Изучая историю III Рейха, необходимо особо остановиться на деятельности представителей антигитлеровских заговорщических организаций, которые, возможно, предотвратили бы столь кровавые последствия гитлеровского режима для всего мира. «Люди, которые желали спасти Германию, тайком клали адские машины в форме бутылок со шрапнелью рядом с сидением фюрера в его автомобиле; они пытались взорвать его спецпоезд, замаскировав покушение под железнодорожную катастрофу. Они хотели застрелить Гитлера из винтовки с оптическим прицелом на параде, который был устроен в честь его 50-летия» [1; 194].
В данной же статье рассматривается покушение на Гитлера в июле 1944 года, организованное полковником Клаус Шенк фон Штауффенбергом, которое получило кодовое наименование «Валькирия».
Клаусс Шенк фон Штауффенберг (1907-1944) является одной из ярчайших примеров сопротивления гитлеровскому режиму. Фон Штауффенберг родился в баварском городе Йеттингене. С 1926 г. — в вооруженных силах Германии, с 1938 г. — офицер Генерального штаба. В 1943 г. — начальник оперативного отдела 1-ой танковой дивизии в Тунисе, где служил под началом Роммеля. Был тяжело ранен в результате воздушного налета (лишился глаза, правой руки и двух пальцев на левой руке), но отказался от демобилизации, рассчитывая использовать пребывание в армии для организации выступления военных против нацистов. Как истинный германский офицер, глубоко переживающий за судьбу свей страны, он также глубоко презирал Гитлера, который обрек Германию на полную разруху, бесчисленные беды и дальнейший распад. С целью предотвращения окончательного разрушения своей Родины, полковник фон Штауффенберг решил спланировать и организовать покушение на Гитлера под кодовым названием «Валькирия». Формально операция предусматривала подавление нарастающего восстания иностранных рабочих, согнанных в Германию на подневольный труд. А неформальный план «Валькирии» заключался в том, чтобы уничтожить Гитлера и его приспешников – Гиммлера и Геринга бомбой замедленного действия во время обсуждения докладов в Бергхофе, и, организовав, таким образом, государственный переворот, искоренить застоявшиеся нацистские устои в Германии.
Итак, осуществление заговора было назначен на 20 июля 1944 года, в ходе которого Штауффенберг должен был положить портфель с заряженной бомбой у ног Гитлера. Однако во время обсуждения докладчику мешал портфель, и он его передвинул подальше от Гитлера. За 5 минут до взрыва Штауффенберг вышел из помещения, и после того, как прогремел взрыв, думая, что никто не уцелел, «вскочил в свою машину, стремясь как можно быстрее выехать за предел заградзон» [2; 207].
«В 17 час. 30 мин. Заговорщики отправили всем командным органам вермахта подписанную генерал - фельдмаршалом фон Вицлебеном телеграмму: «Фюрер Адольф Гитлер мертв. Бессовестная клика чуждых фронту партийных главарей пытается воспользоваться этим положением для того, чтобы нанести сражающемуся фронту удар в спину и в своих корыстных целях захватить власть. В этот час величайшей опасности имперское правительство ради поддержания спокойствия и порядка вводит чрезвычайное военное положение и поручает мне верховное главнокомандование германскими вооруженными силами» [2; 208].
В целом, известно, чем закончился заговор – Гитлер был невредим, отделался легкими ушибами, а соответственно, заговорщики потерпели сокрушительное поражение и были расстреляны (21 июля 1944 г). Однако, нас в данном вопросе волнует несколько иное, а именно: почему офицеры германской армии, будучи представителями консервативного лагеря, допустили прохождение Гитлера вверх по властной структуре? В. Бертольд объяснял это тем, что Штауффенберг считал целесообразным приход к власти нацистского режима как временного полезного для народа явления, несмотря на то, что он по сути должен быть монархистом. Однако как мог офицер и аристократ как современный и цивилизованный человек допустить те зверства, которые совершались по отношению к евреям (холокост) или нечеловеческое содержание пленных в концлагере Бухенвальд? Почему офицеры дожидались момента, когда станет ясно, что Германия потерпит поражение в этой войне, ведь в июле 1944 года второй фронт уже был открыт? Сейчас для нас, для современных людей, с высоты нового XXI века сложно адекватно оценивать поведение людей того времени. Мы можем интерпретировать их поведение с трех позиций: 1. Они сами были подвержены сильному влиянию такого харизматичного лидера как Гитлер, и только когда почувствовали крах Германии, стали искать пути уничтожения своего фюрера. 2. Эти люди ждали величия Германии, которое могла принести победа во Второй Мировой войне, а поскольку победы не произошло, нужно было уничтожить виновного в этом. 3. Заговорщики – герои, поскольку жертвовали своими жизнями ради спасения Германии.
В целом, необходимо сказать, что вина за те ужасы, которые происходили в мире в этот сложнейший период в мировой истории, несомненно, лежит на каждом из этих офицеров, поскольку именно они допустили приход к власти такого человека и те зверства, которые происходили. К сожалению, мы не можем расспросить этих людей о причинах такого пассивного поведения, однако изучая историю и источники, мы можем приблизить себя к ответу на этот вопрос и в некотором смысле пролить свет на неясные и темные стороны данного исторического периода.
Литература:
1. Бертольд В. Из истории покушений на Адольфа Гитлера//Новая и новейшая история.-1999.-№4.-С.193-206.
2. Бертольд В. Из истории покушений на Адольфа Гитлера//Новая и новейшая история.-2000.-№2.-С.200-220.