ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современной школы. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого математического материала. Кроме того, в дополнение к компьютеру и видеопроектору в настоящее время широко используются интерактивные доски. На первый взгляд, свойства интерактивной доски интуитивно понятны: в них совмещены возможности обычной доски и видеопроектора, следовательно, на такой доске можно писать обычным образом или проецировать любое изображение, например, интерактивную модель, анимацию, видеофрагмент. Вместе с тем интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что интерактивная доска приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, усиливает мотивацию учения.

Отсюда вытекает тема исследования «Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся на уроке математики в начальной школе».

Объектом исследования является повышение мотивации учащихся.

Предметом исследования является возможности повышения мотивации учащихся с помощью интерактивной доски.

Цель исследования: разработать фрагменты уроков информатики с применением интерактивной доски.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

  • раскрыть сущность, структуру понятия «Мотивация»;

  • проанализировать различные классификации мотивов, структуру мотивации;

  • изучить подходы к формированию мотивации учения;

  • подобрать диагностику мотивации учения;

  • выявить возможности применения интерактивной доски на уроке математики;

  • разработать фрагменты уроков с применением интерактивной доски.

Гипотеза: применение интерактивной доски на уроках математики позволит повысить учебную мотивацию школьников.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем рассмотрены подходы к формированию мотивации учения и структурированы приёмы повышения мотивации учащихся на уроках математики, выявлены возможности использования интерактивной доски на уроке математики.

Практическая значимость исследования состоит в разработке фрагментов уроков математики с применением интерактивной доски и опытно – практической части исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

  • Эмпирические – беседа, тестирование.

  • Теоретические – теоретический анализ методической, психологической и педагогической литературы, метод реферирования, цитирования и конспектирования.

Глава 1. Мотивация как психологическая категория
  1.  
    1. Сущность и структура понятия «мотивация»

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. "Когда люди общаются друг с другом, то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой". В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методам ее изучения.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности [7].

Мотивация – (от лат. Moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Образно говоря, бразды мотивации держат в своих руках совместно учителя и учащиеся. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения (внутренней или автомотивации). В понятие мотивации учителей несколько иной смысл, связанный преимущественно с их отношением к профессиональным обязанностям.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.

«...Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношении между ними». Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [9].

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.

Классифицировать мотивы, действующие в процессе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на:

  • широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего, это стремление через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус;

  • узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное вознаграждение за свой труд);

  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе);

  • широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности;

  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию:

  1.  
    1. социальные (социально-ценностные);

    2. познавательные;

    3. профессионально-ценностные;

    4. эстетические;

    5. коммуникационные;

    6. статусно-позиционные;

    7. традиционно-исторические;

    8. утилитарно-практические (меркантильные) [11].

Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три — ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения.

Отметим, что подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным для анализа учебной мотивации. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека (X. Мюррей, Дж. Аткинсон, А. Маслоу и др.) [10].

1.2 Подходы к формированию мотивации учения

Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.

Сильный внутренний мотив - познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям: а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия; б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий; в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Тщательный психологический анализ влияния оценки на его личность и отношение к учению мы находим в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки». Автор рассматривает оценку знаний во время опроса. Эту оценку он называет парциальной. Ананьев считает, что она информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Ученый объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные. К исходным он относит отсутствие оценки (неоценивание одного при одновременном оценивании других), опосредованную (оценка одного ученика через оценку другого) и неопределенную оценки. К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание, к положительным - согласие, одобрение, ободрение. Каждый ее вид определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка. При систематическом ее применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса.

А.И. Липкина рассматривает вопрос о влиянии педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей. Школьники на разных уроках выполняли обычные для них учебные задания (писали изложения, решали задачи и т.д.). После того как работа заканчивалась, каждому из них предлагалось ее проверить и самому выставить за нее заслуженную оценку. Выяснилось, что уже на первоначальном этапе учения отстающие дети склонны переоценивать результаты своего учебного труда. Часть из них обнаруживала тенденцию к недооценке. Материалы, полученные в экспериментах, наблюдения и беседы с этими детьми свидетельствуют о том, что выявленная динамика развития их самооценки детерминирована не столько их объективными возможностями, сколько влиянием оценочных воздействий учителя и учеников. Существенная роль в этом процессе на протяжении первых лет обучения принадлежит оценочным воздействиям учителя.

Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.

Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например:

1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет);

2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание);

3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным[12].

Глава 2. Применение интерактивной доски на уроках математики как средства повышения мотивации учащихся

2.1 Интерактивная доска как техническое средство обучения

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика [14].

Еще совсем недавно это казалось фантастикой: чтобы в школьном классе вместо обычной доски висел большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Сегодня это реальность: уже многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте [13].

Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Ученики по окончанию урока могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК. Интерактивные доски повышают эффективность подачи материала.

Как показывает опыт, наибольшие трудности при внедрении интерактивной доски в образование возникают при обучении учителей эффективному владению этим оборудованием. Большинство из проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при создании электронного варианта учебного материала, связано с отсутствием достаточных навыков проектирования информационного пространства и пользовательского интерфейса, обеспечивающих создание эффективных структур, соответствующих новым возможностям представления информации [1].

Много проблем возникает при выборе интерактивной доски. Общим для всех досок является метод вывода изображения с помощью проектора. А вот способы регистрации положения маркера (специального карандаша, которым пишут на электронных досках) относительно поверхности могут быть разными, базирующимися на сенсорной либо электромагнитной технологии. Резистивная доска работает на продавливание: при нажиме маркера поверхность продавливается, наружный электрод прикасается к внутреннему, система обрабатывает полученную информацию и выводит на компьютер. Электродами служит двухслойная сетка из тончайших проводников, разделенных воздушным зазором, которая вмонтирована в пластиковую поверхность доски. Маркер резистивной доски прост и дешев, при утере, пока не будет приобретен новый, его можно заменить подходящим подручным средством (например, полностью исписанным или высохшим обычным маркером, уже не оставляющим чернильных следов) или даже просто писать на интерактивной доске пальцем [8].

Первая задача, которую позволяют решать интерактивные доски — уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.

Вторая задача интерактивных досок — экономия времени занятия за счет отказа от конспектирования.

Третья задача интерактивных досок — повышение эффективности подачи материала.

Наиболее сильное воздействие на зрителей достигается именно при удачной комбинации сцены и разворачивающегося на ее фоне основного действия. Надо сказать, что в ранней системе обучения преподаватель был весьма ограничен в создании фона. Чаще всего в его распоряжении имелся лишь тематически оформленный кабинет, плакаты или карты. Когнитивную составляющую материала он писал на доске или показывал на учебных пособиях.

Сегодня ситуация кардинально меняется. Проектор выводит на поверхность интерактивной доски заранее подобранную преподавателем фоновую картинку или фоновое слайд-шоу. Акустические системы создают в аудитории нужный фоновый звук, а преподавателю остается позаботиться о содержательной части материала, он может, скажем, писать или рисовать на интерактивной доске. По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от учителя для этого потребуются режиссерские знания и навыки. Впрочем, еще пару десятилетий назад фотография и видеосъемка были уделом избранных; возможно, в ближайшие годы в массы пойдет и режиссура.

Четвертая задача интерактивной доски в аудитории — организация групповой работы (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными..

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учеников. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть обучающихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всей аудитории. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп занятия [2].

2.2 Возможности применения интерактивной доски на уроке математики в начальной школе

Мотивом для изучения математики, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Поэтому выигрышно применять технические новинки. Проведение уроков с использованием интерактивной доски в учебном процессе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-путешествие, уроке-игре и т.д.

Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.

Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.

Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).

Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

Интерактивная доска помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Способы использования интерактивной доски на уроке математики:

  • объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;

  • проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);

  • защита проектов учащимися;

  • создание различных образов, путем “собирания” их средствами доски;

  • проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

  • выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое [3].

В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках математики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.

2.3 Фрагменты уроков математики с применением интерактивной доски

Фрагмент 1. Тема:Числовой луч

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс: 3

Предмет: Математика

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний [5].

Цель урока: Дать понятие о единичном отрезке и его величине на числовом луче;

Используемые учебники и учебные пособия: по программе Л. В. Занкова

Используемое оборудование:

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Интерактивная доска.

Таблица 1 Фрагмент урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Закрепление изученног о

– Ну а теперь пришло время проверить, как вы усвоили материал. Вам показано на доске внетабличное умножение и деление. Ваша задача, проверить правильность выполненных действий. Если задание выполнено верно, то рядом, в пустой клеточке, вы ставите “+”, а если неверно, то ставите знак “–”.

К доске выйдет ученик (фамилия) и выполнит задание 4. Остальные могут помогать.

Молодцы! Теперь выполним задание 5. К доске пойдет ученик (фамилия).

 

Фрагмент 2. Тема: Прямой угол

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс: 2

Предмет: Математика

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний [5].

Цель урока: познакомить с прямым углом;

Используемое оборудование:

  1. Проектор

  2. Интерактивная доска.

Таблица 2 Фрагмент урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

3. Работа с интерактивной доской

На экране появляются разнообразные углы:

Какие углы вы видите? (Ответы детей.)

У вас есть карточки с изображением этих же углов. Найдите среди них прямые углы. Подпишите их.

А сейчас проверьте ваши предположения с помощью модели прямого угла.

На слайде появляются фигуры:

Какие фигуры вы видите? (Ответы детей.)

У вас есть карточки с изображением этих же фигур. Найдите прямые углы у этих фигур. Обведите номера.

А сейчас проверьте ваши предположения с помощью модели прямого угла.

 

Фрагмент 3. Тема: Закрепление изученного (умножение).

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс: 2

Предмет: математика

Тип урока: Закрепление изученного[6].

Цель урока: закреплять умение заменять сложение умножением, применять переместительно свойств умножения;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Таблица 3. Фрагмент урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

3. Работа с интерактивной доской

Ну что, идем дальше? А вот сородич бурого мишки -белый медведь, обитатель Крайнего Севера. Его любимым лакомством является рыба. Посмотрите сколько у него рыбы. Давайте поможем ему её сосчитать. Как это можно сделать разными способами?

(Ученик выходит к доске и пишет).

4+4+4=12

4*3=12

3+3+3+3=12

3*4=12

А теперь давайте подойдём к вольеру с жирафом. Жираф -самое высокое млекопитающее.

Родиной жирафа является Африка. Жираф далеко видит, прекрасно слышит, а вот голоса у него нет.

Поэтому он держит во рту табличку с заданием. Догадались, какое задание мы должны выполнить?

Давайте поможем ему.

 

Фрагмент 4. Тема: Закрепление навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20»

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс: 2

Предмет: математика

Тип урока: Урок закрепления новых знаний [6].

Цель урока: Закрепить знания и умения учащихся по изученной теме.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Таблица 4. Фрагмент урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

4.Закрепление изученного материала.

Уважаемые знатоки, пришло много писем от наших телезрителей. Будем по порядку их открывать. Против знатоков играет Красная Шапочка.

«Дорогие знатоки, я слишком долго добиралась

к бабушке, потому что не могла решить задание. Помогите с ней справиться».(Ученики по порядку выходят к доске и пишут ответ. )

 

Фрагмент 5. Тема: Приёмы сложения для случаев вида 26+7.

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс: 2

Предмет: математика

Тип урока: Урок закрепления новых знаний [6].

Цель урока: научить производить сложение двузначного числа с однозначным в случае с переходом через разряд.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Таблица 5. Фрагмент урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

3.Устный счет. Актуализация знаний.

1.Дополните до круглого числа: 17, 38, 54, 60, 82.

2. Вычислить удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой. (Ученики по очереди выходят и решают).

 

Фрагмент 6. Тема: Умножение на 4.

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс: 2

Предмет: математика

Тип урока: Изучение нового материала [6].

Цель урока: обеспечить знание учащимися конкретного смысла умножения 4.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Таблица 6. Фрагмент урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Новый материал

- Все жители Цветочного городка ездили на машинах.

-Поставил Незнайка машины в гараж и задумался. – Сколько колес у 4 автомобилей.

- Давайте посчитаем устно. Как можно посчитать все колёса?

- Складывать по 4.

- Посчитаем. ( учитель кликает мышкой, появляются машины по порядку)(Один ученик пишет на доске решение.)

4

4 + 4 =8

4+4+4+12

-Удобно так записывать примеры? А как удобно записать?

(Используя вместо сложения – умножение)

- Верно, давайте дальше посчитаем колеса у машин, используя умножение. А как вы думаете, каков будет ответ в следующем примере?

- 16

- Верно, а почему?

- Результат увеличивается на 4.(Ученик пишет на доске решение заменяя сложение умножением).

 

Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой ученикам в рамках обучения информатики, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании точных наук. С помощью интерактивных досок, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.

Глава 3. Проведение опытно - экспериментальной части исследования

Цель: провести опытно – экспериментальную работу по развитию мотивации младших школьников путем активного использования интерактивной доски на уроках математики в начальной школе.

Гипотеза исследования: применение интерактивной доски в образовательном процессе способствует усилению мотивации учения младших школьников.

Экспериментальной базой исследования является МБОУ «Уймужевская основная общеобразовательная школа». Были взяты для эксперимента 2 «А» и 3 «А» классы под руководством Уразовой Фирузы Фаритовны и Абдусяломовой Рауфы Лотфуловны.

Участвовали 25 человек, из них мальчиков – 11, девочек – 14. Классы обучаются по федеральной программе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ «Классическая программа».

Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач, была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа:

1. Констатирующий этап.

2. Формирующий этап.

3. Контрольный этап.

Констатирующий этап

Организация: констатирующий этап проводился по методике Н.Г. Лускановой в форме теста «Диагностика мотивации младших школьников».

Обработка: проводится путем подсчета баллов.

Результаты диагностики:

  • 25 – 30 баллов - высокий уровень (сформировано отношение к себе как школьнику);

  • 20 – 24 балла – ниже высокого уровня (отношение к себе как к школьнику практически сформировано);

  • 15 – 19 баллов – средний уровень (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами);

  • 10 – 14 баллов – ниже среднего уровня (отношение к себе как к школьнику не сформировано);

  • Ниже 10 баллов – низкий уровень (негативное отношение к школе).

Данные диагностики проведены в таблице 1,2.

Итоги исследования уровня развития познавательной мотивации учащихся 2 «А» МБОУ «ООШ д.Уймуж»

Таблица 1

Количество баллов

Уровень развития

познавательной мотивации

1

26

Высокий

2

15

Средний

3

13

Ниже среднего

4

9

Низкий

5

25

Высокий

6

11

Ниже среднего

7

20

Ниже высокого

8

16

Средний

9

9

Низкий

10

12

Ниже среднего

11

15

Средний

12

8

Низкий

13

25

Высокий

14

12

Ниже среднего

Итоги исследования уровня изучения познавательной мотивации

учащихся 3 «А» класса МБОУ «ООШ д.Уймуж».

Таблица 2.

Количество баллов

Уровень развития познавательной мотивации

1

8

Низкий

2

21

Ниже высокого

3

12

Ниже среднего

4

15

Средний

5

25

Высокий

6

15

Средний

7

8

Низкий

8

11

Ниже среднего

9

16

Средний

10

26

Высокий

11

12

Ниже среднего

В практической части приняло участие 25 человек.

Результаты показали достаточно слабый уровень познавательной мотивации (у ребят преобладает средний и даже высокий):

  • 2«А» - 23% высокий уровень , 8% ниже высокого уровня, 23% средний уровень, 23% ниже среднего уровня и 23 % низкий уровень .

  • 3 «А» - 18 % высокий уровень, 9 % ниже высокого уровня, 28 % средний уровень, 27 % ниже среднего уровня и 18 % низкий уровень.

Данные показатели отражены в диаграммах.

Диаграмма 1 Диаграмма 2

Как видно из представленной диаграммы большинство учащихся класса имели недостаточный уровень развития «школьной» познавательной мотивации. Это объясняется особенностями социокультурного окружения учащихся класса. В некоторых случаях, семья недостаточно заинтересована в образовании своих детей; в других случаях, наблюдается чрезмерная родительская опека, часто подмена учебных действий детей своими действиями, что не приводит к сознательному и заинтересованному отношению к учебной деятельности.

Формирующий этап

Для проведения формирующего этапа были продуманы система применения и формы организации работы с использованием интерактивной доски в начальной школе в условиях традиционной классно-урочной системы. Был проведен анализ и отбор всех возможных вариантов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

На данном этапе в одном из классов, в 2 «А» классе в течение полугода проводились уроки математики с применением интерактивной доски /см. глава 2, пункт 3 / .

Контрольный этап

На данном этапе была проведена вторичная диагностика, для этого был использован повторно тест по методике Н.Г. Лускановой «Диагностика мотивации младших школьников».

Результаты контрольной части приведены в таблице 3,4.

Итоги вторичного исследования уровня изучение познавательной мотивации 2 «А» класса МБОУ «ООШ д. Уймуж ».

Таблица 3

Количество баллов

Уровень развития

познавательной мотивации

1

26

Высокий

2

25

Высокий

3

16

Среднего

4

11

Ниже среднего

5

25

Высокий

6

15

Средний

7

21

Ниже высокого

8

18

Средний

9

8

Низкий

10

21

Ниже высокого

11

28

Высокий

12

26

Высокий

13

25

Высокий

14

17

Средний

Итоги вторичного исследования уровня изучения познавательной мотивации учащихся 3 «А» класса МБОУ «ООШ д.Уймуж».

Таблица 4

Количество баллов

Уровень развития познавательной мотивации

1

12

Ниже среднего

2

15

Средний

3

12

Ниже среднего

4

9

Низкий

5

13

Ниже среднего

6

17

Средний

7

12

Ниже среднего

8

11

Ниже среднего

9

13

Ниже среднего

10

26

Высокий

11

21

Ниже высокого

  • 2«А» - 43% высокий уровень , 14% ниже высокого уровня, 28 % средний уровень, 7 % ниже среднего уровня и 8 % низкий уровень.

  • 3 «А» - 9 % высокий уровень, 9 % ниже высокого уровня, 18 % средний уровень, 54 % ниже среднего уровня и 10 % низкий уровень.

Данные результаты отражены в диаграммах.

Диаграмма 3 Диаграмма 4

При сравнении результатов первичной и вторичной диагностики видно, что у учащихся 2 «А» класса значительно повысился уровень развития познавательной мотивации. В 3«А» тоже произошел сдвиг, но этот процесс более медленный.

Как видно из показателей, выросло число учащихся, имеющих высокий уровень развития познавательной мотивации, уменьшилось количество детей имеющих низкую познавательную мотивацию. Три ученика, ранее негативно относящиеся к школе, на данный момент 1 продемонстрировал низкий уровень развития учебно–познавательной мотивации, а 2 ученика положительный. Причинами изменения отношения к учебной деятельности можно назвать систематическое и планомерное применение в учебной, деятельности интерактивной доски. Наблюдения показали, что дети заинтересовались содержанием такого сложного предмета как математика.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза исследования о том, что применение интерактивной доски в образовательном процессе способствует усилению мотивации учения младших школьников, нашла свое подтверждение.

Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяют интерактивную доску. При правильном подходе ИКТ усиливает их мотивацию. Кроме этого, активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности; формируется умение работать с информацией. Интерактивная доска позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью; приобщить школьника к достижениям личного характера, класса и информационного общества. У детей изменяется, отношение к компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Заключение

В результате исследования получены следующие результаты:

  • Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

  • Раскрыта сущность, структура понятия «Мотивация».

  • Проанализированы различные классификации мотивов, структуры мотивации.

  • Изучены подходы к формированию мотивации учения.

  • Подобрана диагностика мотивации учения.

  • Выявлены возможности применения интерактивной доски на уроке математики.

  • Разработаны фрагменты уроков с применением интерактивной доски.

  • Проведена опытно–экспериментальная часть, которая подтвердила гипотезу нашего исследования о том что, применение интерактивной доски на уроках математики позволит повысить учебную мотивацию школьников.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены.

В дальнейшем планируется разработать комплекс уроков по математике с применением интерактивной доски для повышения мотивации учащихся начальной школы.

Список литературы
  1. Арынгазин, К.М., Дзюбина А.В. Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием // http://www.rusedu.info/article987.html . Дата обращения: 22 марта 2010

  2. Арынгазин, К.М., Дзюбина А.В. Применение интерактивной доски в процессе изучения курса физики в сфере высшего профессионального образования // http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Aryngazin&Dziubina/ . Дата обращения: 22 марта 2010

  3. Гладких, О.А. Использование интерактивной доски на уроках информатики //http://ito.edu.ru/2008/Kursk/II/II-0-12.html . Дата обращения: 22 марта 2010

  4. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 – 45

  5. Еремина, И. К. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru/articles/503469/ . Дата обращения: 25 апреля 2010

  6. Жилина, Л. В. // http://method-kopilka.ru . Дата обращения: 20 апреля 2010

  7. Зимняя, И. А Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с.

  8. Интерактивная доска на уроке в школе // http://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-13. Дата обращения: 26 марта 2009

  9. Педагогическая библиотека. // http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-201.shtml . Дата обращения: 3 апреля 2010

  10. Педагогическая психология // http://www.syntone.ru/library/books/content/3318.html?current_book_page=15 Дата обращения 15 апреля: 2010

  11. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.

  12. Проверка технических характеристик интерактивных досок // http://www.itogi.ru/archive/2004/5/76913.html. Дата обращения: 2 апреля 2010

  13. Шехтман, А. Интерактивные доски: теория и практика // http://www.osp.ru/pcworld/2007/09/4584987// . Дата обращения 19 апреля 2010

  14. Электронные интерактивные доски и обучение: результаты практических испытаний //http://www.smartboard.ru/view_s321_mid_r321_1126781092.htm. Дата обращения: 20 марта 2010

  15. Энциклопедия школьного психолога PSIHOLOGU.info // http://www.psihologu.info/content/view/272/35/ . Дата обращения 29 марта 2010

Просмотров работы: 19702