Среди разных мотивов, которые обязательно присутствовали на вышивках, можно было увидеть солярные знаки, “пряники”, а также своего рода символы достатка: бараньи рога, утиные крылья, конские головы и т.д.
У северных удмуртов был космический мотив - “лунный” орнамент - восьмиконечная звезда. Звезда эта знакома не только удмуртам. Многие любительницы вязания называют ее “норвежской” по той причине, что именно этот мотив составляет основу дизайна норвежских свитеров и считается главной декоративной традицией в Северной Европе. Принято считать, что это общий для финно-угорских народов орнамент. Но точно такие же звезды можно найти на палестинских вышитых платьях, орнаменты которых не менялись тысячелетиями.
В начале 1990-х годов, когда норвежские свитера с оленями и восьмиконечными звездами переживали очередную волну популярности, республика Удмуртия выбрала свою новую символику: «толэзь пужы» - лунный орнамент. Этот орнамент — «тол эзье» или «шудо кизили» — «счастливая звезда» является оберегом от бед и несчастий. Одним из самых лирических образов является «италмас» (удмуртское название цветка купальницы) – это образ девушки, матери, родины. Второе название цветка у удмуртов, чаще северных, – «гудырисяська» переводится как “громовой цветок”, поскольку во многих фольклорных произведениях повествуется о том, как погубивший его оказывается пораженным громом. Так, образы девушки, матери, родины как бы находятся под охраной мощных природных сил.
Не менее важным мотивом в удмуртском декоративно-прикладном искусстве является «легезьпу сяська» («цветы шиповника»). Девушке у северных удмуртов по обычаю не разрешалось выходить замуж без нагрудника с этим узором, поскольку он был женским знаком, способствовавшим плодовитости. В нем подчеркивался временной аспект, репродуктивный период женщины. Этот мотив обладал мощной защитной функцией.
Есть в символике удмуртов и зеленое кольцо, как образ удмуртского луга, поскольку, по мнению некоторых исследователей, слово «удмурт» означает «луговой человек».
К важным солярным мотивам, перенесенным на полотняную ткань, относится свастика. Ее функция не только охранительная; она имеет также значение жизни, возрождения. Пожилые удмуртки ткали полотенца со свастикой во время войны даже под страхом смерти, потому что для них это был магический знак солнца и возрождения [1].
Солярные мотивы в виде кругов с точкой представлены в мотивах «питыри» и «питырес» (окружность, круг). Мотив «питыри» встречался на свадебном платке невесты, а мотив «питырес» — на головном полотенце (чалме) женщины. Некоторые искусствоведы относят эти мотивы к фактам времен матриархата, изначальное значение которых утрачено. Однако это изображение удмуртками было сохранено благодаря приписываемому ему магическому значению и наличию в нем эстетического содержания.
Некоторые солярные мотивы, будучи перенесенными в вышивку, приобрели иные значения. Так, например, ромб – изначально солярный символ (ромб с радиальными лучами или крестом) – позднее истолковывается как пожелание порядка хорошему хозяину, засеянное поле или он нес информацию о количестве сыновей. Еще позднее ромб – это пряник, символ достатка. Ромб может также истолковываться как «куак» – небесное древо жизни и оберег от сглаза и болезней [2].
В целом для большинства мотивов в удмуртском декоративно-прикладном искусстве характерна предельная стилизованность и геометричность. Мы встречаем среди них типичные и для финно-угров, и для славян европейского северо-востока России ромбы с продленными сторонами, треугольники, крестообразные фигуры и др. С другой стороны, мы можем видеть здесь и другую группу геометрических узоров – со всевозможными вариантами свастики, многолепестковых розеток, решетчатых ромбов. Эта группа орнаментов связана только с определенными локальными центрами декоративно-прикладного искусства удмуртов, в основном на севере Удмуртии.
Список литературы
1. Владыкин, В.Е. Этнография удмуртов: учебное пособие по краеведению / В.Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. — Ижевск: Изд-во УДГУ, 1997. — 168с. 2. Лебедева, С. Х. Удмуртская народная вышивка / С.Х. Лебедева. – Ижевск: Изд-во УДГУ, 2006. – 199с.