ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Тарзян М.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г.Сургуте, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Финансовая грамотность – одна из острых тем, обсуждаемых сегодня экономистами. Это сложная тема, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия целесообразных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченную жизнь в зрелом возрасте. Финансово грамотные люди более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что финансово грамотные люди могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Финансовую грамотность можно определить, как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор финансовых инструментов, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.

Таким образом, понимание того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, – лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком. Особенности инвестирования, сбережения, кредитования существены, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, сложно определить, на что ему нужно обращать внимание при пользовании финансовыми инструментами, и как выяснить, какие возможности являются лучшим выбором лично для него.Люди, обладающие «здравым финансовым мышлением», принимают решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы.

Такие выводы подкрепляются рядом фактов. По результатам Опроса Всероссийского центра изучения общественно мнения /ВЦИОМ/ только 54,4 % респондентов внимательно читают договор при покупке финансовой услуги. Они проясняют все непонятные моменты и лишь после этого подписывают договор (рис.1).

Рис. 1. Ответ на вопрос: «Читаете ли вы договор при покупке финансовой услуги?», % от ответивших

Около 28,9 % респондентов договор читают, однако соглашаются его подписать даже в том случае, если у них остались какие-либо дополнительные вопросы. Совсем не читают договор перед подписанием около 11,5 % респондентов, остальные затруднились ответить на поставленный вопрос. И это несмотря на то, что на сегодняшний день именно договорами во всей полноте регулируются отношения клиентов с финансовыми институтами. Многие пункты, включаемые кредитными организациями,вподобного рода договоры, признаются президиумом Высшего арбитражного суда незаконными. Например, "Банки, как правило, включают в договоры условия, заведомо невыгодные для заемщика, такие как разбирательства в суде по месту регистрации банка, возможность одностороннего изменения ставок, начисление несоразмерных штрафов, – считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – При этом такие условия прописываются неявно, мелким шрифтом или сложными для понимания потребителя формулировками".

В сентябре 2010 года представитель Всемирного банка Сью Ратледж заявила, что свыше 40% россиян не имеют доступа к финансовым услугам, а более половины жителей России уверены, что не обладают финансовой грамотностью. Это подтверждается данными Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) - 41 % россиян не пользуются никакими финансовыми услугами - даже банальными картами и вкладами. Причина тому, по мнению социологов, не кризис, а финансовая неграмотность.Финансовый кризис, наоборот,несколько увеличил долю пользователей финансовыми услугами- если в июле 2010 года финансовыми услугами пользовались 54 % россиян, то в январе 2012 – 59 %. Самые востребованные финансовые услуги - зарплатные карты, текущие банковские счета и потребительские кредиты. Доля держателей зарплатных пластиковых карт в июле 2010 года выросла с 24 % до 30 % в январе 2012 года. Доля имеющих вклад "до востребования" вырос за этот период с 10 % до 14 %. При этом за тот же период снизилась доля заемщиков, имеющих потребительский кредит -с 19 % до 16 %. Услугами добровольного страхования собственных интересов пользуется всего 5% опрошенных, тогда как еще осенью прошлого года пользующихся страховыми услугами было 8%. Ипотекой и услугами негосударственных пенсионных фондов пользуются единицы – лишь 2 % россиян, еще меньше – всего 1% - пользуются инвестиционными услугами (ПИФы, ОФБУ, доверительное управление) [6].

Вместе с тем, по оценкам аналитиков НАФИ "В будущем можно ожидать рост пользователей финансовых услуг". Есть сигналы оживления на рынке потребительского кредитования – 6 % россиян планируют начать пользоваться кредитом в ближайшие 12 месяцев. "Хотя следует подчеркнуть, что речь идет пока о намерениях, которые в силу многих объективных и субъективных факторов не всегда трансформируются в реальное поведение", - подчеркивается в исследовании.

В Минфине неоднократно отмечали, что безграмотность страшнее кризиса. Финансовая малограмотность россиян препятствует развитию финансовых институтов в России, способствует криминальному оттоку финансовых ресурсов и в целом угрожает интересам, как отдельной личности, так и национальной экономики в целом. Уже сегодня накопилось множество примеров финансовойбеззащитностироссиян.Вот пример схемы мошенничества, широко используемой на одном из интенсивно развивающихся секторов экономики России -рынке ценных бумаг, куда направляются крупные финансовые потоки. «Один мошенник, представляясь директором ООО «СТЭК ЗКМ», заключил с Комитетом по физической культуре и спорту администрации района города договор о проведении работ по реконструкции лыжной базы. Финансирование подобных работ должно было осуществляться предприятиями и организациями через проведение взаимозачетов по налогам в городской и областной бюджеты. Для этого Комитет по физической культуре и спорту администрации района в счёт погашения задолженности перед бюджетом передал лже-директору векселя для осуществления финансирования запланированных работ. После чего мошенник спокойно реализовал векселя, и с вырученными средствами скрылся [3].

К способам мошенничества, направленным на завладение ценными бумагами можно отнести заключение фиктивных сделок на выполнение работ. Работы же выполнять никто в этом случае не планирует, а эта иллюзия необходима для получения оплаты за предполагаемые работы в форме ценных бумаг и дальнейшего их присвоения; хищение бездокументарных ценных бумаг; хищение ценных бумаг из депозитария; а также мошенническое приобретение ценных бумаг у эмитента путем предоставления фиктивных документов об оплате.Судьба присвоенных ценных бумаг может быть различной. Например, полученные преступным путем ценные бумаги можно реализовать, а полученные денежные средства присвоить. В других случаях приобретенные путем мошенничества ценные бумаги могут быть использованы для установления контроля над предприятиями (пакеты акций).Используется и схема с переводом средств на счет нового владельца. Преступники предоставляют поддельное передаточное распоряжение, заверенное печатью и подписью зарегистрированного владельца ценных бумаг. Распоряжение содержит указание о переводе бездокументарных акций на лицевой счет специально созданной для этого организации (чаще однодневки). Регистратор выполняет требования передаточного распоряжения, и ценные бумаги переводятся на лицевой счет нового владельца. После этого мошенники сбывают полученные преступным путем акции и ликвидируют юридическое лицо, выступавшее в качестве «нового владельца» ценных бумаг.

Для совершения мошеннического хищения ценных бумаг из депозитария преступники предварительно заключают какую-либо сделку. Зная реквизиты организации, поместившей ценные бумаги в депозитарий и реквизиты самих ценных бумаг, они готовят поддельную доверенность на их получение из депозитария. Предъявив поддельные паспорт и доверенность, мошенники получают ценные бумаги и в дальнейшем реализуют их.

В числе мошенничеств с валютными операциями показательным примером является следующий:«Начальник отдела автоматизации неторговых операций одного из ведущих московских банков модернизировал компьютерную программу учета движения валютных средств банка по счетам граждан. В результате эта программа при введении коммерческого курса рубля завысила его. Благодаря этой афере мошенник обогатился на 700 тыс. долларов США».

Распространённым видом мошенничества является списание по фиктивным документам. При открытии кодированного счета по факсу клиент получает код, который указывается на платежном документе. И уже этот документ клиент передает в банк по факсу. Это подтверждает, что списание со счета производит именно то лицо, которое имеет право управления счетом. Такой же кодовой таблицей владеет и работник банка. При желании банкир может сообщить эти цифры своему компаньону, который находится в том же городе, что и владелец счета. От компаньона поступает соответствующий факс, деньги переводятся в другой банк, где и обналичиваются.Узнав о незаконном снятии денег, владелец счета пытается найти правду в банке. Но добиться какого-либо результата бывает чрезвычайно трудно. Для банка такая афера последствий, как правило, не имеет, так как всех собственников кодированных счетов заставляют подписать документ, по которому банк не несёт ответственности за попадание кодовой таблицы в чужие руки. Где гарантия, что клиент не сам разболтал этот код кому-нибудь?

Широко используется мошенничество с кредитами. В качестве банковского залога одним отечественным клиентом было предоставлено несколько грузовых автомобилей МАЗ. Когда срок возврата кредита подходил к концу, клиент радостно сообщил, что товар, продажей которого он планировал рассчитаться за кредит, уже прибыл и растаможен, что и подтвердил соответствующими факсовыми сообщениями. Осталось только вывезти товар в магазины. Но деньги, как оказалось, у клиента на исходе, и арендовать транспорт он не имеет возможности. Поэтому он попросил вернуть на пару дней заложенные автомобили. И хотя в банке отлично знали, что фальсификация факсовых сообщений — дело нехитрое, всё же решили пойти на встречу клиенту и закрыли залог. Результат — кредитные деньги безвозвратно исчезли за границей, а автомобили были проданы.

Ежегодно банки во всем мире выдают частным лицам в виде займов порядка 1,7 трлн. долларов. Например, согласно данным министерства промышленности и торговли Великобритании, только на кредитных картах британских граждан сейчас находится около 50 млрд. фунтов стерлингов, а средний размер всех займов составляет около 11,3 тыс. фунтов на одну семью, что равно, примерно, половине среднегодовой зарплаты в стране.Россия такими историями «похвастать» пока не может. Но доходы населения постоянно растут, и к займам россияне должны привыкнуть довольно быстро. По прогнозам аналитиков, к 2008 году около 35% автомобилей и бытовой техники граждане России будут куплены на заемные средства.Конечно же, потенциал потребительских кредитов оценили не только честные граждане, но и всевозможные мошенники. Уже сама специфика работы кредитных отделов (в крупных банках — кредитных управлений) предоставляет большие возможности для злоупотреблений. Особенно распространены они в системе экспресс-кредитования в магазинах. Для этой процедуры оформления кредита необходим всего один документ и заполнение пары анкет.Есть несколько вариантов, как при этом обмануть и банк, и заемщика. Например, один из них подразумевает «помощь» в оформлении документов за соответствующее вознаграждение. Правда, иногда оказывается, что данные заемщика используются для приобретения товаров на более крупные суммы.

А вот истории проводимыхафёр в банках. В России в последнее время значительное количество мелких банков были обанкрочены самими учредителями. Схема была стандартна: после регистрации банка привлекались новые клиенты, переходившие на расчетно-кассовое обслуживание в учрежденный банк или клавшие в него деньги на депозит, активно привлекались ресурсы по межбанковскому кредитованию. После аккумуляции в банке достаточной суммы учредителям банка выдавались очень крупные кредиты, которые в совокупности делали банк неплатежеспособным. После этого учредители умывали руки, а в убытке оказывались клиенты банка.

В банковской сфере злоупотребления со стороны персонала — явление распространенное. Особенно, как показывает практика, в мелких банках. Причина этого явления в первую очередь кроется в исполнении одним человеком в небольшом банке нескольких должностей сразу. Это позволяет совершить хищение в качестве кассира, а потом скрыть его в качестве бухгалтера.В этом случае сотрудником изымается небольшая сумма денег, затем докладывается о недостаче, возникшей якобы из-за ошибки в ранее сделанных расчетах, и предлагается переделать старые документы. Таким образом, похищаются небольшие суммы, но если умело обманывать вышестоящее начальство, беспрекословно принимающее исправления, сумма может набраться довольно крупная.

Существуют также способы обмана мошенниками неопытного кассира. В зарубежной практике известны случаи, когда при проверке кассы ревизоры уничтожали свои собственные чеки или чеки компаньона. В результате у кассира возникает недостача на сумму чека, а ревизор с компаньоном получают доход.

9. Списание средств со счетов клиента. Если невнимательно следить за движением денег на счете своего предприятия, то деньги могут быть списаны на другую фирму. Если списание обнаруживается — мошенник извиняется и возвращает деньги. Если никто ничего не заметил — доход получен.

10. Кредитки. В конце 1999 г. один предприимчивый хакер взломал базу данных покупателей крупного американского виртуального торгового центра и украл информацию о номерах 300 тыс. кредитных карточек. Затем мошенник послал письмо по электронной почте в адрес этой компании c требованием выплатить ему 100 тыс. долл. в качестве «отступного». После этого, конфиденциальная информация о номерах карточек исчезла с сайта, но ущерб уже был нанесен.

Пластиковая карточка — это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользователю возможность безналичной оплаты товаров или услуг, а также получения наличных средств в филиалах банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли или сервиса и отделения банков создают сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).Интенсивное внедрение банковских пластиковых карт как инструмента безналичных расчетов за товары и услуги в России сопровождается, как и во всем мире, рядом мошенничеств, связанных с их использованием. А преступления в сфере оборота пластиковых карт накладывают тень на их авторитет как финансового инструмента.

Сегодня многие знают о мошенничестве с кредитными карточками уже по собственному опыту. Число таких преступлений постоянно увеличивается, вызывая при этом тревогу у потребителей и часто нанося ущерб их кредитоспособности. Аферисты применяют широкий набор приёмов, чтобы обманывать как владельцев кредитных карточек, так и компании, их выпускающие. В случае мошенничества с кредитными карточками не исключена ответственность и владельца магазина, если новые коды карточек были считаны неточно. Сами банки также оказываются в немалом убытке. Конечно, для защиты финансовых интересов банки используют все доступные способы минимизации потерь от мошенничества с пластиковыми карточками. Однако, как показывает практика, около 60 % потерь от мошеннических действий происходит прежде, чем банк узнает об утрате клиентом карточки.

Карточки при расчёте проверяют весьма поверхностно, что становится причиной популярности мошенничеств с ними. Многие продавцы даже не утруждают себя сравнением данных, записанных на магнитной полоске с обратной стороны кредитной карточки (имя владельца, номер счёта, дата окончания срока действия), с информацией на её лицевой стороне. На многих поддельных карточках эти данные не совпадают.Конечно, каждый знает, что пин-код надо хранить втайне, номер никогда и никому не давать и не показывать. Однако зачастую мошенники не ограничиваются просто воровством кредиток. Например, подсмотреть номер, который человек набирает на банкомате, а потом отобрать кредитную карточку и деньги — метод совсем опустившихся жуликов. В этой сфере существуют большое количество более «достойных» афер.

Но наиболее крупный вред благосостоянию людей и экономике наносят финансовые пирамиды. Первая финансовая пирамида была создана в 1919 году неким Чарльзом Понти в США. Это была фирма TheSecuritiesExchangeCompany. SXC привлекала средства внешних инвесторов для их выгодного вложения под высокий процент. Проценты SXC были действительно заманчивыми — по 45% каждые девяносто дней. Американцы стали активно вкладывать деньги в SecuritiesExchangeCompany. Первое время они действительно получали обещанные проценты, что привлекало всё больше новых вкладчиков.В 1920 году у кредиторов Понти возникли претензии на долю в SXC. Власти штата начали судебное разбирательство. Тогда обман и раскрылся. Оказалось, что SXC никаких денег никуда не инвестировала, а просто платила проценты за счет поступлений от продаж новых выпусков своих облигаций. Однако на этом история финансовых пирамид не закончилась. Спустя несколько десятилетий, идея финансовой пирамиды получила своё развитие в России: «МММ», «Тутти», «Иваспорт», «Властилина». Все эти компании, пользуясь стандартной схемой, обманули более миллиона доверчивых россиян. Подавляющее их большинство потеряло свои вклады полностью и навсегда.Например, хозяйка «Властилины» Валентина Соловьева утверждает, что благодаря доверчивости вкладчиков получила 5 триллионов рублей.В тот момент, когда в России массово появлялись финансовые пирамиды: «Хопер-Инвест», «Русский дом Селенга», «МММ»,число пострадавших от их действий насчитывалось порядка 20–40 млн. человек по всей России. Мошенники ищут новые формы обмана, при этом стараются не рекламировать свою деятельность.

Несмотря на то, что вышел Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением уголовной ответственности за создание и руководство деятельностью финансовой пирамиды", Финансовые пирамиды продолжают существовать и поныне.

Уже сегодня Правительство принимает всесторонние решения по обеспечению Финансовой безопасности населения. На сегодняшний день в Российской Федерации реализуются следующие программы по повышению финансовой грамотности [1]:

  • «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Правительство России в марте 2011-го года подписало Соглашение о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития на реализацию совместного проекта. Разработан комплекс мероприятий, реализуемых на федеральном уровне и в ряде российских регионов.

  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения. Основной целью Национальной программы является развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России.

  • Общероссийский проект «Финансовая культура будущего». Его организатором выступила Ассоциация региональных банков «Россия». По мнению президента АРБ ГарегинаТосуняна, повышение финансовой грамотности важно для всего общества: «Люди, умеющие разбираться с финансовыми задачами, являются более свободными и независимыми. Финансово грамотный человек чувствует себя более уверенно».

Также существенное место отведено программе повышения финансовой грамотности гражданв Концепции развития финансового рынка России до 2020 года. Банки, фонды и страховые компании, другие финансовые институты и общественные объединения и в частном порядке пытаются работать в этом направлении, причем часто ориентируются на тех россиян, которые станут клиентами лишь через 5-10-15 лет.

25 млн долларов Россия планирует потратить на цели повышения финансовой грамотности населения. Об этом заявил директор департамента финансовых отношений Минфина Андрей Бокарев. Проект предполагает комплекс различных мероприятий от обучения журналистов до финансирования успешных региональных проектов, включая внедрение факультативов для школьников или лекций для пенсионеров. По итогам реализации программы планируется поднять уровень финансовой грамотности разных слоев населения. Реализация проекта должна начаться с 2013 года, срок действия программы около 5 лет[8].

Проведя исследование различных информационных ресурсов, мы попытались сформулировать следующие рекомендации, способные обеспечить вашу личную финансовую безопасность.

Пункт 1. Записывайте.Это касается всех покупок, включая совсем мелкие (газета, пакет сока, мороженое). По словам консультанта агентства «ФКД-Консалт» Светланы Кантарович, некоторым людям, чтобы осознать и скорректировать свои расходы, достаточно вести записи в течение нескольких дней. Но лучше, конечно, делать это в течение месяца-двух. Вам потребуется скрупулезность, но эффект будет ощутимым.«В конце каждого дня записываем все покупки, из этого списка вычеркиваем то, без чего можно обойтись. В конце месяца складываем все суммы, которые были потрачены на ненужные покупки. У вас будет шок! Как в свое время был у меня», — говорит главный бухгалтер ООО «МНФ „Электролюкс“» Сергей Михайлов.

Пункт 2. Планируйте.Определите статьи доходов и расходов. Из последних выделите обязательные или первоочередные платежи — ипотека, примерные затраты на продукты, коммунальные платежи и т. д. «Рассчитав, пусть примерно, эти затраты, я знаю, сколько у меня может остаться денег. Могу сэкономить от семейного бюджета около 5–7 процентов в месяц», — говорит главный бухгалтер ООО «Дезцентр Пермь» Татьяна Швец.

После подобного планирования можно определить, какие расходы лучше сократить, перенести или исключить. «Основной смысл такого построения бюджета в том, чтобы понять, куда уходят деньги. А это нужно в свою очередь для изменения их потока и направления на более необходимые расходы», — говорит Светлана Кантарович.

Уделите особое внимание второстепенным статьям семейного бюджета с мелкими расходами. Иногда избавиться от них намного проще, чем уменьшить затраты по основным статьям. «Удивительно, но если придерживаться принятого плана в течение одного-двух месяцев, вырабатывается полезный навык: видеть, где можно безболезненно уменьшить свои расходы», — делится опытом Светлана Кантарович.

Пункт 3. Делите на категории.Планировать расходы можно по категориям. Для этого заведите в Excel файл с записями расходов: еда, транспорт, одежда, развлечения, поездки — сортируйте, как вам удобнее. На каждую категорию делайте приблизительную норму и отслеживайте, сколько еще можно потратить. «Если, к примеру, на одежду у меня бюджет 5000 рублей, а я купила куртку за 10000, значит, в следующем месяце на одежду не трачу. И деньги между категориями перекидывать нельзя», — замечает Анна Чеботарева, финансовый контролер ООО «Росинтер».

Пункт 4. Откладывайте на депозит.Счет в банке — это те деньги, которые могут пригодиться вам в самый черный день или же на какую-нибудь крупную покупку. Сколько же откладывать в банк? Это зависит в том числе и от того, насколько вы следуете вышеперечисленным способам экономии. Конечно, сумма будет колебаться из месяца в месяц: это может быть от 5 до 40 процентов от зарплаты. Причем важно вносить вклад сразу же после получения заработной платы, пока вы еще не успели ее потратить. «Мне почему-то легче живется и лучше спится, когда я знаю, что мои деньги лежат в банке», — говорит главбух московской компании Ирина Новикова.

Пункт 5. Сохраняйте остаток.Этот способ является вариантом предыдущего, его могут использовать те, кто получает зарплату на банковскую карту. Экономия достигается следующим образом. К каждой очередной зарплате на карточке должна всегда оставаться некоторая сумма денег — все на тот же черный день. Если возникнет необходимость, можно снять определенную сумму. Только в следующем месяце надо обязательно восстановить остаток на карточке, соответственно придется умерить траты.

Пункт 6. Не берите в долг.Залезть в долги, как известно, гораздо легче, чем с ними рассчитаться. «Я принципиально никогда не занимаю деньги. Лет пять назад я брала в долг на срочные нужды. Но тогда у меня расходы с доходами вообще не сходились», — рассказывает Ирина Новикова. Единственной допустимой причиной займа может оказаться ситуация, когда вы дома забыли кошелек, а ни в одном кармане денег нет.

И последнее, совершайте финансовые сделки и операции только с теми финансовыми институтами, деятельность которых периодически проверяется компетентным лицом.

Список используемых источников

  1. Кукушкина Я.Ф. «Финансовая грамотность и задачи финансового просвещения граждан России»

  2. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.azbukafinansov.ru/

  3. [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://afera.ukrline.net/?cat=12

  4. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.brainsmaker.ru/o-nas/.../povyshenie-finansovoj-gramotnosti/

  5. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ja-russia.ru/ru/fl/

  6. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nacfin.ru/

  7. [Электронный ресурс] Режим доступа: new.volsu.ru/DopObraz/financial/

  8. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.1prime.ru/Politics/20101029/754548918.html

Просмотров работы: 5684