1. Описание проекта
За последние годы во многих странах мира все большее внимание уделяется проблеме финансовой грамотности населения. На микроуровне экономические последствия и угрозы низкой финансовой грамотности населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении населением избыточной кредитной задолженности, неэффективном распределении личных сбережений. На макроэкономическом уровне низкая финансовая грамотность сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и государственной политике по их регулированию, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней, приводит к снижению темпов экономического роста [1].
Современная финансовая система постоянно развивается. Появляются новые финансовые продукты и услуги. Вместе с тем, как свидетельствуют данные ряда исследований, посвященных оценкам финансовой грамотности населения, уровень информационной асимметрии между потребителями финансовых продуктов и услуг и их поставщиками является очень высоким. Даже сравнительно простые финансовые продукты могут оказаться сложными для граждан, у которых отсутствуют элементарные основы финансовой грамотности. Характерной особенностью, выявленной в ходе исследований, является наличие двух крайностей в восприятии гражданами уровня своей финансовой грамотности. Существует категория граждан, представители которой считают финансовые понятия весьма сложными для понимания и считают уровень своей финансовой подготовки недостаточным, в то время как граждане другой категории зачастую переоценивают свое понимание финансовых вопросов, не осознают степень своей неосведомленности. В результате граждане и той и другой категории принимают необоснованные финансовые решения, или становятся жертвой финансовых злоупотреблений и мошеннических схем.
Одной из существенных проблем, связанных с недостатком образования и навыков в области финансов, является отсутствие достоверной информации, помогающей населению разобраться с многообразием финансовых терминов. Отсюда вытекает, что большая часть граждан не осуществляет сбережений на случай непредвиденного снижения уровня дохода или возникновения непредвиденных расходов. В результате, значительное количество граждан может столкнуться и сталкивается с финансовыми трудностями даже в случае возникновения незначительных проблем. Налицо отсутствие какого-либо финансового планирования, что создает условия, при которых даже небольшое увеличение инфляции или рост уровня безработицы, а часто и простое изменение жизненных обстоятельств граждан может поставить их перед финансовыми трудностями. Национальное агентство финансовых исследований проводило опрос на тему «Финансовая ситуация в России». Отдельные результаты исследования представлены ниже.
Рисунок 1. Ответ на вопрос: «Ведет ли ваша семья учет доходов и расходов?», % от ответивших, N=1600 [2].
При том, что доходы россиян сравнительно невелики, и в кризис еще снизились, большинство россиян не планируют семейный бюджет, не ведут записей доходов и расходов, а 14% опрошенных вообще не представляют, сколько их семья тратит и получает. Причем в кризис доля тех, кто семейным бюджетом не занимается, только увеличилась. Однако кризис заставил людей быть более разборчивыми в пользовании финансовыми услугами. Если в 2008 г. 40% опрошенных никогда не сравнивали предложенные продукты перед заключением договора, то в 2009 г. таких было только 14%.
Рисунок 2. Ответ на вопрос: «Как Вы оцениваете свой уровень финансовой грамотности» [3].
На первый взгляд, россияне начинают задумываться над своими действиями, повышается финансовая грамотность и разборчивость, но это не так. На взгляд аналитиков, россияне просто стали более самоуверенными - после просмотра огромного количества аналитических программ, посвященных кризису, людям стало казаться, что они начали во всем разбираться.
На сегодняшний день в Российской Федерации реализуются следующие программы по повышению финансовой грамотности:
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Правительство России в марте 2011-го года подписало Соглашение о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития на реализацию совместного проекта. Разработан комплекс мероприятий, реализуемых на федеральном уровне и в ряде российских регионов [4].
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения. Основной целью Национальной программы является развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России [5].
Общероссийский проект «Финансовая культура будущего». Его организатором выступила Ассоциация региональных банков «Россия» [6]. Государство понимает о необходимости проведения комплексных мер в деле финансового просвещения граждан, вместе с тем, в каждом субъекте вопросы финансовой грамотности решаются по своему, используются свои подходы, программы и проекты.
С целью изучения сложившейся практики финансового просвещения населения в муниципальном образованиигородской округ город Сургут был проведён анализ системы субъектов и институтов, ответственных за реализацию таких задач (Приложение 1 к Проекту). Проведённый анализ показал, что сформированные институты общества в большей части дают разрозненные представления об отдельных финансовых продуктах и инструментах ограниченным категориям лиц. Такой подход не использует системообразующих принципов, а значит, не может обеспечить финансовую грамотность всего населения города.
Интересен и показателен опыт московской консалтинговой группы «Гений жизни», имеющий представительство на территории нашего города. Это единственный институт, системно организующий свою деятельность в сфере финансового просвещения. Подробнее с деятельностью консалтинговой группы можно познакомиться на сайте http://www.fincenter.info/. Вместе с тем, опыт их деятельности на рынке города составляет не более 3-х лет и за это время обучение в рамках семинаров и мастер классов прошли не более 1500 человек, что, на наш взгляд, приводит к необходимости развития волонтёрского движения, создания механизмов взаимодействия субъектов и институтов, ответственных за реализацию финансового просвещения населения в нашем городе.
Таким образом, целью разработки данного проекта стало создание условий повышения финансовой грамотности населения в муниципальном образовании городской округ город Сургут. Для достижения цели определены следующие задачи:
определение приоритетных направлений финансового просвещения граждан в муниципальном образовании городской округ город Сургут;
выявление институтов, участвующих в повышении финансовой грамотности населения муниципального образования городской округ город Сургут;
развитие взаимодействия участников финансового просвещения граждан в муниципальном образовании городской округ город Сургут;
разработка и реализация программы финансового просвещения населения в муниципальном образовании городской округ город Сургут.
Основным содержанием Проекта стала программа волонтёрской деятельности по финансовому просвещению граждан в муниципальном образовании городской округ город Сургут. Содержание Проекта представлено комплексом взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание механизмов финансового просвещения населения города разработку и внедрение базовых образовательных продуктов в части финансового просвещения населения, планируемых к реализации на муниципальном уровне и имеющих перспективы распространения во всех территориальных образованиях, организацию мониторинга уровня финансовой грамотности населения. Реализация программных мероприятий будет проводиться в разрезе различных возрастных групп населения:
дети;
подростки;
молодёжь;
лица трудоспособного возраста;
лица пенсионного возраста.
Для детей дошкольного возраста бессмысленно рассказывать об искусстве ведения финансов. Эти термины будут сложны им для восприятия. Здесь необходимо разработать развивающие программы и в игровой форме помогать им знакомится с миром финансов.
Подростки начинают знакомиться с деньгами, товарами. Родители дают деньги на карманные расходы. Подросток выбирает на какую игру, книгу, сладость потратить деньги. Так визуально и путем сравнения цен ребёнок начинает оценивать свои финансовые возможности.
Молодёжи хочется всего и сразу. Многие из них ведут неправильную политику по отношению к деньгам: покупают технические новинки, которые им не по карману, берут в долг, не откладывают на непредвиденные расходы.
Лица трудоспособного возраста имеют свои особенности восприятия финансов. Как правило, они работают, имеют стабильный заработок и чаще всего интересуются % ставками по кредитам, новыми банковскими продуктами, новыми финансовыми возможностями - вложения в акции, облигации, ПИФы.
Лица пенсионного возраста нуждаются в информировании по вопросам пенсионных фондов, реализуемых пенсионных программ, возможных вкладах, системе страхования, других возможностях сохранить и преумножить свои накопления.
Проект разработан в соответствии с содержанием, целями и задачами государственной и региональной политики по финансовому просвещению граждан России, реализуемой экспертной группой при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) России совместно с Некоммерческим партнерством «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР», Международной организацией «Гильдия Финансистов» и Межрегиональной общественной организацией потребителей ФинПотребСоюз.
2. Основные направления разработки и реализации Проекта
Анализ теории и практики финансовой грамотности населения позволил сформулировать основные приоритеты и направления в финансовом просвещении жителей города:
учёт личных и семейных финансов;
умение ставить финансовые цели;
умение правильно выбирать оптимальные финансовые инструменты;
умение управлять финансовыми накоплениями;
умение использовать системы защиты от финансовых рисков;
умение использовать современные интерактивные технологии и It-продукты.
Все направления реализации проекта учтены в содержании образовательных продуктов в разрезе возрастных групп населения (рис.1).
Рис.1. Виды образовательных продуктов в части финансового просвещения граждан по основным категориям населения
С целью реализации проекта, разработки специализированных образовательных продуктов в части финансового просвещения граждан, необходимо рассмотреть механизмы взаимодействия с различными субъектами и общественными институтами, в том числе:
Организация сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями:
совместная разработка стратегических целей и задач;
совместная разработка образовательных программ и продуктов;
помощь в реализации образовательных программ.
Организация сотрудничества с общеобразовательными учреждениями:
совместная разработка стратегических целей и задач;
совместная разработка образовательных программ и продуктов;
помощь в реализации образовательных программ.
Организация сотрудничества с учреждениями среднего специального образования:
совместная разработка стратегических целей и задач;
совместная разработка образовательных программ и продуктов;
помощь в реализации образовательных программ.
Организация сотрудничества с учреждениями высшего профессионального образования:
совместная разработка стратегических целей и задач;
совместная разработка образовательных программ и продуктов;
помощь в реализации образовательных программ.
Организация сотрудничества с социальными службами, другими учреждениями, организующими взаимодействие с лицами пенсионного возраста:
совместная разработка стратегических целей и задач;
совместная разработка образовательных программ и продуктов;
помощь в реализации образовательных программ.
С целью апробации образовательных продуктов, разрабатываемых и внедряемых в рамках проекта, будет проводиться мониторинг по основным направлениям реализации проекта.
Таким образом, реализация стратегических задач и комплекса мероприятий, направленных на достижение целей и создание условий повышения финансовой грамотности населения города, обеспечиваются внедрением новых моделей и механизмов, апробацией новых форм, технологий, видов оценочных процедур.
3. Сроки реализациипроекта: 2012 - 2016 годы
4. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (2012 год):
Подготовительный этап реализации проекта направлен на проведение всестороннего анализа и учета информации; разработку основных приоритетов; согласование и принятие общей стратегии финансового просвещения населения города.
Основной этап (2013-2015):
Основной этап направлен на реализацию мероприятий по внедрению и развитию образовательных продуктов в части финансового просвещения жителей города; развитие механизмов взаимодействия с основными участниками, занимающимися вопросами финансового просвещения граждан, развитие связей и проведение инфраструктурных изменений для реализации проекта; подбор и разработка специальных образовательных ресурсов, разработку нормативного и методического обеспечения реализации проекта, организацию и координацию работы субъектов, участвующих в создании образовательных продуктов в части финансового просвещения жителей города.
Заключительный этап (2016 год):
Заключительный этапнаправлен на проведение анализа реализации проекта; апробацию созданных продуктов; распространение опыта полученного в рамках реализации проекта; осуществление конкретных действий, направленных на реализацию проектных мероприятий; осуществление корректировки стратегических целей, задач, мероприятий по их реализации с учетом влияния внешних и внутренних факторов, вызывающих такие изменения. На каждом из этапов планируется корректировка плана основных мероприятий по реализации проекта с учетом происходящих изменений и отклонений от заданных параметров.
5. Финансирование Проекта
Организация волонтёрского движения предполагает реализацию Проекта за счёт текущего финансирования деятельности участников волонтёрского движения. Вместе с тем, могут привлекаться средства грантовой поддержки и премий за участие в конкурсах, а также спонсорской помощи от заинтересованных в развитии финансового рынка лиц и институтов.
6. Механизмы реализации проекта
Управленческий механизм реализации проекта:
анализ состояния и прогнозирования тенденций финансовой грамотности населения;
нормативное и методическое сопровождение разработки и реализации проекта;
материально-техническое и информационное обеспечение реализации проектных мероприятий;
координация деятельности участников волонтёрского движения, ответственных за реализацию основных направлений реализации Проекта;
корректировка мероприятий реализации Проекта по срокам его реализации;
мониторинг реализации проектных мероприятий на основе системы индикаторов и показателей;
промежуточные и годовые отчеты о достижении ожидаемых результатов реализации Проекта;
корректировка мероприятий проекта с учетом необходимых изменений, подтвержденных результатами ежегодного мониторинга.
Реализация Проекта будет обеспечиваться с помощью:
Организационные механизмы:
Внедрение новых форм государственно-общественного участия в программе финансового просвещения населения города. В рамках Проекта в целях развития институтов общественного участия в финансовом просвещении будут предприняты усилия в развитии волонтёрского движения, созданы общественные группы, советы и объединения.
Дальнейшее развитие системы финансового просвещения на муниципальном уровне будет осуществлено через создание центра сбора и обработки информации, корректировку системы оценочных показателей, использование оценки уровня финансовой грамотности, проведение автоматизации контроля за изменением финансовой грамотности населения.
Финансово-экономические механизмы:
Использование механизмов грантовой поддержки и премий за участие в конкурсах.
Использование спонсорской помощи от заинтересованных в развитии финансового рынка лиц и институтов.
Развитие рынка образовательных услуг в сфере финансового просвещения граждан может происходить за счет их предоставления на платной и бесплатной основе.
Реализация проекта с использованием перечисленных механизмов позволит удовлетворить потребность общества в финансовом просвещении, повышении его доступности, расширения ответственности граждан за принимаемые финансовые решения.
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
Важнейшие целевые индикаторы и показатели (ожидаемые результаты) определяютсясоциальным эффектом от реализации Проекта.
Социальный эффект от реализации Проекта оценивается с помощью следующей системы показателей:
число субъектов и институтов общества, включившихся в работу по финансовому просвещению граждан;
количество проводимых мероприятий в рамках финансового просвещения граждан;
удельный вес жителей города, прошедших обучение по программам финансового просвещения граждан;
удельный вес жителей города, проходящих обучение по программам финансового просвещения граждан;
удельный вес численности граждан, включившихся в волонтёрскую деятельность в рамках финансового просвещения;
темпы роста числа финансово грамотных граждан;
уровень финансовой грамотности жителей города.
Количественные показатели достижения результатов проекта представлены в приложении 2.
Отсроченные социальные эффекты:
Развитие финансового рынка в экономике города;
Рост показателей экономики города;
Повышение уровня жизни населения за счёт повышения его финансовой грамотности.
Реализация мероприятий проекта, достижение количественных и качественных показателей с учетом перечисленных управленческих решений обеспечит создание условий для развития положительных тенденций в финансовом просвещении горожан, минимизацию проблем в развитии финансовой системы города, таких как:
недоверие населения финансовым институтам;
недостаточная капитализация финансовых институтов;
слабые темпы развития рынка финансовых услуг в муниципальном образовании.
В целом реализация проекта позволит ускорить качественные изменения в экономике города. Опыт стратегического управления муниципальной системой образования в городе Сургуте может быть использован другими муниципальными образованиями, как в целом, так и отдельными направлениями проекта.
8. Управление проектом
Управление проектом будет осуществляться основными участниками проекта:
Руководитель проекта осуществляет полномочия по руководству всеми работами по реализации проекта: планированию, организации, координации деятельности участников проекта, контролю. Руководитель проекта является ответственным за осуществление проекта.
Команда управления проектом – субъекты, входящие в состав разработчиков и исполнителей проекта. Принципы ''коллективного управления'' позволят максимально использовать творческий и интеллектуальный потенциал участников проекта.
Подробнее о команде управления Проектом можно узнать на сайте филиала в разделе научная деятельность http://tgusf.ru/about/nauka/matritsa/index.php
С целью контроля, корректировки, измерения и сравнения результатов проекта на основе разработанных критериев будет осуществлятьсямониторинг реализации Проекта. Мониторинг реализации проекта проводится с учетом сведений, полученных в ходе:
анализа изменений во времени (динамический анализ);
сравнения полученных результатов с аналогичными результатами других муниципальных образований (сопоставительный анализ).
Результаты реализации проекта будут представлены в виде отчетов о реализации, открытых докладов, статистических сборников, информационных материалов.
Приложение 1.
Реестр субъектов и институтов, участвующих в работе по финансовому просвещению граждан в муниципальном образовании городской округ город Сургут по состоянию на 01.12.2012г.
Субъект (институт) |
Перечень (количество) |
Функции по фин.просвещению |
Взаимосвязи с другими институтами в рамках фин. просвещения |
Ожидаемый результат |
Примечание (в т.ч. слабые стороны) |
|
Система образования города |
||||||
1 |
Администрация города и его структурные подразделения |
24 структурных подразделения |
Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения |
В рамках фин. просвещения не сотрудничают и не взаимодействуют |
Определить стратегию финансового развития населения |
Целенаправленной программы финансового просвещения не разрабатывается |
2 |
Дошкольные образовательные учреждения |
49 муниципальных дошкольных образовательных учреждения |
Не выполняют функции финансового просвещения |
В рамках фин. просвещения не сотрудничают и не взаимодействуют |
Сформировать первичные представления о базовых финансовых понятиях и категориях |
Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики, которое необходимо развивать. |
3 |
Общеобразовательные учреждения |
47 муниципальных общебразовательных учреждения |
Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения |
В рамках фин. просвещения частично взаимодействуют с учреждениями высшего профессионального образования, финансовыми институтами |
Сформировать базовые понятия в рамках элективных курсов |
Мало специализированной информации для развития финансовой грамотности школьников |
4 |
Среднепрофессиональные образовательные учреждения |
11 |
Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения |
Могут и должны взаимодействовать с учреждениями высшего профессионального образования, финансовыми институтами общества, консалтинговыми центрами, учреждениями социальной защиты, общественными организациями и объединениями |
Сформировать общее представление и базовые понятия, формирующие финансовую грамотность студентов, обучающихся по экономическому направлению |
Информация в целях финансового просвещения обучающихся не имеет системной основы, механизм взаимодействия не отработан, форм подходящий для работы со студентами нет |
5 |
Учреждения высшего образования |
5 |
Выполняют функции финансового просвещения только по направлениям и профилям экономического содержания |
Могут и должны взаимодействовать с учреждениями высшего профессионального образования, финансовыми институтами общества, консалтинговыми центрами, учреждениями социальной защиты, общественными организациями и объединениями |
Выпустить конкурентоспособного студента |
Информация, предлагаемая всеми перечисленными институтами, может быть не проработана, механизм взаимодействия не отработан, форм подходящий для работы сл студентами нет |
Система органов социальной защиты населения города |
||||||
7 |
Социальные службы, центры психологической помощи населению, Центр занятости населения |
21 |
Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения либо принимают косвенное ограниченное участие в работе по финансовому просвещению граждан |
Могут взаимодействовать с учреждения высшего образования, банками, брокерские компаниями, страховые компаниями, консалтинговыми центрами, центрами занятости населения, социальными службами, среднепрофессиональными образовательными учреждениями |
Помощь населению в решении психологических проблем, связанных с финансовыми проблемами и вопросами, консультационные услуги |
Косвенное ограниченное участие в работе по финансовому просвещению граждан |
Система финансовых институтов города |
||||||
10 |
Банки |
19 |
Информируют население о банковских продуктах и услугах, условиях использования тех или иных банковских финансовых инструментов |
Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных образовательных учреждений |
Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в банковских услугах и продуктах |
Предоставляют узконаправленную информацию о тех или иных финансовых инструментах, что не всегда позволяет потребителям оценить преимущества или риски |
11 |
Брокерские компании |
10 |
Информируют население о тех или иных финансовых инструментах, а также обучающих платных или бесплатных курсах |
Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных и общеобразовательных учреждений |
Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в услугах и продуктах фондового рынка |
Предоставляют узконаправленную информацию о тех или иных финансовых инструментах, что не всегда позволяет потребителям оценить преимущества или риски |
12 |
Страховые компании |
25 |
Информируют население о продуктах и услугах, условиях их предоставления |
Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных и общеобразовательных учреждений |
Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в услугах и продуктах рынка страхования |
Предоставляют узконаправленную информацию о тех или иных финансовых инструментах, что не всегда позволяет потребителям оценить преимущества или риски |
13 |
Пенсионные фонды |
7 |
Информируют население о программах пенсионного страхования, оказывают консультационные услуги |
Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных и общеобразовательных учреждений |
Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в услугах пенсионного фонда |
Предоставляют узконаправленную информацию о тех или иных финансовых инструментах, что не всегда позволяет потребителям оценить преимущества или риски |
Консалтинговые агентства и организации |
||||||
14 |
Консалтинговые центры |
6 |
Информируют население о тех или иных финансовых инструментах, а также обучающих платных или бесплатных курсах, оказывают консультационные услуги |
Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных и общеобразовательных учреждений |
Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в услугах консалтинговых агентств и компаний |
В данной группе интересен и показателен опыт консалтинговой группы «Гений жизни», использующей целенаправленный системный подход в финансовом просвещении жителей города |
Общественные организации и объединения города |
||||||
15 |
Общественные объединения |
61 |
Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения |
В рамках фин. просвещения не сотрудничают и не взаимодействуют |
Ответственность за собственную финансовую грамотность |
Вопросами финансового просвещения не занимаются |
ИТОГО: |
261 |
Приложение 2.
Образовательные продукты в части финансовой грамотности населения
для каждой категории граждан
Категория населения |
Цель мероприятия |
Содержание образовательного продукта |
Ожидаемый результат |
Форма контроля |
Дети дошкольного возраста |
Представить первичную информацию о деньгах |
|
Понимание ребёнком самого простого определения денег, откуда они берутся, решение простых экономических задач; закрепление базовых понятий в мышлении ребёнка |
Отчёты психологов по результатам собеседования. |
Дети младшего школьного возраста |
Научить разбираться в терминологии науки экономики |
|
Повышение уровня теоретических знаний; развитие логического мышления. |
Отчёты педагогов по результатам собеседования. |
Дети старшего школьного возраста |
Научить ставить финансовые цели, разбираться в многообразии финансовых продуктов и инструментов |
|
Развитие уверенности в своих знаниях. Учащиеся могут разбираться в финансовых продуктах, самостоятельно выбирать наиболее выгодные предложения и финансовые инструменты. |
Отчёты по результатам тестирования, самоанализа. |
Студенческая молодёжь |
Научить ставить финансовые цели, зарабатывать, тратить, сохранять и преумножать |
|
Самостоятельность в принятии финансовых решений, умение планировать, ставить финансовые цели и достигать их, управлять расходами и сбережениями. |
Отчёты по результатам тестирования, самоанализа. |
Рабочая молодёжь |
Научить ставить финансовые цели, зарабатывать на них и обеспечить себе достойную старость |
|
Самостоятельность в принятии финансовых решений, практические действия в планировании, постановке финансовых целей, их достижении, управлении расходами и сбережениями. |
Отчёты по результатам тестирования, самоанализа. |
Лица активного трудоспособного возраста |
Информировать о финансовых возможностях и предложениях |
|
Эффективность в принятии финансовых решений, ответственность за свои действия в планировании, постановке финансовых целей, их достижении, управлении расходами и сбережениями использование механизмов защиты от финансовых рисков. |
Отчёты по результатам тестирования, самоанализа. |
Лица старшего трудоспособного возраста |
Научить рационально использовать имеющиеся финансовые активы, сохранять и преумножить их |
|
Ответственность за свои действия в планировании, постановке финансовых целей, их достижении, управлении расходами и сбережениями использование механизмов защиты от финансовых рисков. |
Отчёты по результатам тестирования, самоанализа. |
Приложение 3.
Количественные показатели достижения результатов проекта
Цели и программы |
годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Число субъектов и институтов общества, включившихся в работу по финансовому просвещению жителей города |
||||
2 |
Количество проводимых мероприятий в рамках финансового просвещения граждан |
||||
3 |
Удельный вес жителей города, прошедших обучение по программам финансового просвещения граждан |
||||
4 |
Удельный вес жителей города, проходящих обучение по программам финансового просвещения граждан |
||||
5 |
Удельный вес жителей города, включенных в волонтёрскую деятельность в рамках финансового просвещения граждан |
||||
6 |
Темпы роста числа финансово грамотных граждан |
||||
7 |
Уровень финансовой грамотности жителей города |