ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ориентация процесса модернизации системы высшего профессионального образования на личность продиктована не только социокультурными особенностями нашего времени, спецификой стремительно развивающегося общества знаний, но фундаментальными основаниями психолого-педагогического знания особенностей обучения на разных ступенях непрерывной системы образования.

По мнению В. И. Филоненко, «студенчество – это мобильная группа, основной целью существования которой является организованная подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве».

Большинство психологов и педагогов относит данный возраст к периоду, которому свойственны сравнительно высокий образовательный уровень, активное освоение культуры, относительная экономическая самостоятельность, развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации, социальная активность.

Ориентация образования на развитие личности связана с созданием условий для раскрытия и формирования индивидуальности обучающегося, его качеств как субъекта социальной, профессиональной и интеллектуальной активности. Необходимость в разрешении противоречий между возросшей потребностью в подготовке высококвалифицированных специалистов и уровнем их подготовки в современных условиях недостаточно реализуется в подходах к совершенствованию психолого-акмеологического сопровождения становления профессионала.

Современный этап развития акмеологии характеризуется пристальным вниманием к проблемам профессионального развития. Научное знание о закономерностях и особенностях развития профессионально-важных качеств, включая психолого-педагогические и психолого-акмеологические особенности личности студента, позволит повысить эффективность образовательной деятельности в вузе.

В психолого-педагогической и психолого-акмеологической характеристике студенчества, как указывает Р. А. Муртазин, можно отметить две тенденции, определяющие этот возрастной период: повышенный интерес к собственной личности, самопознанию, самовоспитанию и стремление к расширению социальных связей. Социальная и интеллектуальная зрелость предполагают не только выработку системы взглядов на мир, но и на свое место в нем, осознание себя носителем определенных общественных ценностей, а, следовательно, и социально полезной личностью. Именно поэтому в студенческий период заметно укрепляются такие качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива и др.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что студенческие годы необходимо рассматривать как особую фазу социализации. При развернутом социально-педагогическом подходе к студенческой социализации ее нельзя свести лишь к механическому наложению на молодежь готовой социальной формы, к упрощенному взаимодействию или к сумме внешних средовых воздействий. Студенчество не только пассивный объект социализации со стороны общественных институтов, в последние годы в этом процессе возрастающее значение приобретает роль самого студенчества.

Основываясь на существующих типология студенчества, как внутренне дифференцированной группе молодого поколения, В. И. Филоненко предлагает классификацию современного российского студенчества, в основу которой положен критерий самостоятельности/несамостоятельности выбора будущей профессии:

1. Тип I - «профессионалы» - делают целенаправленный самостоятельный выбор вуза и специальности, рассматривая ее как потребность самореализации и самоутверждения именно в данной сфере профессиональной деятельности. Большинство из них – выпускники школ определенного или нового типа (гимназии, лицеи), профильных классов обычных СОШ, но практически все «профессионалы» за два – один год до поступления в вуз проходили дополнительную предвузовскую подготовку на «нулевых» или различного рода курсах, некоторые занимались индивидуально, многие участвовали в Олимпиадах, конкурсах по профилирующим предметам.

Студенты данного типа академически активны, учатся только на «отлично» или на «хорошо» и «отлично», успешно занимаются научно-исследовательской работой, занятия пропускают лишь в исключительных случаях. При изучении любой учебной дисциплины они руководствуются принципом максимального освоения профессиональных знаний, навыков и умений, направленных на достижение конечной цели – стать профессионально компетентным работником. К общественно-политической сфере жизни «профессионалы» равнодушны, охотно совмещают обучение в вузе с постоянной или временной работой, тождественной или отчасти идентичной будущей профессиональной деятельности, обладают достаточно высокой компьютерной грамотностью. С сожалением следует отметить, что с каждым годом число студентов данной категории практически не увеличивается.

Данный тип студентов происходит из семей с высоким уровнем образования, со средними или хорошими материальными возможностями, котируемым в нашем обществе социальным статусом родителей (одного из них). Примечательно, что девушки проявляют большую самостоятельность в выборе вуза и будущей специальности, более требовательны и профессионально ориентированны на полезность изучаемых социально-гуманитарных дисциплин.

2. Тип II - «ритуалисты» - их отличает самостоятельность выбора вуза и специальности, но в основе своей – это не результат собственных мировоззренческих позиций и установок, а стечение определенных обстоятельств (престижность или близость вуза к месту проживания, высокооплачиваемая профессия, советы друзей или учителей и др.). Восемь из десяти студентов данного типа - выпускники обычных СОШ, почти каждый третий проходил дополнительную предвузовскую подготовку, в большинстве своем - выходцы из семей со средними материальными возможностями, средним или высоким уровнем образования.

«Ритуалисты» отрицают основную цель вуза – подготовка профессионально компетентных работников, - но своим общением и действиями в учебном заведении продолжают «почти безусловное соблюдение институциональных норм». Представители этого типа рассматривают высшее учебное заведение как источник получения разносторонних и добротных знаний о жизни и окружающем мире, но избранная специальность их мало интересует – они берут от вуза все то, что считают нужным, необходимым и полезным для дальнейшей жизнедеятельности. Они в основном равнодушны к научно-исследовательской работе, сторонятся общественной и политической деятельности. Более половины из них сочетают обучение с постоянной или временной работой, где главным критерием является не вид профессионального труда, а размеры заработной платы. Работа для них – средство самоутверждения, экономической независимости от родителей, возможность «себя показать и других посмотреть», один из каналов дальнейшего трудоустройства после окончания вуза.

Студенты данного типа стараются учиться без «троек», на «хорошо» и «отлично», с дополнительной специальной литературой работают неохотно, по необходимости, активно пользуются Интернетом.

3. Тип III - «общественники» - это студенты-активисты, выбор вуза и специальности совершают самостоятельно, но случайно («модный» вуз или профессия, нежелание отстать от друзей и т. д.). Отношение к учебе носит равнодушно-обязательный характер, основным критерием академической активности выступает вечно живущий студенческий принцип «не знать, а сдать». В большинстве своем учатся на «удовлетворительно», хотя нередко получают и «неуды», их цель – получение диплома при минимальных интеллектуальных затратах. Основная сфера их деятельности в вузе – общественные организации, художественная самодеятельность, спорт и т.д. Являются выходцами из семей с достаточными или средними уровнями материальных доходов, более одной трети из них совмещают обучение с временной работой.

Студенты данного типа обладают высокой степенью общительности, своей внеучебной деятельностью добиваются признания в студенческой среде.

4. Тип IV - «конформисты» - студенты, для которых выбор вуза и специальности не является самостоятельным, это выбор их родителей, ближайших родственников. Обучение в вузе для них представляет собой продолжение школьного образования, приспособление к нормативным требованиям вузовской жизни. Студентам данного типа все равно где, как и на кого учиться, главное – держаться «на плаву», не довести дело до исключения. Академическая активность носит равнодушно-необязательный характер, в основном отличается систематическими пропусками занятий, из сессии в сессию повторяющимися задолженностями. Они пассивны и безучастны в общественной и научно-исследовательской работе, практически не совмещают обучение в вузе с постоянной или временной работой. Пользуются Интернетом с единственной целью – подготовить доклад, выполнить учебную работу.

«Конформисты» ведут свое происхождение в основном из семей с низкими или высокими материальными возможностями, почти каждый третий - из неполных или повторных семей. Около трети студентов данного типа поступили в вуз на коммерческих условиях. Число студентов именно этой категории, к сожалению, растет из года в год.

Также следует обратить внимании на то, что переход от школьного образования к вузовскому, профессиональный рост студентов от начальных курсов к старшим сопровождается развитием личности и ее психики.

Наблюдая отношение студентов к изучаемому предмету, поведение их в студенческой группе, можно отметить некоторые закономерности психоэмоционального состояния студентов. По мере обучения в вузе возрастает запоминание пройденного учебного материала, уровень его изложения при ответах, и наоборот, снижаются эмоции по поводу «открытий» неизвестного.

Студенты испытывают определенное давление студенческой среды. Если в школе можно было апеллировать к преподавателям, искать поддержки у родителей, то в вузе это не принято.

Студенческий возраст – это время становления социальной самостоятельности. Современные исследования подтверждают, что сегодня практически половина студентов живет вне родительского дома а, следовательно, вынуждены самостоятельно планировать свой бюджет, вести хозяйство, рассчитывать временные и финансовые затраты. На практике подобная самостоятельность оказывается не всегда оптимальной, однако она становится для студентов ведущим фактором их социально-бытовой социализации. Реальная взрослая жизнь активизирует процессы самоанализа и адекватной самооценки, делает студентов независимыми.

Важнейшими из новообразований в период студенчества является характерное стремление к саморазвитию, проявляющееся в усилении сознательных мотивов поведения, активизация самосознания как основы саморазвития личности, попытки профессионального самоутверждения.

В качестве особенностей студенчества, как особого психолого-педагогического феномена, можно указать следующее:

- учебная деятельность студентов вместе с другими видами образует особый социальный фон их жизнедеятельности; в ходе учебной деятельности осуществляется их подготовка к предстоящей профессиональной работе;

- студенчество характеризуется особым включением в общественно-политическую жизнь общества; в этом плане студентов в большинстве своем отличает самостоятельность, инициативность и целеустремленность;

- студенческая субкультура проявляется в особом характере труда, познания, общения, реализации социальных ролей; общность положения и деятельности определяет относительную гомогенность интересов и является основой для формирования особого социально-группового самосознания;

- для студенческой среды свойственен высокий интеллектуальный потенциал, который обусловливается высокой познавательной и общественной активностью студентов.

В решении педагогических проблем подготовки будущего специалиста акмеологический подход стал одним из важнейших методологических направлений. Традиционно акмеологию понимают как науку, помогающую достичь наивысших результатов в профессиональной деятельности. Вместе с тем, акмеология разрабатывает как теорию и методологию, так и технологии, способы, практику, которые обеспечивают реальное совершенствование человека – профессионала (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач).

Таким образом, акмеология разрешает большую теоретико-прикладную задачу формирования нового направления: акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития специалиста.

Сейчас, как никогда ранее, крайне актуальной стала проблема формирования не просто активной и творческой личности, а человека, настроенного на достижение высших профессиональных и социальных вершин, акме. Для системы профессионального образования эта проблема является тем более первостепенной, так как для большинства молодых людей их формирование как специалистов начинается именно в этой системе.

Следовательно, направляющими векторами в подготовке будущего специалиста становятся карьерное развитие специалиста и индивидуальные стратегии этого развития, которые помогают предупреждать, избегать и корректировать отрицательные последствия, возникающие в результате профессионального становления, личностного роста студента и его профессиональной деятельности. В этом мы видим одну из главных целей акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития будущего специалиста.

Акмеологическое сопровождение в подготовке специалистов в системе профессионального образования можно условно свести к трем составляющим:

1) ранняя диагностика призвания (это специфика именно учреждения профессионального образования, с которого начинается профессиональная ориентация, профессиональный отбор, профессиональное обучение);

2) создание условий реализации профессионального призвания, включая вооружение студентов инструментарием для акмеологически направленного обучения и самообучения;

3) обеспечение процесса подготовки специалистов педагогами – новаторами, ориентированными на достижение высших профессиональных результатов и владеющимиакмеологическим инструментарием.

Итак:

- Студенчество определяют как своеобразную мобильную группу, целью деятельности которой является усвоение по специально организованной программе социально-профессиональных ролей, подготовка к выполнению важных общественных функций: профессиональных, культурологических, общественно-политических, семейных и т.п.;

- Главными направлениями жизнедеятельности студентов является профессиональное обучение, рост личности и самоутверждение, развитие интеллектуального потенциала, духовное обогащение, эстетическое, нравственное, физическое самосовершенствование.

- Студенческий возраст приходится по большей части на период поздней юности или ранней взрослости. В это время кончается физическое созревание организма, приобретается и степень духовной зрелости, которая позволяет решать вопросы выбора профессии, участия в производственной работы после завершения школы или вуза. В юности резко активизируется ценностно-ориентационная деятельность.

Список литературы:

  1. Акмеология: итоги, проблемы, перспективы. Материалы конференции /под ред. Деркача А.А. – М.: РАГС, 2004.

  2. Акмеология: методология, методы и технологии.Материалы научной сессии/под ред. Деркача А.А. – М.: РАГС, 1998.

  3. Акмеология, политология, педагогика социального развития и управления/отв. ред. Болховитина Т.С., Семенов И.Н. – М. - Брянск: БФ ОРАГС, 2001.

  4. Акмеология профессионального образования. Материалы II регион. науч.-практ. конф., 14-16 марта 2005г., Екатеринбург. – Екатеринбург: РГППУ, 2005.

  5. Акмеологическая диагностика /под ред. Деркача А.А., Синягина Ю.В. – М.: РАГС, 2007.

  6. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. - Выпуск 2.

  7. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. -Вып. 2.

  8. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.

  9. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 2005.

  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.

  11. Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 2004.

  12. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.

Просмотров работы: 3515