ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В данной статье рассматривается организация творческой деятельности в учебном процессе, обеспечивающее вовлечение обучающихся в активные познавательные и деятельностные процессы. Реализованы и подведены результаты индивидуального проекта «Тревожность и экзаменационные испытания у студентов ».

Ключевые термины: творческая деятельность, личностно-деятельностный подход, исследовательский метод, организация, проект, деятельность, проектирование, учебный процесс.

С философского и социально-экономического подхода творческая деятельность рассматривается как создание чего-то нового, отличающегося от уже существующего, т. е. такая деятельность, которая связана с созданием нового продукта. При этом творчество измеряется такими категориями, как: открытие, изобретение, рационализаторское предложение, конструирование, дизайн – установление ранее неизвестного объективно существующего свойства или явления.

Если рассматривать творческую деятельность с точки зрения психолого-педагогического подхода как процесс создания новых для данного субъекта ценностей в виде получения новых знаний, умений и т.д., а творчество рассматривается как деятельность, способствующая открытию или созданию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Основные средства этого подхода: интуитивное мышление, творческое воображение, логическое мышление[5]. Личностно-деятельностный подход в проектировании рассматривается как творческая деятельность по конструированию образовательного пространства[1], которое может возникнуть только в диалоге со-авторов, субъектов образовательного процесса, а именно обучающегося, культуры и человека в культуре.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Процесс проектирования представляет собой сложное динамическое новообразование. Процесс (от лат. processus - продвижение) представляет собой совокупность последовательных действий для достижения определенного результата [2]

В современных условиях самостоятельная учебная деятельность обучающихся становится главной, ведущей, а деятельность преподавателя – содействующей, способствующей эффективному обучению.

Цель самостоятельной работы обучающихся – организовать систематическое изучение дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний[3].

Одним из индивидуальных заданий на практических занятиях по дисциплине «Основы педагогического проектирования»[4] является разработка и реализация проекта. Мы разработали проект «Тревожность и экзаменационные испытания у студентов».Целью проектаявляется изучение влияния показателей уровня тревожности, напряжённости общего состояния респондентов (студентов) на продуктивность процесса обучения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня тревожности студентов в экстремальной ситуации экзамена.

Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику студентов.

Определить возможную зависимость уровня тревожности от качества учебной деятельности студентов.

Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении респондентов исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в ходе экзаменов.

Использовали следующие методики исследования:

1) Методика психологического стресса RSM-25(Н. Е. Водопьяновой).

2) Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергера, адаптация А.Д. Андреева).

В анкетировании приняли участие 40 студентов педагогического института и исторического факультета (2 и 3 курсы) Северо-Восточного федерального университета

Анкета представляла 12 вопросов, и предъявлялась в виде анонимных листов с заранее отпечатанными вопросами и тремя графами, куда можно было вставить выбранный вариант ответа. Анкета позволяет разбить респондентов на группы по качеству их учебной деятельности, по уровню тревожности. Исследованием выявлено

Основные причины страха у студентов перед низкими оценками на экзамене:

1.Снижение самооценки - 38 % респондентов;

2.Негативное влияние на будущей профессиональной карьере-23 % -;

3.Страх реакции родителей и, соответственно, уменьшение материальной помощи 11%;

4. Снижение или отмена стипендии-9 %;

5.Оценка товарищей -.6 %

Психическое состояние тревожности является одним из основных показателей психологической готовности к действиям в стрессогенных ситуациях. Субъективные ощущения напряжения и опасения представляют собой основные черты тревоги как эмоционального состояния. Повышенный уровень личностной тревожности у студентов способствует увеличению напряженности на экзамене, что может стать препятствием проявления их компетентности.

В ходе реализации проекта мы выявили уровень самооценки личностной тревожности студентов вуза и проследили зависимость тревожности от успешности учебной деятельности.Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы попытались выявить зависимость уровня личностной тревожности в стрессовой ситуации экзамена от ее уровня в предсессионный период.

Наше предположение состояло в том, что высокий уровень тревожности, зафиксированный в личностной самооценке респондентов из числа студентов вузов, ощутимо связан с общей успеваемостью. Мы выявили, что чем выше уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние во время экзамена и на получаемый конечный результат (в виде оценки), и наоборот, чем меньше уровень тревожности (или в силу хорошей подготовленности к экзамену, или в силу умения управлять своим состоянием), тем выше результат, оценка, получаемая в ходе экзамена.

Творческая деятельность предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширяет и углубляет знания, способствует активизации познавательных и творческих сил обучающихся, более глубокому проникновению в сущность изучаемого вопроса, повышает самостоятельность обучающихся в овладении знаниями, вызывает новизны суждений и выводов.

Осуществление эффективной организации творческой деятельностью в учебном процессе зависит от создания условий обучения, выбора методов обучения применительно к данным конкретным условиям; учета специфики учебной дисциплины и характера изучаемого материала, владение обучающимися исследовательским методом. Исследовательский метод составляет основу творческой самореализации обучающихся в учебно-исследовательской деятельности и творческого саморазвития в ней Организация исследовательской деятельности студентов один из методов развития творчества и формирования профессионального мастерства

Литература

1.Булавенко О.А. Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования. М., 2006.

2.Жиркова З.С. Мониторинг процесса проектирования системы развития сельских школ Республики Саха (Якутия).// Вестник МГОУ, № 1, 2010 г.- С. 17-24.

3.Жиркова З.С. Учебно-методический комплекс – средство повышения качества образовательного процесса.//Информатика и образование, № 9, 2009 г.- С. 125-126.

4. Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования. Учебно-методический комплекс /ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» Тип ЭВМ: Pentium IV; тип и версия ОС: Windows XP. Дата регистрации 03 июня 2008год. Номер государственной регистрации: 50200801257.

5.Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов.- М.; Педагогическое общество России. 2005.- 144 с

Просмотров работы: 3408