В условиях глобализации, которая усиливается, всё больше создается условий для усиления присутствия в мировом пространстве разных по масштабу пространственно-территориальных единиц, в том числе и средних городов, в которых динамика происходящих процессов определяется тем особым положением, которое они занимают между городскими агломерациями и сельскими поселениями, а также присутствием в них научно-промышленного потенциала, который значительно усиливает их конкурентоспособность[1].
Для теоретического осмысления и практического понимания роли средних городов в глобальном развитии необходим новый концептуальный подход, опирающийся на новейшие технологии и разработки в области урбанистики, области развития мировой экономики. Большинство особенностей средних городов в мировой практике определяются их статусом, институциональной природой, набором неформальных институтов и ментальностью сформировавшейся здесь городской жизни. Являющийся объектом многочисленных научных исследований разный областей знаний средний город до сих пор остается недостаточно выверенной научной дефиницией. С социологической точки зрения средний город представляет исследовательский интерес, прежде всего, как специфическая форма общности людей и его целостность может быть раскрыта на основе понимания социальной сущности, законов его развития. С этих позиций город может быть определен как социально-пространственная целостность, в которой социальная и пространственная среда находятся в постоянном взаимопроникновении и взаимодействии. Социология исследует город под углом зрения социальных процессов – как условие оптимальной жизнедеятельности различных групп и категорий городского населения, способных удовлетворять свои потребности в работе, жилье, общении, организации и проведении досуга [2].
Для среднего города, как социокультурного феномена, обретение идентичности связано с таким понятием, как бренд города, который помогает городу в конкурентной борьбе и привлекает миграционные, финансовые, информационные потоки. Именно в условиях среднего города в полной мере раскрывается значение социокультурного потенциала как фактора устойчивого и гармоничного развития города. Урбанистическая среда - самая интернациональная в мире, город максимально нивелирует условия труда и жизни населения. Но вот что удивительно: при всей унификации похожих городов нет, как нет и не может быть единой городской культуры. Это обусловлено, прежде всего, качественнымихарактеристиками города, к которым можно отнести: уровень социальной дифференциации видов деятельности, территории и пространства; социокультурную гетерогенность; уровень социокультурной мобильности; уровень социокультурной динамики; уровень вариативности и альтернативности сознания и поведения; интенсивность социопространственной мобильности; широкие возможности выбора моделей поведения; уровень инновационной активности; информационную насыщенность среды; личностную локализацию городской жизни; личностный выбор оснований и стратегий поведения.
Таким образом, средний город обладает определенными специфическими свойствами, которые формируют основы социально-экономической стабильности, культурных стандартов и традиций; являются механизмом самоорганизующегося взаимодействия социокультурных пространств социальных общностей; определяют условия для развития действующих городских сообществ на основах самоорганизации. Средний город является площадкой, на которой могут реализовываться модели развития «оптимальных городов», создающих комфортную среду обитания (по сравнению с большими городами) – зеленую, экологичную, и лишенную стресса.
Литература
Старовойтов М.К. Особенности управления развитием среднего города в условиях становления социально ориентированной экономики и формирования информационно-индустриального общества: монография / М.К. Старовойтов, Л. Н. Медведева // – М.: МАКС Пресс, Москва 2008.- 264с.
Лебедева С.О. Город как социокультурный феномен / Лебедева С.О., Приходько Е.А.// - Научное обозрение, 2010, № 4.