НОВЫЕ ПОДХОДЫ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В СВЕТЕ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В СВЕТЕ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Макс О.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Сургуте, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налогообложение должно соответствовать существующим производственным отношениям и производительным силам, только тогда оно будет обеспечивать экономический рост и возрастание общественного и частного капиталов. Налоговая система России - одна из самых либеральных в мире, прежде всего за счет низкой налоговой нагрузки.

На сегодня задача ФНС - не наказать налогоплательщика, а обеспечить такую информационно-методологическую поддержку, которая бы исключила многие налоговые нарушения. В этих целях на Интернет-сайте Службы в открытом доступе размещена база разъяснений ФНС России, организован удобный поиск по виду налога, статьям Налогового кодекса, периоду и номеру документа, которые помогут налогоплательщику в решении имеющихся у них вопросов. Предусмотрен также контекстный поиск по одному или нескольким словам. Таким образом, позиция ФНС России по тем или иным вопросам налогообложения доступна в оперативном порядке всем заинтересованным пользователям. Это удобно как налогоплательщикам, так и территориальным налоговым органам.

Также в Российской Федерации существует интернет - ресурс «Личный кабинет налогоплательщика». Он позволяет узнать информацию о налоговой задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц — граждан России) и распечатать платежный документ. Пилотный проект запущен в апреле 2011 г. Перспективные разработки по переходу на новые современные технологии обслуживания плательщиков ФНС России направлены на консолидацию всей налоговой информации на федеральном уровне, сверку данных о плательщиках, полученных от органов государственного управления и организаций, а также создание (к 2014 г.) новой версии электронного «Личного кабинета налогоплательщика», посредством которого при наличии ключа электронно-цифровой подписи плательщику можно будет получать онлайн доступ ко всем своим данным и сервисам взаимодействия с ФНС. Разрабатывается возможность электронной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей. На основе полученных результатов сегодня идет проектирование и моделирование новых бизнес-процессов ФНС России. Предполагается создание так называемого "налогового автомата". То есть в каждом бизнес-процессе будут выделены процедуры, которые выполняются автоматически, такие как автоматический расчет и начисление налогов, автоматизированный контроль налоговой отчетности, камеральная проверка по контрольным соотношениям и другие.

ФНС РФ активно сотрудничает с зарубежными налоговыми администрациями, при этом обмен опытом происходит не только по вопросам налогообложения, но и в области применяемых технологических решений. Сегодня эффективность налогового администрирования во всем мире во многом зависит от возможности и умения сбора, обработки и эффективного использования глобальных массивов информации. Одним из основных трендов развития технологий является внедрение модели "облачных" вычислений (cloud computing). А также консолидация и интеграция данных и создание сверхбольших хранилищ данных (DataWarehouse).

В результате работ по модернизации ФНС получит возможность консолидировать и интегрировать все имеющиеся ресурсы, проводить их анализ, и соответственно, значительно повысить эффективность контрольных функций (в связи с тем, что инспектору в любой момент времени будет доступна полная и актуальная информация по любому контрагенту из любого региона России).

Помимо современных технологий в системе налоговых органов действуют подразделения досудебного аудита. Они созданы с целью снижения нагрузки на судебную систему путем внутреннего рассмотрения споров, не доводя их до суда. Так, при несогласии налогоплательщика с выводами по результатам проведенной камеральной или выездной проверки появилась возможность мотивированно обжаловать вынесенное решение налогового органа до рассмотрения спора в суде.

В этом направлении достигнуты положительные результаты. С момента введения процедуры обязательного урегулирования налоговых споров в досудебном порядке количество судебных споров уменьшилось более чем на 40%. И тенденция к сокращению судебных споров с участием налоговых органов развивается.

Первые годы обязательного досудебного аудита не только дали положительные результаты, но и показали возрастающий интерес налогоплательщиков к досудебному урегулированию конфликтов с налоговыми органами. У налогоплательщиков появляется сознание того, что для разрешения конфликта не обязательно обращаться в суд. Что в самой налоговой системе налогоплательщик может быть услышан и понят, что все его доводы будут рассмотрены, что налоговые органы способны вести диалог, признавать ошибки и самосовершенствоваться. Так, например, за 9 месяцев 2011 года налоговыми органами рассмотрено около 36 тысяч жалоб налогоплательщиков. При этом по результатам рассмотрения жалоб в 42 процентах случаев требования налогоплательщиков полностью или частично признаны обоснованными. Что важно, снижается общее количество жалоб налогоплательщиков. Иными словами, ФНС переходит от формального к более качественному и профессиональному подходу в налоговом администрировании.

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров по сравнению с судопроизводством неоспоримы: это сокращение расходов, защита репутации и конфиденциальность при разрешении спора.

В целях дальнейшего совершенствования системы досудебного аудита в настоящее время готовятся предложения по внесению изменений в законодательство в части регламентации процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, установлению требований к оформлению жалоб налогоплательщиков и решений налоговых органов по результатам рассмотрения жалоб. Планируется также увеличение сроков для подачи апелляционных жалоб в рамках обязательной процедуры обжалования решений налогового органа по результатам налоговых проверок, регламентирование порядка рассмотрения и оценки дополнительных документов, предоставляемых налогоплательщиками с жалобами, увеличение перечня актов, подлежащих обязательному досудебному обжалованию.

Федеральная налоговая служба сотрудничает с налоговыми органами других стран, обменивается опытом и передовыми инструментами и механизмами взаимодействия с налогоплательщиками при урегулировании налоговых споров. Сейчас использование зарубежного опыта очень актуально, в том числе такого института, как медиация. В ряде зарубежных стран медиация эффективно применяется при разрешении налоговых споров. В первую очередь, к таким странам можно отнести Голландию и Германию. Несмотря на то, что в Голландии использованием процедур медиации при урегулировании налоговых споров занялись относительно недавно (в 2004 г.), этот опыт можно расценивать как достаточно убедительный. Такая практика позволила Нидерландам значительно уменьшить общее количество судебных разбирательств по «налоговой тематике». В Германии, которая начала эксперимент по внедрению медиации в судах (в том числе и административных) в 2000 г., сначала было задействовано шесть земель. В настоящее время в программу включаются другие регионы страны и Берлин, что можно расценивать как показатель успеха и знак признания медиации на федеральном уровне.

Очевидно, что определенные предпосылки для распространения медиативной практики на налоговые споры имеются и в нашей стране. Например, по-прежнему остается весьма значительным количество налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами. При этом велик удельный вес дел, в которых истцом выступают именно налоговые органы, и они же очень часто эти споры проигрывают. Получается, что государство в лице налоговых органов, пытаясь доказать свою правоту налогоплательщику и проигрывая ему, демонстрирует свою несостоятельность. Это очень сильно подрывает имидж Федеральной налоговой службы, а значит, и самого государства. Такое положение вообще нежелательно, а тем более опасно в условиях нашей страны, где при развивающихся рыночных отношениях с большим трудом формируется культура ответственного отношения граждан к выполнению обязанностей налогоплательщиков. Руководитель Федеральной налоговой службы М.В. Мишустин уже неоднократно заявлял, что, только построив открытый диалог между госорганами и гражданами, можно добиться высоких результатов в работе. Кроме того, он отметил готовность Федеральной налоговой службы рассмотреть возможность проведения эксперимента введения медиации при рассмотрении налоговых споров на примере крупнейших налогоплательщиков. Медиативные подходы Федеральная налоговая служба сможет уже в ближайшее время применить при организации работы с налогоплательщиками и при досудебном разрешении налоговых споров.

В России репутация налоговых органов должна способствовать формированию положительного имиджа этого института. Медиация, помогая учесть интересы и потребности всех участников спора и сохраняя при этом для спорщиков полную конфиденциальность, создает в обществе наилучшие условия для формирования сознания добросовестного налогоплательщика. Как гибкая и неформализованная процедура, она позволяет решить вопросы без привлечения общественности, соответственно, минимизируя репутационные риски. Именно этот аргумент может быть одним из ключевых при принятии решения о применении альтернативных способов урегулирования налоговых споров.

Благодаря медиативной системе досудебного рассмотрения жалоб у налогоплательщика появится реальная возможность донести свою позицию, быть услышанным, а у представителя налогового органа — получить наиболее полное представление о содержании спора, разъяснить и обосновать свою точку зрения. И, возможно, такой диалог не только поможет достичь наиболее справедливого и удовлетворяющего решения, но и в определенной степени послужит обучающим моментом для сторон, т. е. позволит предотвратить повторение подобной конфликтной ситуации в будущем.

Меры по совершенствованию работы досудебного аудита позволят урегулировать до суда максимальное количество налоговых конфликтов, доводить до суда только перспективные споры с надлежащей доказательственной и методологической базой, а также разгрузить судебную систему.

Просмотров работы: 1854