ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ

Калистратов Д.А. 1
1Тобольская Государственная социально-педагогическая академия имени Д.И. Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана и государственная программа духовно-нравственного воспитания, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян [4].

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи.

Актуальность. Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные: нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов занимающиеся и не занимающиеся спортом.

Предмет исследования: формирование нравственных качеств у студентов занимающиеся и не занимающиеся спортом.

Цель исследования: выявить возможности формирования нравственных качеств у студентов при занятиях спортом.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме духовно-нравственного развития.

  2. Выявить и сравнить показатели развития нравственных качеств у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что занятия спортом положительно влияют на развитие нравственных качеств у студентов, причем специфика вида спорта также влияет на уровень развития нравственности.

  1. Нравственность – основные понятия, средства и методы развития

Воспитание как социально-исторический процесс. Воспитание, в целом, как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счёт освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.

Духовно-нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Нравственные качества и понятия. Нравственные качества личности формируются, развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи. Формируя положительные нравственные качества, современная система нравственного воспитания в то же время преодолевает неверные взгляды и представления в области морали, вредные навыки и привычки поведения.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в устойчивых нравственных качествах - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Когда вследствие безнадзорности, ошибок родителей и педагогов в воспитательной работе, влияния нездоровой среды, педагогическая запущенность отдельных подростков и юношей приобретает устойчивый и антиобщественный характер, перевоспитание выступает уже в качестве самостоятельной психолого-педагогической задачи, решение которой требует использования особых психолого-педагогических мер и создания специальных условий их реализации. Таким образом, все взаимоотношения студентов со взрослыми и сверстниками в коллективе и другим окружением должны быть организованы так, чтобы в них была воплощена модель нравственных качеств, которыми студенты должны овладевать:

  • гражданственность,

  • патриотизм,

  • коллективизм,

  • трудолюбие,

  • идейность,

  • взаимопомощь и т.д.

В этих качествах всегда заключается сущность нравственного отношения к людям, способность увидеть каждый свой поступок с точки зрения того, как он скажется на окружающих, послужит ли он на пользу людям или во вред им. С этой точки зрения, очень важно воспитывать у студентов умение учитывать последствия своих поступков [1].

Нравственные идеалы. Наибольшее значение для всего нравственного развития приобретают в подростковом возрасте идеалы. Их формирование в этом возрастном периоде непосредственно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступками, взаимоотношениями друг с другом, что особенно характерно для данного возраста. Наличие положительных нравственных идеалов является необходимым, даже решающим условием его осуществления.

С формированием идеала связано и возникновение особых нравственных чувств: самоуважения, собственного достоинства и др. Возникают эти чувства в связи с развитием самосознания и самооценки как результат потребности подростка быть на уровне своих идеалов. Если ему удается удовлетворить эту потребность, то есть совершить поступок, соответствующий его требованиям к себе, то у него и возникает переживание самоуважения, гордости за себя, чувство собственного достоинства. Кроме того, очень важный поворотный пункт нравственного формирования связан с возникновением качественно нового функционального образования - нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике конкретного человека. Воспринятый или созданный идеал человека - это образ, который направляет поведение учащегося и служит критерием оценки других людей и себя самого. Тем самым наличие идеала означает и наличие постоянно действующего нравственного мотива.

Нравственное воспитание: приемы и методы. Нравственное воспитание в юношеском коллективе проводится не только фронтально, в отношении всех воспитанников, но принимает также и индивидуальные формы. Ориентируясь в основном на коллектив студентов, на организацию коллективной деятельности, педагоги и воспитатели учитывают особенности характера каждого студента и уровень воспитанности его в нравственном отношении. Индивидуальная воспитательная работа проводится не только с недисциплинированными, нарушающими правила поведения, но и со всеми остальными подростками и юношами. В процессе нравственного воспитания широко применяются поощрения и наказания. Они служат для одобрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий студентов. При умелом использовании они стимулируют положительные действия студентов и помогают предупреждать и искоренять отрицательные привычки поведения.

В нравственном воспитании применяются различные приемы воспитательного воздействия, к числу которых относятся:

  • требование,

  • просьба,

  • напоминание,

  • поручение,

  • распоряжение,

  • переключение с одного вида деятельности на другой,

  • постановка перед воспитанниками увлекательных перспектив и др.

В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы. Методы нравственного воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Убеждение, то есть воздействие на сознание и чувства воспитуемых, подкрепляется упражнением. Одновременно с формированием положительных качеств воспитывается стойкое сопротивление противоположным отрицательным качествам. Сочетание убеждения и упражнения создаёт условия для единства сознания и поведения. Однако, в сложном процессе нравственного воспитания подрастающих поколений в силу различных причин не всегда удаётся сразу достигнуть поставленных педагогических целей, и в нравственном сознании и поведении отдельных студентов обнаруживаются те или иные отклонения от норм и требований общества. Пока эти отклонения не превратились в устойчивую привычку, не стали сложившимися чертами личности, они сравнительно легко поддаются коррекции, где воспитательные воздействия родителей и педагогов, преследующие эту цель, выступают как элементы воспитательной работы.

2. Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов студентов

В широком плане духовно-нравственное воспитание – интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

  • Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

  • Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутри личностного, межличностного психологического комфорта.

  • Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.

Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла (единая совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих им организационно - деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной работы) с позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов высшего учебного заведения достаточно велик. Гуманитарные дисциплины: «Литература», «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Отечественная история», «Социология», «Философия», «Культурология», обладающие огромным воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов ВУЗа. Они помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и другие. Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции. Критериями уровня оценки и самооценки духовно - нравственной воспитанности могут быть:

  • наличие у молодого человека научного мировоззрения;

  • наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

  • стремление к самореализации;

  • успешность ведущей образовательной деятельности;

  • адекватность самооценки;

  • сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.

Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.

Мотивации учебного поведения. Мотивация является сложной категорией гуманитарного знания. В структуре мотивационной системы выделяются такие важнейшие элементы, как потребности, интересы, мотивы, цели, ценностные ориентации, установки. Потребность как необходимость в объективных условиях рассматривается как приобретение минимума знаний для формирования мировоззрения и участия в производственной деятельности. Потребность в учебе связывается с интересом к будущей профессии. Интерес рассматривается как осознанная потребность, желание. Учебное поведение зависит от желания студентов учиться. Мотив — это объяснение действия человека для достижения цели. Источником поведения обычно выступает совокупность мотивов, причем один из них главный. Выбор профессии часто побуждается несколькими социальными мотивами. Это могут быть мотивы выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями, мотивы выбора более престижной и материально выгодной профессии. С другой стороны, мотивация учебного поведения обусловлена системой ценностных ориентации, сложившихся ранее.

Таким образом, наиболее устойчивыми характеристиками мотивации являются потребность, как необходимость в объективных условиях; интерес, как осознанная, значимая потребность; мотив, как объяснение действия для достижения цели; цель, как форма реализации мотива; ценностные ориентации, как значимое отношение для другого объекта.

Учебное поведение студентов определяется их учебным статусом. Успеваемость прямо зависит от подготовки к экзаменам, зачетам, работ с литературой. Использование шпаргалок является нормой для всех групп. Есть зависимость между ценностными ориентациями студентов и их успеваемостью. Поведение студентов в учебном процессе определяют мотивы: «стать образованным и культурным», «получить образование и профессию, стать квалифицированным специалистом» (для групп хорошо успевающих студентов); «получить диплом об образовании», «уклониться от призыва в армию», «доставить удовольствие родителям» (для групп троечников и успевающих на «три» и «два»). Снижается интерес к учебе студентов, успевающих на «три» и «два». Среди студентов рационального и ценностно-рационального типов половина успевает «отлично» и «хорошо». Рациональный тип в основном характеризуется «хорошистами» и неплохо успевающими. Среди студентов традиционного типа половина успевающих на «три» и «два». В конкретных видах учебного поведения проявляют отклонения чаще студенты традиционного типа. Степень конфликтности выше у студентов с эмоциональной мотивацией. Таким образом, мотивация учебного поведения находится в зависимости от учебного статуса и мотивационных типов. Можно также говорить о зависимости учебного поведения от качества преподавания, организации учебного процесса, бытовых условий и т.д.

Проблемы формирования корректного поведения у студентов

Поступая в вуз, молодой человек (как юноши, так и девушки) оказывается в новой социальной позиции - студент. Этот социальный статус требует от студента освоения новых ролей, определяющих его активную позицию в обществе, и большей ответственности - как за собственное образование, так и за саморазвитие. Личность студента - это целостная самоорганизующаяся достаточно устойчивая система. Однако считать ее законченной и полностью сформировавшейся еще рано, т.к. психосоциальное развитие студента продолжается. Образование в этом процессе играет значительную роль, но является не единственным побудителем развития. У студента появляется много потребностей и интересов, соответствующих его возрасту: желание встретить партнера, создать семью, воспитывать детей, получить определенный социальный статус, осознать себя как уникальную личность, быть важным и нужным в кругу людей и др.

Личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагога, т.к. многие качества продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст отстает от физиологического. Это проявляется, например, в том, что молодой человек не осознает ответственности за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов, т.к. могут стать жертвой наркомании и преступных групп. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение и т.д. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль активного участника собственного образования еще не до конца осознана.

Поведение человека изучается этологией, психологией, социологией. Поэтому, чтобы выяснить природу данного феномена, обратимся к определениям, данным в психологии. Поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде», а также как «образ жизни и действий» [9].

В социальной психологии поведение человека трактуется как «деятельность, имеющая природные предпосылки, но по существу общественная, ориентируемая преимущественно социальными потребностями, нормами, правилами совместной жизни людей, системой социальных и культурных ролей, общим языком и другими знаковыми системами и протекающая в условиях взаимодействия с факторами физической и социальной среды».

Поведение подразделяют на вербальное (речевое) и невербальное (действия, экспрессия, жесты, коды, внешность и т.д.). Вербальная часть поведения в большей степени поддается контролю исполнителем, в то время как в невербальной части исполнитель может упустить из внимания, особенно в нестандартных ситуациях, некоторые собственные жесты и мимические реакции.

Способность взаимодействия человека с обществом и предметным миром формируется в обучении и является сущностью повседневного поведения людей. В первую очередь обращается внимание на личный пример преподавателя, который является образцом культуры речи и мышления, культуры преподавания, взаимоуважения, корректности, чувства меры в выражении своих чувств, такта в общении с другими людьми, умении слушать собеседника.

Повседневное поведение осуществляется через участие в разнообразных социальных ситуациях, часто определяемых общением с другими.

В общении поведение одного человека соприкасается с поведением другого. Можно сказать, что поведение одного человека может быть условием для поведения другого, как реакции на эти условия. Таким образом, общение можно рассматривать как разновидность поведения, охватывающую особый класс отношений между субъектами: это специфическая форма взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности.

Поведение одного человека в общении может быть также мерой поведения другого человека и, таким образом, может быть ориентировано на определенные социальные и культурные нормы. Когда встает вопрос о культурных нормах, можно говорить о культуре поведения и как о ее разновидностях - культуре общения, культуре самовыражения.

Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры.

Таким образом, культура поведения выражает нравственные требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах, а также то, как они интегрированы в личностный опыт и проявляются в следующем:

- как личность выглядит;

- как себя предъявляет другим;

- как выбирает себя и свои действия в той или иной ситуации;

- в стиле организации собственной жизни и общения.

Культура общения, в свою очередь, предполагает:

- гуманное отношение друг к другу;

- наличие у людей знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения.

Она выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность; быть терпимым к непосредственным партнерам; а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; щадить самолюбие собеседника, коллеги; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении.

Формирование личности происходит в процессе активного освоения человеком той или иной культуры. В освоении личностью культуры можно выделить два уровня: овладение знаниями о ценностях (на этом уровне знания о ценностях могут только декларироваться) и формирование собственной культурной системы на основе ассимилированной модели культуры. Второй уровень выстраивается на основе возникновения личного отношения к чему-либо, например, ценностям, через переживание личной сопричастности. Самовыражение как творение себя в ситуации является возможностью проявления сопричастности.

Однако основная проблема формирования поведения: человек под контролем ведет себя должным образом. Тогда проявление его культуросообразности выбрано им на основе избегания неприятностей, а не на основе качественных личностных характеристик. Это усвоенное поведение под контролем может измениться в нестандартной ситуации. Поведение является частью культурной системы человека.

Культурную систему человека определяют культурные установки, сформированные воспитанием, в его соотнесенности с личным опытом. Эти установки ложатся в основу поведения человека, но не всегда могут быть проявлены. В поведении проявляется только внешняя часть культурной системы индивида. Определенные условия (ситуация) формируют модель поведения. В нестандартных ситуациях, неожиданных для индивида, могут быть проявлены скрытые (неосознаваемые человеком) или скрываемые характеристики личности. Выделяются следующие модели поведения в нестандартных ситуациях:

- модель спонтанного поведения в ситуации с новыми внешними условиями;

- модель поведения в ситуации инсайта с новыми внутренними условиями;

- модель поведения в ситуации фрустрации (в ситуации личной неопределенности);

- модель поведения в ситуации неопределенности внешних условий.

Модели поведения можно рассматривать:

- относительно класса ситуаций (через ситуацию можно оказывать педагогическое влияние);

- относительно типа реакции на ситуацию (можно диагностировать определенные индивидуально-типологические особенности);

- относительно типа взаимодействия в ситуации, т.к. мнение и поведение других участников оказывает влияние.

Поведение психологически взрослого человека произвольно и спонтанно, что означает, что индивид способен регулировать внешнее проявление внутренних переживаний. Психологически взрослый человек характеризуется способностью к выбору своих действий, своей внешности, партнера общения и т.д., участия в той или иной ситуации.

В соприкосновении с другими индивид имеет опасность утерять свою целостность, так как, реализуя потребность «быть нужным», он может частично жертвовать и своей индивидуальностью и целостностью.

Самовыражаясь, индивид использует сигналы личности - это то, с помощью чего человек хочет «рассказать» о себе другим. Используя ту часть невербального поведения, которая находится у него под контролем, и вербальное поведение, он строит персональный миф. Таким образом, культура самовыражения связана с культурой самосознания. Самовыражение - характеристика желаний личности выразить во внешнем – внутреннее, индивидуальное, основываясь на индивидуальных способностях, в то время как стиль общения и стиль поведения складываются под влиянием общественного мнения.

Поведение может быть проявлено не только как действие, но и как отсутствие действия. Поступок как выбор может быть выражен отказом от какого-либо действия. Бунт, протест как способы самовыражения могут быть выражением личностной позиции индивида.

Культура самовыражения - внешние проявления в поведении устойчивых качеств, свойств личности, основанных на ценностях. Личность выбирает на разных этапах своего развития ценности переживания, ценности отношения, ценности творчества.

Критерии оценки поведения индивида:

- тип реакции в нестандартных ситуациях (тип реакции - тип акции);

- наличие или отсутствие выбора (пассивность - активность в отношении условий);

- способ самовыражения (отсутствие или наличие индивидуального стиля во внешности, в деятельности, в образе жизни);

- ценности, определяющие выбор в ситуации (ценности переживания, ценности отношения, ценности творчества).

Оценивание поведения возможно относительно:

- эталонов (образцов, универсалов);

- адекватности ситуации (аутентичность);

- этичности по отношению к другим (коммуникативность).

Воспитание культуры поведения взрослого индивида требует предварительной оценки исходного качества, постановки актуальных целей воспитания, выбора адекватных методов и средств.

Принципы воспитания культуры поведения студентов:

- личность студента должна рассматриваться как целостная система, образование в этой системе занимает только часть жизненных целей, т.к. наряду с ней появляются другие: создать семью, иметь детей, занять определенное положение в обществе;

- необходимо учитывать большую потребность взрослого учащегося в психосоциальном образовании, которое предполагает осознание собственной гражданской позиции, социального статуса, личностной и профессиональной компетенции и этнической и культурной идентичности;

- важным принципом работы со студентами является ориентация на осознании жизненных целей, образовательных смыслов в их контексте, собственного поведения и соответствия его уже сформировавшемуся представлению о собственной поведенческой модели;

- необходимы формы, предполагающие проживание и интеграцию чувств в процессе обучения, такие, например, как групповая дискуссия по актуальным проблемам возраста и жизненных целей, психодраматическая проработка ценностных ориентаций и жизненных смыслов;

- важно учитывать, что взрослый учится в конкретных ситуациях и ориентирован в результате обучения не на знания, а на целостный личностный и профессиональный опыт.

Усиление воспитательных функций высших учебных заведений с целью повышения культуры поведения студентов возможно при следующих условиях:

- если учитываются потребности студентов, как взрослых обучающихся;

- если учитываются личностные особенности студентов как взрослых обучающихся;

- если к личности студента подходить как к целостной системе и рассматривать образование как важную, но не единственную составляющую этой системы;

- если учитывать необходимость психосоциального образования.

Важнейшей целью высшего образования является воспитание полноценной, всесторонне развивающейся личности где вопрос о жизненных ценностях составляет значимую и неотъемлемую часть мировоззрения будущего специалиста [6,7]. Существует понятие «жизненные ценности» и рассматривать эту проблему можно с нескольких позиций:

  • отношение человека к жизненным ценностям и области их проявления;

  • сущность и происхождение жизненных ценностей;

  • факторы, оказывающие влияния на формирование жизненных ценностей.

Так, Н.И. Непомнящая, разделяет жизненные ценности в зависимости от обобщенного плана функционирования человека в социальной среде и в будущей профессиональной деятельности. К основным типам ценностей она относит следующие: деятельность, познания и отношения [5]. А.М. Осетрова выделяет следующие области жизненных ценностей: физические, социальные и духовные.

Под физическими ценностями понимаются те, которые направлены на физическое здоровье студента, а также: красота, материальный достаток, безопасность от вредных факторов, гармония. Ко второй группе относятся те, которые связаны с социумом: общение, культура, уважение, дружба. Социум обязательно влияет на систему ценностей человека, создавая иерархию ценностей, по которой оценивает действия и поступки студента. В то же время происходит определенное влияние социума на физические ценности. К духовным жизненным ценностям можно отнести общечеловеческие: любовь, мир, добро, счастье.

Психологам более свойственная трактовка ценности, как элемента структуры сознания личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.М.Мясищев). Некоторые авторы рассматривают ценность как отношение субъективно-объективное, что связывает человека с содержанием явлений [2].

Как известно, деятельность в сфере физической культуры можно представить как одно из средств реализации профессионально-педагогических ценностей. Она совмещает то или другое содержание, характер, направленность в зависимости от сознательной деятельности преподавателей, которые организуют и используют ее с определенной целью в зависимости от степени овладения ими педагогическими ценностями. В данном случае речь идет о личностной системе ценностных ориентаций. Их можно представить как средство дифференциации человеком объектов окружающего среды, объективно существующих ценностей, за их субъективной значимости и привлекательности.

Гуманистический характер деятельности будущих специалистов физической культуры требует установления взаимосвязи и взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей в структуру ее ценностных ориентаций. В связи с этим используется понятие «профессионально ценностные ориентации», характеризующееся как совокупность отношения личности к профессиональной деятельности, к самому себе как профессионалу. Они являются основным звеном в сложном синтезе структур, образующих профессиональную готовность будущего специалиста. Все это есть производное от уровня развития профессионально ценностных ориентаций личности.

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах и мотивах. В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определенных ценностных мотивов, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и духовного развития личности.

Ценностные ориентации и ценностные мотивы студентов рассматриваются как условия, с помощью которых дифференцируют объекты их профессиональной деятельности и их значимость. В структуре природоохранной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную) активность, другие -познавательную, третьи - поведенческую. Нормы отношения к миру, то есть эмоционально волевая воспитанность, не в знаниях и умениях, а в ценностном отношении к миру и деятельности [2, 7].

Главной задачей педагогической деятельности в высшем учебном заведении является формирование у студентов целого комплекса материальных ценностей, прежде всего ценности самого человека, его здоровья и социально значимых норм поведения. Очень важным является формирование установки - сохранить здоровье, активизировать и ориентировать на здоровый способ жизни, на любовь к природе, труду. Преподавателям необходимо формировать у студентов систему базовых знаний и умений по проблеме обеспечения безопасных условий существования человека в естественной, социальной и техногенной среде. Необходимо стимулировать у студентов эту жизненную позицию, научить их приемам самоконтроля и необходимости реализации защитных мероприятий, основанных на понимании механизмов возникновения опасности и направленного на их предупреждение. Следует формировать у них мышление, направленное на осуществление максимальной безопасности, как в настоящей повседневной жизни, так и в будущей производственной и преподавательский деятельности.

3. Исследование нравственных качеств у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом

Нравственность – это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Принимая то или иное жизненно важное решение, человек, если он нравственно воспитан, должен исходить не из соображений внешнего порядка (карьера, выгода), а исключительно из веления долга. Нравственный человек наделен чуткой совестью – удивительной способностью самоконтроля. Человек не имеет морального права жить «добру и злу внимая равнодушно». Свое отношение к тем или иным действиям он не только осознает в этических понятиях, но и выражает в чувствах удовлетворения, восхищения или негодования. Человек может нести ответственность за дурной или хороший поступок сообразно своему знанию о его объективной нравственной ценности. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой, и вытекающее из него осознание вины и покаяния. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности, которые формируются стихийно и выступают как неписаные законы. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное.

Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. В 2001 году системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.

Некоторые методики диагностики нравственной воспитанности были опробованы на студентах ТГСПА им. Д.И.Менделеева. В ходе исследования были взяты студенты ФФК таких специализаций, как гимнастика, легкая атлетика и баскетбол. Также были взяты студенты других факультетов, которые не занимаются спортом.

В результате исследования было выявлено следующее. У баскетболистов нравственная самооценка находиться на уровне ниже среднего - 22℅; этика поведения отрицательная - 40℅; отношения к жизненным ценностям на высоком уровне - 66,6℅ ; нравственная мотивация на высокий уровень - 62,5℅. У гимнастика средний уровень нравственной самооценки - 28,6℅; этика поведения положительная - 60℅; отношения к жизненным ценностям на высоком уровне - 66,2℅; нравственная мотивация на среднем уровне - 26,7℅.

У легкоатлетов нравственная самооценка на высоком уровне - 34,3 ℅; этика поведения положительная - 80℅; отношения к жизненным ценностям на высоком уровне - 68,5; нравственная мотивация на высоком уровне - 64,8.

У студентов не занимающиеся спортом нравственная самооценка на среднем уровне - 32,2℅; этика поведения положительная - 80℅; отношения к жизненным ценностям на среднем уровне - 27,3℅; нравственная мотивация на низком уровне - 28℅. Полученные результаты отражены на рисунке.

Из рисунка видно.что нравственная самооценка больше выраженна у легкоатлетов, менее выражена у баскетболистов. Так же этика поведения у легкоатлетов и у студетов, не занимающихся спортом одинаковая. У баскетболистов она на низком уровне. Жизненые цености у спортсменов проявляются лучше, чем у студентов не занимающихся спортом. Нравственная мотивация мало проявляеться у студентов, не занимающихся спортом и у гимнастов. А у баскетболистов и легкоатлетов она на высок уровне.

Выводы

1. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. «Духовная жизнь ни есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность». Поэтому, очень важно знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, так как они выступают в качестве критериев, как духовного развития, так и социального прогресса человечества.

2. Результаты проведённого исследования показывают, что занятия спортом накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств, причем специфика вида спорта также влияет на уровень развития нравственности. Например, нравственная самооценка больше выраженна у легко атлетов (34,3℅) менее выражена у баскетболистов (22℅). Жизненые ценности у спортсменов проявляются лучше, чем у студентов, не занимающихся спортом.

Список литературы:

1. Алиева И.Е. Воспитание активной гражданской позиции студентов. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №6.

2. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. - М.: Мысль, 1970. - 183 с.

3. Виленский М.Я., Маслов О.Ю. Здоровье как физическая и духовная ценность личности. – С. 52-55.

4. Мальгин Е.Л. Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания. СПО. – 2008. № 11.

5. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности // Теория и практика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 158 с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд.. - М.: Школьная пресса, 2002. - 512 с.

7. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под редакцией И.Г. Огородникова. - М.: Просвещение, 1978. - С. 181-185.

8. Журавлева А.И. Воспитываем профессионала и гражданина. СПО. – 2006.

9. http://www.referat.ru/referats/view/26863.

Просмотров работы: 7627