о влиянии на прибыль нарушения договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.

Выводы и предложения

На основании проведенного исследования можем сделать следующие выводы теоретического и практического плана.

  1. Основой проведения анализа безубыточности производства является деление затрат на постоянные и переменные и их учет в системе директ – кост.

  2. Исходными допущениями при проведении анализа безубыточности являются следующие:

    1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные.

    2. Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.

    3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль.

Различают два базиса анализа и планирования:

1) ресурсный;

2) денежный.

  1. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем производства -прибыль».

  2. Метод уравнений основан на исчислении прибыли предприятия последующей формуле:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль.

Внесем предложения:

  1. Внедрить в СПК «Дружба» комплексную систему управления издержками, основным элементов которой является анализ безубыточности производства.

  2. Организовать деятельность по контролю и снижению издержек по направлениям: анализ структуры затрат и снижение критических видов издержек, анализ сравнительных показателей, анализ проводников затрат.

  3. Для проведения практических расчетов по анализу безубыточности рекомендуется использовать специальный рабочий формат, что сделает анализ более удобным и сопоставимым по подразделениям и временным периодам..

  4. Регулярно проводить анализ зависимости «затраты – объем - прибыль», что будет способствовать повышению эффективности управления производственными затратами.

  5. Внедрить автоматизацию анализа безубыточности, что сделает данные анализа более точными, снизит трудоемкость аналитических работ и позволит боле часто проводить такой анализ для повышения оперативности принятия управленческих решений.

Список использованной литературы
  1. Анализ «затраты - объем - прибыль»: материалы семинара компании АКМР, http://www.akmr.ru, 2012 // http://www.cfin.ru/management/finance/akmr/03.shtml

  2. Безбородова, Т.И. Калькулирование себестоимости в зависимости от полноты учета затрат / Т.И Безбородова // Управленческий учет. 2011.- №9

  3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – 6-е изд. – м. : Омега-Л, 2009. – 570 с.

  4. Вахрушина, М.А. Анализ финансовой отчетности. Учебник / М.А. Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 367 с.

  5. Воронова, Е.Ю. «Затраты-объем-прибыль»: графическое представление, Е.Ю. Воронова // «Аудитор». -2005.- №11

  6. Врублевский, Н. Д. Сборник задач по управленческому учету издержек производства с решениями / Н. Д. Врублевский, И. М. Рендухов, А. М. Эйдинов.– М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2009.– 456 с.

  7. Глушков, И. Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии / И. Е Глушков. Москва: Экор-книга, 2005.-1056 с.

  8. «Директ-кост». Правдивая себестоимость. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Книжный мир, 2009.

  9. Друри, К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. /К.Друри; Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003. - 560 с.

  10. Иванова, Ж.А. Курс лекций по дисциплине «Операционный анализ» (для студентов V курса заочного обучения специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)/ Ж.А. Иванова. - Улан-Удэ, 2002. – 34 с.

  11. Ивахник, Д.Е. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности/ Д.Е. Ивахник //Маркетинг в России и за рубежом. - №1. - 2011, с. 24-27

  12. Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет (2-е издание) / В.Б. Ивашкевич. – М.: Магистр, 2008. - 576 с.

  13. Ивашкевич, В.Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу / В.Б. Ивашкевич. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 192 с.

  14. Керимов, В.Э. Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль»/ В.Э. Керимов, О.А. .Роженецкий // http://referent.mubint.ru/8/1088

  15. Лебеда Т. Анализ безубыточности и маржинальной прибыли в процессе планирования производства/ Теория и практика управления, № 4 2009 с.15-19

  16. Лебеда, Т. Анализ безубыточности и маржинальной прибыли в процессе планирования производства/ Т. Лебеда // Теория и практика управления, N4 2003 с.15-19

  17. Маркарьян Э.А. Управленческий анализ в отраслях: Учебное пособие. / Э.А. Маркаряьн, С.Э. Маркарьян, Г.П. Герасименко – М.: КноРус, 2009. – 320 с.

  18. Михалева, О.Л. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия для целей принятия управленческих решений / О.Л. Михалева // Управленческий учет. – 2010 - № 3

  19. Молчанов, С.С. Бухгалтерский и управленческий учет (два полных курса). Полный курс MBA / С.С. Молчанов. – М.: Эксмо, 2008. - 736 с.

  20. Молчанов, С.С. Управленческий учет за 14 дней / С.С. Молчанов. – М.: Эксмо, 2008. - 544 с.

  21. Нестеров, В. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений/ В. Нестеров, А. Важнов. - М.: «Экономика и жизнь», 2012. - 168 с.

  22. Николаева, С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ - костинг»: Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 128 с.

  23. Полозова, А.Н. Управленческий анализ отраслях / А.Н Полозова, Л.В. Брянцева– М. – КноРус. – 2008. -336 с.

  24. Просветов Г.И. Экономический анализ. Задачи и решения. Учебно-практическое пособие / Г.И.Просветов. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 640 с.

  25. Савицкая, Г.В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий. Учебник - 5 изд./ Г.В. Савицкая. –М: Инфра-М, 2011. – 368 с.

  26. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник - 5 изд. / Г.В. Савицкая. –М: Инфра-М, 2009. – 536 с.

  27. Смирнов, В.Т Cost-volume-profit-анализ в системе менеджмента/ в.т.,смирнов // Управленческий учет. 2011.- №10

  28. Соснаускене, О.И. Финансовый анализ организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Практическое пособие / О.И Соснаускене, Н.В Драгункина. - М.:Экзамен, 2008.-224 с.

  29. Тафимцева, В.Н. Маржинальный доход как инструмент оценки финансовых результатов/ В.Н. Тафимцева // Финансовый менеджмент.- 2011.- №3.- С.15-30.

  30. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2011. - 512 с.

  31. Хорнгрен, Ч.Т., Бухгалтерский учет: управленческий аспект/ Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с.

  32. Шуляк П.Н.Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд./ Шуляк П.Н.: М.: Издат. дом «Дашков и К», 2004. – 336 с.

  33. Яругова, А. Управленческий учет. Опыт экономически развитых стран / А. Яругова - М.: Финансы и статистика, 2001.-230 с.

Приложение

44

Просмотров работы: 31868