ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
позволяющая предопределить последующую продуктивную деятельность. Проект – посредник между людьми, имеющими общность взглядов на его предмет, цели и ценности предполагаемой ими деятельности. Проект, с одной стороны, информационная база предстоящей деятельности по его реализации, набор алгоритмов, методик, правил принятия конкретных решений. С другой, – текст, картина, требующая понимания, сотворчества, сопереживания авторов и пользователей. Проектирование имеет свои технологии и методы, среди которых можно выделить прогнозирование, моделирование, планирование[2].

В исследовании понятие проектная деятельность связано с проявлением активности социального субъекта, развитием его качеств личности – мобильности, готовности к изменениям, гибкости и адаптации к новым задачам. Одним из ключевых моментов проектной деятельности выступает процедура проблематизации, которую можно определить как ценностное самоопределение в проблемном поле проекта. При этом роль преподавателя обусловливается помощью студентам не только увидеть в изучаемой теме некое противоречие, но и найти и сформулировать на его основе свою проблему, которую важно и интересно решить. Для достижения этой цели на основе стартовых представлений студентов об объекте и предмете проектирования организуется всестороннее обсуждение ситуации [4].

Подходы к логике процесса педагогического проектирования, как сложного многоуровневого процесса рассмотрены в научных трудах ученых В.В Серикова, Е.С. Заир-Бек, В.Е..Радионова [5,1,6]

Таким образом, проектная деятельность представляет собой целенаправленную, самостоятельную работу студентов, осуществляемую под руководством преподавателей, направленную на решение исследовательской социально и профессионально значимой проблемы, на получение прогнозируемого результата в виде материального или идеального продукта. Проект — это работа над выбранной темой, где главными являются содержание и предъявление результатов.

Сегодня в мире средства массовой информации (СМИ) имеют огромное количество пользователей. Помимо несомненных позитивных функций (информирование, расширение кругозора, развлечение и др.) СМИ заставляют общество испытывать разноплановые, массированные, постоянно нарастающие негативные воздействия, особенно на молодое поколение. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания, компьютерные игры тормозят развитие воображения, образного мышления и препятствуют исследовательской деятельности детей, они усваивают операции, которые необходимо произвести, но не задают вопроса: «почему», не рассматривают причинно-следственные связи.

Невозможно ребенку запретить выходить в интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.

На практических занятиях по дисциплине «Основы педагогического проектирования»[3] мы разработали и реализовали проект «Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка».

Целью проекта является исследование влияния средств массовой информации на развитие личности ребенка и разработка рекомендаций родителям.

В процессе создания и реализации педагогического проекта мы проводили исследования на базе Оленекской средней общеобразовательной школы им. Х.М.Николаева. В исследовании принимали участие учащиеся 5-х классов.Результаты анкетирования На вопрос, что ты любишь смотреть по телевизору: мультики ответили- 64 % учащихся, 21%- боевики, детские программы -15%, ужасы -10%. Этот вопрос выявил естественное предпочтение детей – мультфильмы и детские программы. Негативной тенденцией можно считать количество детей, которые мультфильмам и программам предпочитают боевики, ужасы.

В противовес предыдущему вопросу выявили желание детей наоборот оградиться от насилия на экране. Большинству все же не нравятся драки на экране, они предпочитают более мирные программы и позитивные передачи. Реклама, которая раньше вызывала негативные эмоции у большинства людей в прошлом, теперь воспринимается как естественное явление и с ним почти уже смирились. По данной статистике 71% детей не нравится смотреть боевики, 18% новости, 12% реклама, 9% передачи.

Ответы на следующий вопрос нельзя считать стопроцентно правдивыми – дети не засекают время просмотров, но даже если примерно прикинуть то результат показывает, что более половины детей смотрят телевизор больше двух часов в день, то есть к часам сидения в школе на уроках еще прибавляется время перед «голубыми экранами». Такое положение устраивает многих родителей. На родительских собраниях они признавались, что видеть своего ребенка перед телевизором или компьютером дома для них спокойнее и проще, чем водить на секции и кружки. О пользе такого отдыха для здоровья детей говорить не приходится. По данной статистике 19% смотрят 2 часа, 17% 3 часа, 14% 1 час, 10% 4 часа, 9% полчаса, 2% 30минут.

Рекомендации для родителей ориентированы не столько на запрет определенных видеоигр или сайтов, сколько на общение по их поводу, на совместные «прогулки» по Интернету.

Невозможно ребенку запретить выходить в интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.

Однако бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания учащихся, но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит и научить выбирать правильные варианты, учитывая возрастные особенности формирования личности и дидактические приемы воздействия на детей.

Результатом проектной деятельности является развитие творческой самостоятельности и решение исследовательской и социально значимой проблемы, разработка рекомендаций родителям обучающихся.

Таким образом, помня о значительной роли средств массовой информации в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, возлагаются на взрослых сделать все возможное, чтобы не допустить негативного воздействия информационного потока на психику ребенка.

Литература

1. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. СПб., 1995.

2. Жиркова З.С. Проекторная деятельность как фактор творческого развития студентов.//Высшее образование сегодня, № 5. 2008 г. – С. 72- 75.

3. Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования. Учебно-методический комплекс /ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» Тип ЭВМ: Pentium IV; тип и версия ОС: Windows XP. Дата регистрации 03 июня 2008год. Номер государственной регистрации: 50200801257.

4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2005. С.68-69.

5. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. СПб., 1996.

6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

Просмотров работы: 2847