Ключевые термины: образование, проектное обучение, индивидуальный подход, проект, деятельность, проектирование.
Образование - не только традиционное воспитание и обучение, но также процесс, взросления, самоопределения и социализации, развития и саморазвития личности. Прежде всего, образование обеспечивает становление собственно человеческого в человеке. Научить чему-либо, сделать его социально полезным - техническое средство для главной функции. Важно, чтобы человек обрел свою сущность и мог ее реализовать.
В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов [2]. Продуктивность современного образования заключается в актуализации освоения знания учащимися как личностно-ценного, включаемого в способы мышления и жизнедеятельности. Эффективно здесь проектное обучение,обеспечивающее вовлечение учащихся в активные познавательные и деятельностные процессы.
Проектное обучение ставит их перед необходимостью самостоятельно формулировать учебную задачу, осуществлять поиск необходимой информации, планировать исполнительскую часть деятельности, производить анализ и коррекцию получаемых результатов. Понимание знания в контексте нового учебного и жизненного опыта и в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучаемого, приводит к присвоению знания как личностно-ценного результата собственной активности. Учебно-проектная деятельность позволяет активизировать психологические механизмы понимания и осмысления, что обеспечивается введением предмета понимания во взаимосвязанные контексты: жизненный, учебно-деятельностный, рефлексивно-познавательный[3].
Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Одним из индивидуальных заданий на практических занятиях по дисциплине «Основы педагогического проектирования» [4] является разработка и реализация проекта. Мы разработали проект по нашей специальности «педагог-психолог» «Влияние спортивной секции на формирование эмпатии старшеклассников».
Целью нашего исследования было изучить влияние спортивной секции на формирование эмпатии у старшеклассников.
Задачи:1.Изучить типы темперамента у учащихся, занимающихся единоборствами и командными видами спорта.
2.Выявить уровень эмпатийности у спортсменов, занимающихся единоборствами и командными видами спорта.
3.Сравнить уровни эмпатии у спортсменов, которые занимаются командными видами спорта и единоборствами.
Психология спорта получила свое развитие относительно недавно. Как и многие другие направления психологии, психология спорта начала интенсивно развиваться в 60—70-е гг. XX века.Толчком в развитии психологии спорта послужил тот факт, что успешность в спорте очень во многом обеспечивается психологическими факторами подготовки спортсменов. Это же во многом определяет направление развития и исследований данной отрасли. Основное внимание уделяется аспектам психологической подготовки спортсменов, вопросам изучения и развития свойств психики, влияющих на достижение спортивных результатов.
Область наших интересов в рамках проекта – эмоциональная сфера, а точнее эмпатия. Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается – сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствовании Э. Клиффорда и Т Липпса.
Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций.
По трактовке И. М. Юсупова эмпатия - целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого - "проникновение" во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Феномен эмпатии имеет социально - психологическое происхождение и многоуровневую структуру с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющих процессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику. Эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов [5].
Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.
Как отмечает Н.Б. Горская, несмотря на осознание важности преодоления разрыва личности и деятельности в спортивно-психологических исследованиях как с теоретической, так и с прикладной точки зрения, этот разрыв продолжает существовать[1].
Исследование было проведено на базе МОБУ СОШ №23 г. Якутска и Федерации боевых искусств «Ген-син-кан». В исследовании приняли участие 2 группы испытуемых в общем количестве 28 человек, в каждой группе по 14 спортсменов, в возрасте 14-17лет. Каждый занимается спортом от 1,5 до 6 лет.
1 группа – подростки, занимающиеся в школьной секции волейбола.
2 группа – подростки, занимающиеся единоборствами, такими как джиу-джитсу, легкая атлетика, бокс, дзюдо, спортивные танцы.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
1. Личностный опросник Айзенка, направленный на выявление типов темперамента.
2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В., направленная на выявление общего уровня эмпатийности.
3. Опросник И. М. Юсупова, направленный для исследования эмпатии.
В результате нашего исследования мы выяснили, что уровень эмпатии у спортсменов, занимающихся командным видом спорта, выше, чем у тех, которые занимаются единоборствами. У спортсменов старшего подросткового возраста, которые занимаются командными видами спорта эмпатия развита лучше, чем у тех подростков, которые занимаются единоборствами. Такие результаты могут быть следствием как особенностями личности детей (в силу их темперамента, так как от темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность), так и спецификой самих видов спорта. Разработали следующие рекомендации:
1) Проведение практических тренинговых игровых упражнений, направленных на:
а) преодоление коммуникативных барьеров;
б) развитие умений выслушать собеседника, способность к эмпатии для экстравертов (упражнения «Анабиоз», «Выбор»; групповой тренинг «Дискуссия»).
в) развития эмпатии «Поворот в прыжках», «Рулет» и «Паучки», «Поиск сходства», «Круг доверия», «Перекинь мячик».
2) Рекомендации тренерам для работы со спортсменами, имеющими определенный тип темперамента.
- холерик-экстраверт: для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика, в работе с ним не допустимы резкость, несдержанность. В то же время любой его поступок должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему, отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результата.
- сангвиник-экстраверт: перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, но по возможности интересные задачи. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Таким образом, В системе проектного обучения существенен индивидуальный подход обучающимся. Индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий и является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. Проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды посредством конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Литература
1.Горская Г.Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития. // Теория и практика физической культуры. 1999, №5
2. Жиркова, З.С. Проектирование организации воспитательной работы в сельской школе /З.С.Жиркова // Материалы Международного научно-общественного конгресса «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве»/Российская академия образования, ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет» – Петрозаводск, 2009 – С 71- 76.
3. Жиркова З.С. Проектирование самостоятельной учебной деятельности как средство творческого развития личности.//Сибирский педагогический журнал, № 8, 2009 г. – С. 145-154.]
4. Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования. Учебно-методический комплекс /ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» Тип ЭВМ: Pentium IV; тип и версия ОС: Windows XP. Дата регистрации 03 июня 2008год. Номер государственной регистрации: 50200801257.
5.Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра.психол. наук. /И.М. Юсупов. - С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 2001. 252 с.