Проблемы молодой семьи на протяжении длительного времени изучаются отечественными и зарубежными психологами. Развиваются уже существующие и разрабатываются новые методы и подходы социальной работы с семьей. Интерес к этому вопросу объясняется трудностями, которые испытывает огромное количество молодых семей, так как с проблемами развода сталкивается в своей жизни и каждая пятая пара.1
Известный отечественный социолог Н.М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни общества приобретает необычайно серьезное значение.2 В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.3
Увеличение количества разводов в нашей стране – это серьезная проблема для общества в целом, для его социальной стабилизации.
Сложившаяся ситуация требует интенсивного поиска всевозможных видов помощи, в том числе профилактической помощи семье и обуславливает все большую необходимость в деятельности семейного психолога. Практика обращения к семейному психологу во многих странах давно уже стала нормой, для нашей же страны пока еще характерно для многих людей стремление самостоятельно справляться с возникающими трудностями. Некоторым семьям это удается, другие продолжают сохранять брак, несмотря на все углубляющиеся проблемы, третьи решаются на развод.
В связи с вышесказанным все более актуальной становится потребность молодой семьи в организации профилактики бракоразводного поведения.
Объектом исследовательской работы является бракоразводное поведение молодой семьи, а предметом – социальное проектирование как технология социальной работы в сфере профилактики бракоразводного поведения.
Цель исследовательской работы – продемонстрировать возможности социального проектирования при организации профилактики бракоразводного поведения молодых семей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Указать причины и последствия трансформации института семьи в современной России;
2. Рассмотреть факторы разводимости в современной России;
3. Охарактеризовать формы и методы социальной профилактики бракоразводного поведения;
4. Разработать проект «Социальная профилактика бракоразводного поведения молодой семьи».
В качестве методов исследования при выполнении работы использованы: качественный анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, метод социального проектирования.
1. Трансформация института семьи в современной России: причины и последствия.
Наиболее характерные изменения института семьи, обусловленные трансформацией традиционных обществ в современную форму, характерны и для института семьи в России, поскольку процесс модернизации в полной мере затронул и российское общество. Вместе с тем, в нашей стране на функционирование и развитие института семьи и общества в целом на протяжении как минимум последнего столетия оказывали существенное влияние многочисленные специфические факторы, не присущие большинству индустриально развитых стран Европы и США, являющихся наиболее яркими примерами современных обществ. В этой связи следует максимально чётко различать негативные для института российской семьи последствия общемирового процесса модернизации обществ и собственно российской, особенно «советской» истории.
На это указывают ряд отечественных исследователей семьи (А.И.Антонов и другие), выделяя следующие группы факторов кризиса семьи в современной России.4 Во-первых, это – объективные процессы изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, во-вторых - специфические условия функционирования российской семьи в «советский» период, в-третьих – современное состояние российского общества.
Для характеристики последствий специфических условий функционирования российской семьи в «советский» период и современного состояния российского общества следует выделить три условных периода в развитии института российской семьи и общества в целом: дореволюционный, «советский» и т.н. современный, который берёт начало с момента распада СССР в 1991 году и продолжается в настоящее время. Причём недостаточно рассматривать только внешние проявления этих последствий, т.е. не отвечающее потребностям общества массовое поведение индивидов в брачно-семейной, сексуальной и репродуктивной сферах. Прежде всего необходимо анализировать господствующие ценностные ориентации в указанных сферах, на основании которых осуществляются соответствующие акты поведения.
Говоря о господствующих брачно-семейных и репродуктивных ценностных ориентациях групп населения, ответственных за воспроизводство поколений в дореволюционной России, невозможно ссылаться на данные социолого-демографических исследований в этой области, поскольку ничего подобного в России и нигде в мире в то время не проводилось. Однако, выделив ряд специфических особенностей, отличавших дореволюционную Россию от «советской», а также от других развитых капиталистических стран того времени, можно сделать достаточно достоверные выводы о характере таких ценностных ориентаций среди указанных групп населения.
М.С. Тольц среди оснований для развода в дореволюционной России выделяет «лишение всех прав и состояния», «неспособность к брачному сожитию» любого из супругов, «безвестное отсутствие кого-то из супругов свыше пяти лет», но главным образом, «доказанное прелюбодеяние» мужа или жены. Последней причиной в начале ХХ в. в России мотивировалось около 95% всех разводов. Здесь очевидно практически идентичное отношение к расторжению брака двух базовых социальных институтов - государства и религии.5
Кроме того, конец XIX - начало XX века в России является периодом, когда объективные факторы ограничения роста населения (высокий уровень младенческой и детской смертности, а также смертности индивидов активного репродуктивного возраста), присущие традиционным обществам, в значительной степени уже утратили свою силу, а субъективные (низкая величина репродуктивной потребности и потребности в браке), характерные для современного общества, ещё не проявились. В целом, всё это способствовало количественному и качественному воспроизводству населения в дореволюционной России на высоком уровне, что подтверждается данными статистики. В 1897 году население России составляло 67473 тыс. человек, в 1914 году - 89902 тыс. человек, в 1917 году - 91000 тыс. человек.6
Таким образом, в дореволюционной России качество и эффективность выполнения институтом семьи репродуктивной социальной функции находились на очень высоком уровне, что было обусловлено прежде всего превосходным состоянием данного социального института. Этому способствовали объединённые усилия ещё как минимум двух базовых социальных институтов традиционного общества – религии и государства. В конце XIX - начале XX века это проявилось в резком росте численности населения России, поскольку указанный период характеризуется отсутствием большинства объективных факторов ограничения такого роста.
В целом советский период в развитии российского общества характеризовался постоянным ухудшением состояния института семьи и, как следствие, постоянным снижением качества и эффективности реализации данным институтом своих специфических функций. Помимо общемировых тенденций деградации института семьи в современном обществе, это в значительной степени было обусловлено уничтожением института религии и дисфункциональным воздействием института государства в начале «советского» периода (20-30-е годы). Кроме того, ситуация усугублялась многочисленными объективными факторами ограничения роста населения, в результате чего текущий уровень рождаемости с середины 1960-х годов не обеспечивал его простого воспроизводства.
Таким образом, общемировой процесс модернизации общества явился главным фактором деградации института семьи в тех обществах, которые он затронул в полной мере, в том числе российском, причём в нашей стране его негативные для института семьи последствия были значительно усилены рядом специфических факторов, не присущих большинству индустриально развитых государств. Всё это послужило причиной катастрофического состояния института российской семьи, что выражается в неудовлетворительном выполнении им своих основных специфических функций, главной из которых является репродуктивная. На уровне общества это проявляется в виде суженного воспроизводства населения, т.е. депопуляции.
Депопуляция в современной России выражается не только в катастрофическом сокращении рождаемости и прямой убыли населения, но и снижением его качественных характеристик по ряду показателей. Это относится к физическому и психическому здоровью. Снижение уровня здоровья регистрируется в РФ повсеместно во всех группах населения. Не более 4% новорожденных бывают в настоящее время абсолютно здоровыми. У 98% молодых женщин, вступивших в активный репродуктивный возраст, выявляются различные виды экстрагенитальной патологии и нарушения репродуктивной функции организма.7
Ещё одним аспектом депопуляции в современной России является огромное количество производимых абортов во всех репродуктивных возрастах. В нашей стране проблемы планирования семьи, несмотря на некоторое улучшение ситуации в последние годы, продолжают оставаться одними из самых острых в жизнедеятельности семьи. Аборты в настоящее время занимают ведущее место среди методов регулирования деторождения в российских семьях, несмотря на то, что их (абортов) количество, официально зарегистрированных статистикой, в последние годы неуклонно сокращается. Особую опасность для репродуктивного здоровья женщины представляют искусственные прерывания первой беременности, каждое пятое-шестое из которых приводит к бесплодию. В настоящее время Россия занимает лидирующую позицию в Европе по частоте искусственных абортов.
О проблеме замены аборта надёжными и доступными противозачаточными средствами в отечественной научной литературе начали говорить ещё в конце 60-х годов прошлого столетия. Определяющим фактором катастрофически высокого числа производимых абортов в современной России являются массовые установки населения на искусственное прерывание беременности как составляющие репродуктивной потребности. Поскольку условия жизни могут лишь способствовать либо препятствовать реализации этой потребности, но не в состоянии ни усилить, ни ослабить её, то все ссылки на условия жизни при попытке объяснить ненормально высокое число абортов в современной России - несостоятельны.8
Таким образом, институт современной российской семьи характеризуется катастрофическим состоянием и, как следствие, неудовлетворительной реализацией репродуктивной социальной функции, что, начиная с 1992 года, проявляется в прямой убыли населения России, несмотря на отсутствие большинства объективных факторов такой убыли. Помимо последствий общемирового процесса модернизации обществ, основными факторами неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи в современной России выступают крайне незначительное функциональное воздействие института религии и полное отсутствие такого воздействия со стороны института государства на всю совокупность предбрачных, брачно-семейных и сексуальных отношений, поскольку это приводит к стихийному формированию брачно-семейных, репродуктивных и сопутствующих им ценностных ориентаций среди населения, противоречащих базовой потребности общества в полноценном количественном и качественном воспроизводстве поколений.9
Прямым следствием неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи и фактором депопуляции населения в современной России является огромное число производимых абортов во всех возрастах, в два раза превышающее число рождений. Помимо неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи и прямых последствий этого, фактором депопуляционных процессов в современной России выступает повсеместное снижения уровня здоровья во всех категориях населения, проявляющееся в высоких показателях младенческой и детской смертности, смертности мужчин трудоспособного возраста, частоты осложнений во время беременности и родов. Все факторы, приводящие к депопуляции населения в современной России, имеют субъективную природу, поскольку основной причиной их возникновения являются господствующие ценностные ориентации в соответствующих сферах жизнедеятельности среди групп населения, ответственных за воспроизводство поколений.
В целом, депопуляция населения в современной России складывается из следующих тенденций:10
- высокий показатель частоты осложнений во время беременности и родов;
- высокий уровень младенческой и детской смертности;
- высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста;
- низкий уровень рождаемости;
- высокий показатель числа производимых абортов.
Первые три из перечисленных тенденций обусловлены низким уровнем здоровья населения среди всех его категорий, а последние две - низким уровнем потребности в детях большинства индивидов. Здоровье людей прямо определяется их образом жизни, который, в свою очередь, - господствующими ценностными ориентациями индивидов. Но структура или иерархия этих ценностных ориентаций прямо определяет и величину потребности в детях, следовательно господствующие среди населения ценностные ориентации, их характер, направленность и интенсивность являются главным фактором депопуляции населения в современной России. В свою очередь, характер, направленность и интенсивность господствующих среди населения современной России ценностных ориентаций, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме, обусловлены, прежде всего, следующим:11
- общемировой процесс модернизации обществ;
- крайне слабое функциональное воздействие института религии в настоящее время, которое является следствием его уничтожения после Октябрьской революции;
- последствия дисфункционального воздействия советского государства, особенно в начале «советского» периода развития российского общества;
- полное отсутствие функционального воздействия со стороны государства в настоящее время.
Все перечисленные факторы формирования ценностных ориентаций среди населения в современной России, за исключением процесса модернизации обществ (но это условие не является особенностью только российского общества или только сегодняшнего), имеют пассивный характер. Нельзя сказать, что институт государства и институт религии в современном российском обществе способствуют формированию таких ценностных ориентаций у населения, массовое следование которым противоречит базовой потребности общества в полноценном количественном и качественном замещении поколений. Они лишь не препятствуют их формированию. Указанные социальные институты, кроме того, не способствуют формированию таких ценностных ориентаций, массовое следование которым удовлетворяло бы этой потребности.
Институт семьи играет важную роль в системе воспроизводства населения и жизнеобеспечения основных потребностей общества в области регулирования социальных отношений, социализации индивидов, их морального и физического самочувствия, жизненной самореализации. Изменения, произошедшие в сфере семейно-брачных отношений в современном обществе, вызвали бурные споры о будущем семьи как социального института. Это будущее во многом обусловлено социокультурными факторами, но уже сейчас трансформация института семьи оказывает существенное влияние на демографические процессы в мире, в том числе и в российском обществе. Это предполагает включение демографических явлений в широкий социологический контекст в рамках изучения семьи и семейного поведения как фактора, влияющего на демографические процессы в российском обществе.12
2 Факторы разводимости в современной России.
Все чаще в СМИ можно услышать о «кризисе семьи», связываемом непременно с увеличением числа разводов. Эта проблема наиболее актуальна сейчас, когда из года в год рождаемость в России, как и в других развитых европейских странах, неуклонно падает. В последнее время государство все больше уделяет внимания институту семьи, оказывает всяческую поддержку молодым семьям, осуществляет материальную помощь многодетным семьям.
Но все же прочность брачных союзов продолжает падать. В связи с этим, выявим главные факторы, влияющие рост разводимости в современной России.13
Нормативный фактор
На сегодняшний день вопрос о причинах и соответственно о факторах разводимости все еще исследован недостаточно полно. Но условно можно выделить ряд факторов, которые напрямую влияют на интенсивность расторжения брака. Некоторые из них носят скорее эмпирический, нежели научный характер.
Нормативный фактор является один из важнейших факторов, определяющих уровень разводимости. Под нормативным фактором понимается брачно-семейное законодательство, свод законов, который регулирует процессы брачности и разводимости.
Данный фактор является главным по вполне понятным причинам: если законодательно запретить развод, то супруги просто не смогут развестись, если разрешить – появится возможность расторгнуть брак. Так было при царской России: возможность развода была резко ограничена, и как следствие в 1897 году среди православных в России было зарегистрировано всего 1132 развода. Но, разумеется, данный фактор не может быть детерминирующим. Брачное законодательство является механическим регулирующим фактором, не отражающим причин разводимости.
Демографический фактор
Большое значение имеет возраст супругов. Этот демографический фактор может быть представлен тремя характеристическими переменными: возраст вступления в брак, возраст в момент развода, разница в возрасте между женами и мужьями.
Зависимость вероятности развода от возраста вступления в брак выглядит следующим образом: сначала она понижается от высоких значений, свойственных бракам, заключенным в очень молодых возрастах, затем снова повышается для браков, заключенных в пожилых возрастах. Самые крепкие браки заключаются в возрасте максимальной брачности. Это связано с тем, что люди этого возраста вполне осознанно заключают брак, преследуя определенную цель – создание семьи и воспитание детей.
Что касается возраста в момент развода, то тут ситуация прямо противоположная. Максимум разводимости приходится на возрастной интервал 20-30 лет, затем разводимость плавно снижается до очень низких значений для возрастов старше 50 лет. В настоящее время в русском обществе наметилась тенденция повышения возраста при расторжении брака. Так, результаты расчета на основе коэффициентов для пятилетних возрастных групп показали: к 2007 году средний возраст женщин при расторжении брака - 35,4 лет, мужчин - 38,4 лет.14
Разница в возрасте сказывается следующим образом: большая разница в возрасте между мужем и женой повышает вероятность развода, и эта вероятность выше, когда жена старше мужа.
Еще одним демографическим фактором является продолжительность брака. По мнению В.М. Медкова, зависимость разводимости от продолжительности брака носит колоколообразный характер, сначала вероятность развода повышается, затем постепенно снижается, при этом максимум приходится на рубеж между первым и вторым пятилетиями брака.15 Немного другую интерпретацию влияния данного фактора находим у А.И. Кравченко: максимальное число разводов происходит до 10 и после 20 лет в браке.16
В качестве фактора также можно выделить порядковый номер брака. Хотя данных по этому вопросу мало, исследования показывают, для повторных браков вероятность развода выше, чем у браков, заключенных впервые.
Немаловажными фактором разводимости является число детей у разводящихся супругов. Для бездетных семей и семей с одним ребенком вероятность развода выше, чем в семьях с двумя и более детьми.
Следует отметить также еще несколько демографических факторов, косвенно влияющих на разводимость. Их влияние так или иначе не может быть оценено однозначно. Это рождаемость и частота заключения браков. Увеличение рождаемости приводит через определенное время к увеличению мужчин и женщин в бракоспособном возрасте. Такая благоприятная возрастная структура населения способствует увеличению числа браков, что в свою очередь увеличивает число потенциальных разводов.
Социально-экономический фактор
Широкое распространение добрачных зачатий, нежелание супругов обзаводиться детьми, социально-психологические последствия урбанизации, миграция, анонимность отрицательно сказываются на прочности и гармонии семьи. Все это в совокупности, по мнению российского семьеведа А.Г. Харчева, и породило «разводный бум».17
Так добрачная беременность в разных странах оказывает неоднозначное воздействие на семейную ситуацию. Корреляция добрачного зачатия с частотой разводов существенна в Италии, но незначительна в Дании. Это связано с тем, это явление в разных странах получает различный социальный резонанс: его могут воспринимать как редкое и позорное явление, либо как допустимое и даже банальное.
Процесс урбанизации негативно сказывается на разводимости. По статистики уровень разводимости в городах намного выше, чем в сельской местности. И это связано не только с техническим прогрессом, но и с эволюцией брака, представляющей трансформацию брака со времен существования традиционной семьи.
На разводимость достаточно сильно влияет социально-экономическое положение супругов. Наибольшее стремление к разводу проявляют богатые люди. Бедных же удерживает от развода финансовое положение и жилищные условия; они просто не могут позволить себе такую роскошь, как развод с разделом имущества, когда его практически и нет.
Интересная связь существует между разводимостью и незарегистрированными браками, т.е. сожительствами. Люди заключают «пробные браки», желая проверить себя и сделать таким образом свой брак более прочным. Но на деле браки, заключенные после подобных пробных сожительств, являются менее прочными и распадаются быстрее и чаще, чем нормальные браки, в которых этой предбрачной проверки не было.
До сих пор достаточно важным фактором остается общественное мнение о разводе и его допустимых причинах. Только если раньше развод признавали допустимым только при наличии уважительных причин (бесплодие, измена и т.д.), современным обществом развод принимается как допустимая и даже обязательная мера, в случае отсутствия любви между супругами.
Стадии развития молодой семьи.18
1. Добрачные отношения.Данная стадия, формально не являясь стадией развития семейных отношений, чрезвычайно важна для становления семьи, так как на этой стадии закладывается ее фундамент. Учет добрачных отношений редко используется при анализе супружеских проблем. Однако практика семейного консультирования и групповой работы с молодыми семьями показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в браке.
Условными границами этой стадии являются знакомство будущих супругов и начало совместной жизни.
Основные задачиэтого периода:
1. Формирование брачного имиджа будущих супругов. Под этим понимается комплекс сознательно предпринимаемых будущими супругами мер по усилению собственной привлекательности в глазах потенциального партнера. Обычно это определенная коррекция внешности и манер поведения.
2. Знакомство с будущей ролью супруга (и). Имеется в виду ознакомление партнеров с будущими правами, обязанностями, нормами, допустимыми в браке по различным аспектам семейной жизни.
3. Сбор информации о партнере. Успешное решение этой задачи зачастую является залогом успешности брака в целом. Но обычно она решается только наполовину: тщательно исследуются внешность и финансовые возможности партнера, наиболее очевидные черты характера, досуговые предпочтения. При этом из поля зрения выпадают психологические и личностные особенности будущего партнера, ценностные ориентации, ролевые установки в браке, традиции его родительской семьи и т. д.
4. Принятие решения о регистрации брака. Решение этой задачи требует определенной ответственности, так как переводит семью на следующую стадию семейного цикла.
Для периода добрачных отношений характерны проблемы, часть из которых порождается независимыми обстоятельствами. Так, на судьбе брака отражаются такие характеристики: место и ситуация знакомства, первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное), продолжительность периода ухаживания, инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие заинтересованные лица), время обдумывания брачного предложения, ситуация оформления брака. Данные обстоятельства невозможно контролировать средствами социально-педагогического сопровождения, но возможны специальные компенсирующие меры в ходе работы специалистов с семьей.
Другая часть проблем, характерных для данного периода, вполне поддается коррекции в ходе социально-педагогического сопровождения. Это такие проблемы, как:
• недостаток информированности о потенциальном супруге, о закономерностях семейной жизни, развития взаимоотношений; о хозяйственно-бытовых вопросах и т. д.;
• несовместимость будущих супругов (ценностная, поло-ролевая, психологическая);
• отсутствие навыков бесконфликтного общения, умения показать свои лучшие качества, недостаток толерантности, эмпатии и др.
2. Ожидание и рождение ребенка.Эта стадия жизненного цикла молодой семьи начинается с регистрации брака и завершается фактом рождения ребенка.
Определим основные задачиэтой стадии.
1. Планирование семьи. Эта задача подразумевает принятие молодыми супругами решения о рождении ребенка. Наиболее естественно решение иметь ребенка, если оно принимается до брака и закрепляется фактом регистрации отношений. В случае незапланированной беременности необходимость принятия решения о рождении ребенка часто сопряжена с немалым стрессом для супругов. Иногда требуется не столько принять это решение, сколько смириться с ним, что в психологическом плане тяжело и требует помощи специалистов. В любом случае супруги должны быть ознакомлены с теми переменами, какие повлечет за собой факт рождения ребенка, должны быть подготовлены к изменениям ролевой структуры и всего жизненного уклада.
2. Адаптация супругов к периоду беременности. Период ожидания ребенка достаточно продолжителен и насыщен изменениями в характере отношений между супругами. Перемены в самоощущении и поведении женщины дестабилизируют сложившееся равновесие в молодой семье часто настолько, что мужчина может пребывать в состоянии психологической дезориентации. Это в свою очередь оказывает обратное негативное воздействие на супругу, которая ожидает определенного понимания и поддержки.
В этот период супругам необходимо проявить терпение, максимально бережно относиться друг к другу, адаптироваться на всех уровнях:
• бытовом (супруга нуждается в правильном питании, отдыхе, прогулках и т. д.);
• психологическом;
• ценностном (меняются смысловые приоритеты в семье);
• ролевом (принятие на себя ролей будущих родителей).
Периоду планирования семьи и ожидания ребенка свойственны следующие проблемы:
• недостаток информированности о сущности и характере возможных психологических проблем периода беременности;
• отсутствие навыков разрешения критических ситуаций во взаимоотношениях между супругами;
• отсутствие навыков самоконтроля, оказания психологической поддержки партнеру, коррекции своего эмоционального состояния и др.
3. Воспитание ребенка.Это самая продолжительная стадия семейного цикла. В жизни молодой семьи она охватывает период с момента рождения ребенка до поступления его в школу. В педагогике и психологии период дошкольного детства единодушно считается наиболее сензитивным к воспитательным воздействиям, а следовательно, предъявляет к родителям повышенные требования.
Рассмотрим основные задачиэтого периода.
1. Адаптация супругов к новой ролевой структуре в семье. С рождением ребенка начинается практическое освоение супругами родительской роли. В молодой семье изменяется характер проведения свободного времени, появляются новые особенности. Не во всех семьях это происходит благополучно. Ломка непосредственных отношений мужа и жены, появление новых отношений, связанных с уходом за ребенком, кардинально перестраивают и весь уклад жизни в молодой семье.
2. Формирование системы семейного воспитания. Это основная задача третьей стадии семейного цикла, эффективность решения которой сказывается не только на стабильности молодой семьи, но и выходит за ее рамки, приобретая общегосударственное значение. Под семейным воспитанием мы понимаем процесс и результат совместных воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей, а также всех других родственников, вступающих с ним в контакт. Семейное воспитание включает в себя и обратное воздействие ребенка на всех членов семьи, заставляющее их самосовершенствоваться. Ребенок дает возможность вернуться к пройденным этапам жизни, как бы заново пересмотреть ее ценности, глубже понять ее смысл; расширить круг личных и семейных интересов, обогатить и укрепить семейные связи, получить глубокое эмоциональное удовлетворение от участия в формировании новой человеческой жизни.
Любое нарушение благоприятного течения стадий семейного цикла с неизбежностью ведет к возникновению кризисной ситуации. Специфические задачи стадий должны быть решены своевременно и в полном объеме. Только тогда семейная система плавно перейдет на следующий этап своего развития. В реальной жизни молодые семьи, не получая соответствующей квалифицированной поддержки, испытывают в кризисных ситуациях дезориентацию, не понимая закономерного характера кризисов в момент смены стадий. Супруги обвиняют друг друга, что порождает конфликты, усугубляющие ситуацию.
3 Формы и методы социальной профилактики бракоразводного поведения
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемлённости и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.
Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:19
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Даже поверхностный анализ перечисленных целей позволяет сделать вывод о том, что в социально - профилактических мероприятиях при определённых условиях может нуждаться любой человек, любые социальная группа, организации или коллективы, независимо от степени их социального благополучия на данный момент.
Характер и содержание социально-профилактическойработыс молодой семьей определяется их собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют более точно определить возможные и первостепенные объектысоциальнойпрофилактики.
Прежде всего, отметим, что в качестве объектов социальной профилактики могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные проблемы. Рассмотрим эти объекты социальной профилактики более подробно.
Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:
1.Стадияпредупрежденияосновной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
2.Стадияпредотвращениянаправлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожнотранспортное происшествие.
3.Стадияпресеченияиспользуя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально - нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.
Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методовсоциальнойпрофилактики.
1.Медикосоциальныенаправлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
2.Организационноадминистративныесоздание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
3.Правовыеразработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
4.Педагогические формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
5.Экономическиенаправлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
6.Политическиесоздание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально - профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности.
1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких - либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца)
3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).
4.Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).
5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально - профилактических мероприятий.
Успех социально - профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. Говоря об основных принципах социальной профилактики, необходимо выделить:20
- во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности;
- во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей решения проблем раннего материнства, «брошенных» детей;
- в-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса);
- в-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта.
- в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника.
Семейное консультирование.
Семейное консультирование − это вид психологической помощи, где в роли клиента находится не один человек, а вся семья.21 Семейное консультирование основано на следующем представлении о семье: взаимодействие и взаимовлияние членов семьи друг на друга приводит к тому, что все они вносят свой вклад в формирование семейной проблемы.
Г.С. Абрамова выделяет этапы семейного консультирования22:
1. Установление контакта (раппорт) первая и ключевая фаза любого консультативного процесса. Ее реализация −залог успеха в решении проблем клиента. Особенностью проведения семейных консультаций является то, что необходимо установить контакт сразу со всеми членами семьи, что порой бывает сделать достаточно сложно. В процессе установления контакта также можно использовать различные формы присоединения к клиенту (языковое, невербальное, эмпатическое и др.). Помимо этого в процессе реализации данного этапа психолог − консультант начинает и диагностический этап работы, пытаясь определить истинную проблему клиента, реальное положение дел в семье.
2. Сбор данных о семье предполагает накопление информации о происходящих внутри нее процессах. На основе совместного исследования в процессе реализации данного этапа психолог и клиент определяют ориентиры консультативной работы (цели и задачи) распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки. Итогом данного этапа является суммирование проблемы − своеобразное подведение итогов с подчеркиванием того, что в семье действительно существует проблема, но эта проблема принадлежит не одному человеку, а касается каждого члена семьи, всей семьи в целом.
3. Осознание желаемого результата. Постановка целей. При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны. При этом консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, определяя ее форму и меру в соответствии с его психологическим состоянием и перспективой ближайшего развития. Цели консультирования определяются в совместной работе психолога и членов семьи. Только сама семья может пережить и скорректировать те события, ситуации и обстоятельства, которые порождают семейное неблагополучие. Психолог - консультант может лишь создать условия этих изменений и стимулировать коррекционный процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные условия для их протекания, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к совершенствованию семейной ситуации. Таким образом, определяемая в совместной работе цель консультирования должна максимально учитывать особенности самого клиента и его жизненной ситуации.
4. Выработка альтернативных решений. На этой стадии консультирования осуществляется перебор гипотетических решений сформулированной на предыдущей стадии проблемной ситуации. В процессе этого происходит их оценка и сравнение. Важно, что в ходе выработки альтернативных решений и их соотнесения итоговая позиция была найдена и сформулирована самим клиентом, а не психологом - консультантом. Таким образом, принятое решение должно быть решением самого человека, а, как известно, решение, принятое самостоятельно или при непосредственном участии субъекта повлечет за собой большей стремление к его достижению.
Психологическая работа с молодыми людьми рассматривает две задачи: добрачное консультирование и предбрачное консультирование.
Добрачное консультирование предполагает решение вопросов, связанных с формированием образа потенциального партнера, коррекцией поведения клиента, формированием у него навыков успешного общения.
Проблемы, связанные с поиском брачного партнера могут быть следствием таких причин:23
- особенности личности партнера; В этой ситуации первая задача психолога – помочь клиенту осознать свои особенности, их преимущества, принять их. Следующая – попытаться выяснить, кто должен быть тот человек с которым клиенту было бы хорошо;
- давление социума или обстоятельств побуждает к преждевременному поиску брачного партнера; Консультанту следует уважительно относиться к природе человека, к тем задачам, которые тот считает нужными для себя решить;
- родительская семья препятствует браку; Консультант не может переубеждать клиента, что следует делать, а чего нет, даже тогда, когда не понимает до конца мотивы и смысл происходящего процесса;
-отношения становятся ловушкой для потенциального партнера. Влияние посторонних факторов психолог изменить не в силах, зато может помочь клиенту пересмотреть сое отношение и поведение в данной ситуации;
- склад личности и его образ жизни препятствует браку; В этой ситуации для клиента супружеские отношения могут казаться опасными, из-за потери свободы, борьбы за власть. Для того чтобы сохранить безопасность, клиент склонен уходить в болезнь, что, по сути, является психологи ческой защитой. Здесь необходимым будет помочь осознать клиенту, что его поведение является уловками, позволяющими уклонится от реальных отношений, следующий шаг, - используя анализ поступков клиента, помочь понять ему, что отношения воспринимаются, как борьба за власть, заключением процесса является переориентация клиента на отношения, в которых каждый несет ответственность за другого;
- клиент использует неэффективные стратегии для поиска потенциального брачного партнера. При работе с таким клиентом необходимо сосредоточить его внимание на собственном внутреннем мире. Задача психолога следующая – помочь клиенту разобраться в себе и построить собственный образ партнера – сконструировать стратегию поиска более эффективной. Работа состоит из нескольких этапов:24
1. Исследование вкусов, интересов, склонностей, умений и предпочтений клиента.
2. Работа с личностными особенностями, затрудняющими поиск потенциального партнера.
3. Создание образа потенциального партнера с учетом сведений, полученных о себе.
4. Обучение клиента технике знакомства.
5. Сопровождение последующей активности клиента, направленной на поиск партнера.
Предбрачное консультирование проводится в период предшествующий совместной семейной жизни, занимается анализом потенциальной супружеской совместимости партнеров и коррекцией их взаимоотношений. В решение семейных проблем супружеской совместимости взаимоотношения реализуются с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов. При этом оценивается влияние семьи, в которой выросли каждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность, разделение прав и обязанностей между отцом и матерью.
Психологу следует понять, почему каждый супруг таков, какой он есть, чего ожидает от супружеского союза и почему реагирует на поведение партнера так, а не иначе.
Психокоррекция предбрачной пары может проходить в формате группы. Иногда этот вид коррекции оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачный паре, чем консультирование индивидуальное, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, неуверенностью в себе, низкой самооценкой.
Пребывание человека в специально организованных группах помогает молодым людям в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии в добрачный период. В психо - коррекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение клиента, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.
Следующей формой социальной профилактики бракоразводного поведения является адаптация.
Адаптация молодоженов - это процесс их притирки друг к другу и к новым принципам, присущим брачным отношениям.
Процесс притирки, называемый по-научному адаптацией супругов, может быть достаточно долгим и болезненным. Охлаждение чувств у молодоженов связано с явлением, которое в психологии называется «снятием масок», когда романтический, идеализированный образ любимого или любимой расходится с реальным.
Для некоторых пар период адаптации заканчивается очень быстро, у других на это уходят годы. Скорость протекания этого процесса зависит от:
- умения уступать друг другу;
- способности выслушать и понять партнера;
- душевной чуткости, мягкости, способности простить.
В случае невозможности решить проблемы совместимости самостоятельно не следует ждать, что «стерпится-слюбится», ведь в настоящее время большая часть браков рушится именно из-за непонимания. В данной ситуации существенную помощь супругам могут оказать психотерапевты, консультанты по проблемам брака.
На конфликтность супружеских отношений действуют кризисные периоды развития семьи. Из трех кризисных периодов выделяют период становления брака.
Этот период связан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). Возникающие сложности в адаптации молодых супругов к браку возникают из-за следующих причин:
- возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению обоюдной раздражительности, которая часто усугубляется злостью не только на партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего этого раньше не замечать»;
- смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему: семейная жизнь требует самоограничения в плане привычных потребностей, исчезает романтичность, свойственная добрачному периоду;
- несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов;
- трудностей в становлении ролевой структуры семьи - распределения ролей, внутрисемейного статуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и притязаний и т. д.
- возможных сложностей в построении отношений молодых супругов с родительскими семьями;
- материальных и жилищных затруднений.
Протекание адаптационного конфликта и стратегии выхода из него.
Первые год-два совместной жизни - это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций (или ролей) между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей. Под структурой семьи можно понимать, во-первых, способ обеспечения единства ее членов; во-вторых, распределение ролей внутри семьи, т. е. какие виды семейной деятельности каждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру; и наконец, в-третьих, какие семейные ценности представляют собой установки супругов по поводу того, для чего существует семья, что она должна им приносить.
Для благополучного осуществления взаимной адаптации брачных партнеров необходима совместимость их представлений по трем указанным параметрам; идеальным было бы их полное совпадение, но оно в реальной жизни чаще всего невозможно. Поэтому любая супружеская пара на заре своей совместной жизни неизбежно в той или иной мере сталкивается с несовпадением мнений, оценок и убеждений мужа и жены по самым разнообразным вопросам. И, следовательно, громадную, если не решающую, роль в процессе взаимного приспособления молодоженов играет их умение конструктивно разрешать возникающие конфликты.
Конфликты молодых супругов могут проявляться в различных видах (типах). Обычно выделяют пять основных типов супружеских конфликтов:25
1) актуальный конфликт, который выражается в ярких эмоциональных всплесках, вызванных какой-либо сиюминутной причиной;
2) прогрессирующий конфликт, возникающий тогда, когда супруги долго не могут друг к другу приспособиться, вследствие чего растет напряженность;
3) привычный конфликт, обусловленный сложившимися в семье стереотипами поведения, которые мешают устранить противоречия в устоявшихся между супругами отношениях;
4) скрытый конфликт, который зарождается и протекает на уровне взаимоотношений супругов, но ими может не осознаваться и определенное время не реализоваться в поведении супругов;
5) открытый (явный) конфликт. Он имеет затяжной характер, характеризуется недоверием, безразличием, недовольством собой и партнером, длительным плохим настроением, проявлением резких жестов, словесных оскорблений и т.д.
Часто супруги избирают стратегии выхода из конфликта, которые в итоге создают психотравмирующую обстановку как для супругов, так и для всей семьи в целом.
К ним можно отнести:
Во-первых, стратегию «конфронтации». Данный вариант выхода из конфликтной ситуации характеризуется нежеланием супругов принимать во внимание позицию каждого из них. Такая ситуация ведет к накоплению раздражения, личным оскорблениям, угрозам, а иногда к рукоприкладству.
Во-вторых, «уход» от решения возникших противоречий. В целом такой прием нельзя признать правильным, так как развязка лишь оттягивается, а конфликт остается, однако появляется время для обдумывания возникшей ситуации, причин разногласий и окончательного принятия решения.
В-третьих, «сглаживание» конфликта. Нередко такой вариант выхода из конфликта позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений. Но это получается далеко не всегда.
В-четвертых, стратегия «приспособления». Данный исход конфликта характеризуется волевым навязыванием такого решения конфликтной ситуации, которое устраивает лишь одного из супругов (очень часто инициатора конфликта) и приспособлением другого. Такой авторитарный прием имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются права одного из партнеров, унижается его достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.
Но бывают и другие решения. Разрешение супружеских конфликтов зависит, в первую очередь, от умения супругов понимать, прощать и уступать, т. е. идти на компромисс. Компромиссный вариант завершения конфликта между супругами самый приемлемый. Он характеризуется поиском наиболее удобного и справедливого для обоих супругов решения, равенством прав и обязанностей, откровенностью требований, взаимными уступками. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликтов: сужение площади спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; умение и стремление решать конфликты с позиции доброты; недопустимость приклеивания «ярлыка» друг к другу.
Вопрос: «Кто виноват?», целесообразно заменить на: «Как нам быть?».
Владея конструктивными способами разрешения конфликтов, можно найти выход из самых, казалось бы, безнадежно противоречивых столкновений, и, наоборот, при неумении правильно проводить конфликт мельчайший повод приведет к серьезным последствиям. Прежде всего, каждый из супругов должен решить, действительно ли его обиды и переживания требуют совместного обсуждения. Затем они должны высказать друг другу свои позиции и намерения и выбрать время и место для разрешения конфликта. При этом следует избегать касаться тем, не имеющих отношения к предмету разговора; нельзя наносить партнеру «удары ниже пояса». Конфликт можно считать успешно завершенным после того, как партнеры высказали друг другу все, что хотели, пришли к единому мнению по тому или иному вопросу и - помирились.
Таким образом, значение умения «правильно ссориться» для семейной жизни трудно переоценить.
Любой конфликт создает предпосылки как для благоприятного, так и для неблагоприятного развития семьи. Реализация этих предпосылок зависит от многих факторов, среди которых особенно влиятельным становится имеющийся опыт общения супругов. Если они научились учитывать интересы друг друга, понимать чувства, совместно решали возникавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи. Супруги и дальше делятся своими переживаниями и таким образом расширяют интересы друг друга, сообщают один другому эмоциональную и деловую информацию о довольно различных сферах деятельности. В таком случае разделение ролей супругов не ослабевает, а усиливает общность семьи.
Но можно избрать и другой путь – это коррекция образа партнера на основе его реального поведения. Последовательная реализация этого пути приведет супругов к углублению чувства любви, совершенствованию взаимопонимания, взаимному обогащению и развитию. Этот путь требует от партнеров значительных усилий, большой, трудной работы по осознанию и изменению, прежде всего, своих собственных черт и привычек, требует терпения и настойчивости, поскольку все подобные изменения не совершаются в один день.
Одна из важных сфер жизнедеятельности семьи - организация досуга. Рациональное использование свободного времени, как известно, способствует стабилизации отношений между супругами. Изучение семей разной степени благополучия показало, что для успешных браков характерно совместное проведение досуга, причем на это ориентированы и муж и жена.26
Диагностическое интервью
Ниже приведены особенности проведения диагностического интервью, они являются общими для всех клиентов, обратившихся к психологу. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные, так как содержание высказываний лишь свидетельство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и взаимоотношения, важно тем, что оно характеризует самого рассказчика, его аналитическую деятельность, но не позволяет объективно оценить других членов семьи. На данном этапе нужно побуждать членов семьи объяснять, почему они обращают внимание на то, а не на иное обстоятельство. Психотерапевт должен понимать то, что содержание высказываний не отражает процесс, а именно знание о процессе определяет содержание дальнейшей работы.
Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь клиентам прояснить свои отношения с окружающими. Чем больше психолог узнает клиентов, тем больше они узнают о себе. Сообщая психологу о себе различную информацию, клиент постепенно открывается для восприятия новых представлений. Он учится лучше понимать свои собственные потребности и требования, предъявляемые к нему социальным окружением.
Получение клиентами новой информации, помогающей изменить их представление об их проблемах. Одной из задач психолога является помощь дисфункциональной семье осознать свои особенности функционирования путем определения потребностей и закономерностей поведения членов данной семейной структуры.
Используемые в семейной психологии методы диагностики кроме диагностического интервью включают еще и стандартизированные психодиагностические методики.
Существенным компонентом практической эффективности семейной психокоррекции и психологического консультирования является корректное применение стандартизированных психодиагностических методик. К необходимым условиям, обеспечивающих их использование, относятся:
- глубокое овладение содержанием основных диагностических процедур, умение их интерпретировать;
- овладение приемами оперативного планирования психодиагностического обследования конкретной семьи;
- овладение репертуаром конкретных специализированных методик стандартизированной семейной психодиагностики, адекватных определенным условиям и задачам психолога;
- овладение психометрикой и применение стандартизированных психодиагностических методик измерительного типа.
Плюсы стандартизации состоят в том, что эта процедура экономична, потенциально автоматизируем, при итерпритации психолог опирается на опыт разработчиков и пользователей методики, стандартизированные методики предохраняют психолога от «встречной проекции», от создания встречных концепций.
Минусами стандартизированных методик заключаются в том, что жесткая запрограммированность методики на диагностику определенного свойства повышает риск диагностической ошибки в том случае, если психолог неправильно построил программу диагностики – неправильно определил круг свойств, которые подлежат диагностике.
Социально-психологические проблемы семьи, можно свести к трем основным группам: добрачные, супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.
Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период. Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла. Тесты, используемые психологом можно разделить на две группы, которые дают возможности исследовать у потенциальных супругов:
- ценностную совместимость;
- психофизиологическую совместимость.
Методы диагностики супружеских отношений позволяют дать оценку взаимоотношений супругов выявить особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.
Диагностика детско-родительских отношений. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений психолог может получить сведения об отклонениях ребенка, о том, как строятся отношения родителей и детей, выделить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.27
4. Проект «Социальная профилактика бракоразводного поведения молодой семьи»
Одной из наиболее актуальных проблем современной России является нестабильность семьи. Прежде всего, она связана с социально-экономическими процессами, происходящими в стране, урбанизацией, неподготовленностью молодых людей к супружеской жизни, отсутствием между супругами должного взаимопонимания, неумением разрешать конфликты, самостоятельно вести домашнее хозяйство, планировать бюджет, алкогольной или наркотической зависимостью одного или обоих супругов, сексуальным несоответствием и др.
По статистике, отдела ЗАГС Администрации города Новошахтинск, 2012 год на 1 ноября зарегистрировано 403 развода, 2011г на 1 ноября – 388 разводов. Возраст разведенных при этом составляет от 18 – 24 лет.
Находясь на старте семейной жизни, молодая семья несет на себе колоссальную социальную нагрузку: выполняет в полной мере все функции, присущие семье в целом, при объективном недостатке материальной и финансовой обеспеченности, особой необходимости в такой обеспеченности при специфическом возрастном периоде членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации, получать образование, профессию, рабочее место. Как правило, именно в молодой семье имеются малолетние дети, у которых присутствуют особые потребности в еде и одежде. К тому же, дети нуждаются в индивидуальном подходе к их обучению, воспитанию, укреплению здоровья. Но, главной причиной разводов в молодой семье является психологическая неподготовленность супругов к семейной жизни, отсутствие знаний в сфере межличностных отношений, психологии, конфликтологии, отсутствием навыков эффективного общения, поведения в кризисной ситуации. Часто молодежь плохо представляет сущность ролей жены и мужа, какие проблемы и трудности их ожидают.
С целью выявления основных проблем, с которыми сталкиваются семьи, автором было проведено исследование. В ходе исследования было опрошено 44 человека (мужчин – 20, женщин – 24). Опрос – пилотный, выборка – вероятностная.
Предлагалось несколько вопросов по группам:
1 значение брака;
2 трудности в браке;
3 основные причины развода сегодня;
4 кто чаще виноват в браке;
5 нужно ли сохранять брак, если он «дал трещину»;
6 как нужно сохранять брак. (См. Приложение 1)
Молодые супруги указали на их взгляд значение брака: у женщин на первом месте это показатель серьезности отношений, что касается мужчин – необходимость при рождении ребенка; из списка предполагаемых трудностей в браке большинство женщин ответили, что это распределение супружеских ролей и обязанностей, мужчины тоже так считают. Самыми главными причинами разводов большинство респондентов считают: супружескую неверность. Виноватыми в разводе женщины считают – мужа, мужчины – жену, отношение к тому, что нужно ли сохранять брак, если он «дал трещину», женщины в зависимости от обстоятельств, мужчины – нет, по мнению молодых супругов как нужно сохранять брак: женщины считают, что лучше обратиться за консультацией к психологу, а мужчины – уметь прощать обиды.
В этой связи деятельность по профилактике разводов в молодых семьях является чрезвычайно значимой в современных социальных условиях, так как разводы есть одна из причин неблагополучия детей. На мой взгляд, существуют учреждения, в рамках которых с одной стороны, профилактическая работа с молодой семьей была бы наиболее эффективна и в которых, с другой стороны, она в настоящее время практически не проводится. Этими учреждениями являются отделы ЗАГС при администрациях муниципальных образований.
В нашем городе сотрудники органов ЗАГС будущим молодоженам вручают буклет, в котором находится полезная информация:
- семейное законодательство;
- о вреде алкоголя и курения;
- что необходимо знать будущим супругам (советы психолога);
- ждем ребенка (советы врача);
- нежеланные дети (советы врача);
- семейный кодек: права и обязанности родителей и детей;
- анкета «Подходите ли вы друг другу».
Данная информация не всем будущим молодоженам будет полезна для подготовки создания семьи. В рамках курсовой работы был разработан социальный проект, который позволит осуществлять профилактику бракоразводного поведения в комплексе.
Общественная практика показывает, что нередки случаи, когда супруги подают заявление о браке и о разводе слишком поспешно, не взвесив все «за» и «против», не попытавшись нейтрализовать те причины, факторы, которые легли в основу мотивации о расторжении семейного союза. Именно для такой части разводящихся пар важна профилактическая деятельность органов ЗАГС с будущими супругами.
Цель проекта – профилактика разводов среди молодых супругов.
Профилактика разводов в молодых семьях при органах ЗАГС представляет собой комплекс конкретных методов (анкетирование, тестирование на совместимость, групповое консультирование, индивидуальное интервью), осуществляемых в целях предупреждения разводов в молодых семьях, уменьшения их количества путем выявления и устранения причин и условий, способствующих разводам.
Цель профилактики разводов в молодых семьях: сокращение уровня разводов в молодых семьях через выявление и устранение проблем в семье, информирование и воспитание дисциплины и уважения к партнеру.
Основными задачами проекта выступают:
Формирование у молодых людей осознанной позиции при выборе партнера, убеждение в преимуществе обращения за помощью к специалистам социальных служб.
Информирование будущих супругов о современных семейно-брачных отношениях и проблемах, с которыми они могут столкнуться.
Проект направлен на молодых людей, решивших вступить в брак.
План реализации проекта.
Подготовительный этап.
- разработка концепции проекта (определение актуальности проекта, формулирование проблемы, на решение которой направлен проект, описание целевой аудитории, постановка целей и задач);
- составление плана реализации проекта (установление перечня и порядка мероприятий по реализации проекта с обязательным указанием дат проведения и ответственных за их организацию);
- определение бюджета проекта (определение основных расходных и доходных статей по проекту, типа финансирования, источников финансирования);
- подготовка материалов информационного характера (разработка буклетов, памяток для будущих супругов).
Основной этап
- тестирование (организация тестирования (на совместимость, степень взаимопонимания, конфликтность и т.д.);
- создание «портрета будущей семьи» (определение психологических особенностей будущих супругов, ценностных ориентаций, устремлений, идеалов, интересов, убеждений, социально-ролевых ожиданий, представлений о своих ролях и функциях в данном союзе и т.д.);
- «семейное консультирование» («психологическая консультация» (психология семейных взаимоотношений в разные периоды жизни, взаимоотношения в семье, стереотипы взаимодействия, семейные правила, семейные мифы, границы семьи, стабилизаторы, коммуникации в семье, профилактика и разрешение семейных конфликтов, кризисы в молодой семье, «правилах поведения» с тещами и свекровями и др);- педагогическая консультация (организация воспитания; тренинги, повышающие готовность к воспитанию ребёнка, ролевые игры.)
Материальные и финансовые ресурсы:
Аренда помещений – затраты не предусмотрены, так как размещается в помещении отдела ЗАГС.
Расходные материалы, канцелярские принадлежности (для организации лекториев, ролевых игр, тренингов)
Конкретные ожидаемые результаты:
- рост информированности молодых людей о современных семейно-брачных отношениях и трудностях, с которыми они могут столкнуться;
- снижение уровня конфликтности будущих супругов;
- успешное преодоление кризисов;
- повышение правовой грамотности молодых супругов;
- получение информации о перспективах получения жилья;
- формирование готовности к рождению ребенка в будущей семье;
- навыков планирования семейного бюджета.
В данный момент проект находится на подготовительном этапе (разрабатываются методические рекомендации для будущих молодоженов). Реализация данного проекта будет способствовать повышению уровня информированности будущих супругов в сфере брачно-семейных отношений, что приведет к снижению уровня разводов в молодых семьях, уменьшению количества неполных семей, росту рождаемости.
В результате исследования получены следующие выводы:
- Конец XX века обнажил проблему кризиса семьи в России. Несмотря на меры, принимаемые государством, число разводов увеличивается.
- Безусловно, внешние факторы могут оказывать разрушающее влияние на семью, но решающее значение имеет ее внутренняя сплоченность, выражающаяся в наличии уважения, взаимной любви и доверия между ее членами. Последние десятилетия семейные ценности изменились, молодые люди не хотят уступать друг другу, супруги не пытаются сохранить брак «давший трещину».
- Основными причинами кризиса современной семьи являются: разрушение традиционной модели семьи и перераспределение гендерных ролей (активное участие женщин наравне с мужчинами в профессиональной деятельности).
- Депопуляция в современной России выражается не только в катастрофическом сокращении рождаемости и прямой убыли населения, но и снижением его качественных характеристик по ряду показателей.
- Депопуляция населения в современной России складывается из следующих тенденций: высокий показатель частоты осложнений во время беременности и родов; высокий уровень младенческой и детской смертности; высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста; низкий уровень рождаемости; высокий показатель числа производимых абортов.
- Прочность брачных союзов продолжает падать. В связи с этим, выявляют главные факторы, влияющие рост разводимости в современной России: нормативный, демографический, социально-экономический. До сих пор достаточно важным фактором остается общественное мнение о разводе и его допустимых причинах. Только если раньше развод признавали допустимым только при наличии уважительных причин (бесплодие, измена и т.д.), современным обществом развод принимается как допустимая и даже обязательная мера, в случае отсутствия любви между супругами.
- Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Характер и содержание социально-профилактическойработыс молодой семьей определяется их собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п.
- К методам социальной профилактики относятся: семейное консультирование, предбрачное консультирование, адаптация, диагностическое интервью.
- Эффективным способом социальной помощи в преодолении трудностей, а, следовательно, в предотвращении разводов, может выступать организация профилактических мероприятий в отделах ЗАГС, где по специальной программе, включающей вопросы психологии, сексологии, планирования семьи молодые супруги могли бы приобрести знания для установления здоровых отношений в семье, формирования культуры быта.
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт [Текст] /Г.С.Абрамова. – М.: Академия, 2003. – 312с.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е.Алешина. — М.: 2002. – 225с.
Андреева Т.В. Психология семьи [Текст]: Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учеб. пособия для вузов / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 365с.
Антонов А.И. Кризис семьи и родительства [Текст] / А.И.Антонов. – М.: Акварель, 2000. – 315с.
Буров С.Н. Брачно-семейные отношения [Текст] / С.Н.Буров. − М.: Эксмо., 2003. – 365с.
Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века [Текст] / Ю.А. Гаспарян. – М.: Петрополис, 2000. – 311с.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни [Текст] / И.В.Гребенников. – М.: Просвещение, 2001. – 290с.
Гришина Н.В.Психология конфликта [Текст] / Н.В.Гришина. − СПб.: Питер, 2001. – 464с.
Дементьева И.Ф. Проблемы становления молодой семьи [Текст]/ И.Ф.Дементьева. – М.: Акварель, 2007. – 309с.
Дивицына Н.Ф. Семьеведение [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф.Дивицина. – М.: Владос-Пресс,2006. – 327с.
Дорно Н.В. Современный брак: проблемы и гармония [Текст] / Н.В. Дорно. − М.: Феникс, 2006. – 418с.
Зацепин В.И. О жизни супружеской [Текст] / В.И. Зацепин. − М.: Маяк, 2003. – 266с.
Зритнева Е.И. Семьеведение [Текст]: Учебное пособие / Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 315с.
Кравченко А.И. Социология [Текст] / А.И.Кравченко. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – 536с.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П. Кузнецова. − Владивосток: ДВГТУ , 2007. – 152с.
Лавриненко В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Лавриненко. −М: Юнити − Дана, 2007. – 271с.
Лисовский В.Н. Книга молодой семьи / В.Н. Лисовский, Л.А.Вебер. – СПб: Нева. 2000. – 388с.
Медков В.М. Демография [Текст] / В.М. Медков. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.
Римашевская Н.М. Женщина, мужчина, семья в России [Текст] / Н.М.Римашевская. − М.: ИСЭПН, 2001. – 320с.
Харчев А.Г. Супружеские конфликты [Текст] / А.Г.Харчев. − М.: Мысль, 2008г. – 320с.
Холостова Е.И. Технологии социальной работы [Текст] / Е.И.Холостова. − М.: ИНФРА-М, 2001. – 406с.
Черняк Е.М. Социология семьи:[Текст] Учебное пособие / Е.М.Черняк. – М.: Дашков и К, 2004. – 310с.
Шуман С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения [Текст] / С.Г.Шуман, В.П.Шуман. − М.: Новосибирск 2001. – 225с.
Приложение 1
Уважаемые респонденты! Просим Вас принять участие в исследовании по выявлению отношения молодых семей к браку.Пожалуйста, уделите 5 минут для ответов на простые вопросы. Опрос является анонимным.
Состав Вашей семьи:
А) полная;
Б) неполная
Сколько лет Вы находитесь в браке ___?
Сколько детей в Вашей семье:
А) 1 ребенок;
Б) 2 ребенка;
В) 3 ребенка и более;
Г) нет детей
Что для Вас значит брак?
А) показатель серьезности отношений
Б) необходимость при рождении ребенка
В) дополнительные права и обязанности
Г) статус в обществе
Д) всего лишь штамп в паспорте
Е) свой вариант___________________
Что самое трудное в браке?
а) недостаток положительных эмоций
б) распределение супружеских ролей и обязанностей
в) распределение бюджета
г) взаимоотношения с родителями одного или обоих супругов
д) планирование ребенка
е) дефицит близости и нежности
ж) свой вариант___________________
Каковы, по Вашему мнению, сегодня основные причины разводов?
А) недостаток материальных средств
Б) супружеская неверность
В) отсутствие семейных ценностей
Г) отсутствие собственного жилья
Д) злоупотребление одного из партнеров алкоголем, наркотиками
Е) свой вариант___________________
Кто чаще всего виноват в разводе?
А) жена
Б) муж
В) родственники, родители
Г) друзья
Д) дети
Е)свой вариант___________________
Нужно ли сохранять брак, если он «дал трещину»?
А да
Б) нет
В) в зависимости от обстоятельств
Г) затрудняюсь ответить
Как нужно сохранять брак?
А) обратиться за консультацией к психологу
Б) уметь прощать обиды
В) чаще проявлять интерес к повседневной жизни партнера
Г)уступать друг другу
Д) свой вариант_______________________
Пол: М / Ж
Возраст____
Приложение 2
Результаты авторского исследования «Отношение молодых семей к браку»
Таблица 1 Что для Вас значит брак?
Что для Вас значит брак
муж
жен
Итого
показатель серьезности отношений
2,3%
22,7%
25%
необходимость при рождении ребенка
22,7%
11,3%
34%
дополнительные права и обязанности
6,8%
20,5%
27,3%
статус в обществе
всего лишь штамп в паспорте
13,6%
13,6%
Таблица 2 Трудности в браке
Что самое трудное в браке
муж
жен
Итого
недостаток положительных эмоций
11,4%
11,4%
Распределение супружеских ролей и обязанностей
18,1%
18,1%
36,2%
распределение бюджета
9,1%
9,1%
взаимоотношения с родителями одного или обоих супругов
15,9%
4,5%
20,4%
планирование ребенка
9%
9%
дефицит близости и нежности
2,3%
11,4%
13,7%
Таблица 3 Основные причины разводов
Каковы, по Вашему мнению, сегодня основные причины разводов
муж
жен
Итого
недостаток материальных средств
супружеская неверность
27,3%
22,7%
50%
отсутствие семейных ценностей
18,2%
11,4%
29,6%
отсутствие собственного жилья
злоупотребление одного из партнеров алкоголем, наркотиками
20,5%
20,5%
Таблица 4 Кто чаще всего виноват в разводе?
Кто чаще всего виноват в разводе
муж
жен
Итого
жена
38,6%
38,6%
муж
27,3%
27,3%
родственниками, родители
6,8%
6,8%
13,6%
друзья
20,5%
20,5%
дети
Таблица 5 Нужно ли сохранять брак, если он «дал трещину»
Нужно ли сохранять брак, если он «дал трещину»
муж
жен
Итого
да
6,8%
11,4%
18,2%
нет
25%
13,6%
38,6
в зависимости от обстоятельств
13,6%
30%
43,6%
затрудняюсь ответить
Таблица 6 Как нужно сохранять брак
Как нужно сохранять брак
муж
жен
Итого
обратиться за консультацией к психологу
11,4%
22,7%
34,1%
уметь прощать обиды
22,7%
6,8%
29,5%
чаще проявлять интерес к повседневной жизни партнера
6,8%
11,4%
18,2%
уступать друг другу
4,5%
13,6%
18,1%
1 Черняк Е.М. Социология семьи [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: Дашков и К, 2004. – С.34
2 Римашевская Н.М. Женщина, мужчина, семья в России [Текст] / Н.М.Римашевская. - М.: ИСЭПН, 2001. - С.55
3 Медков В.М. Демография [Текст] / В.М. Медков. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.31
4 Антонов А.И. Кризис семьи и родительства [Текст] / А.И. Антонов. – М.:Акварель,2000. – С.78
5 Лисовский В.Н. Книга молодой семьи [Текст] / В.Н. Лисовский, Л.А. Вебер. – СПб.: Нева, 2000.- С.107
6 Лисовский В.Н. Книга молодой семьи / В.Н. Лисовский, Л. А. Вебер. – СПб.: Нева, 2000.- С.109
7 Гольцова Е.В. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости [Текст] / Е.В.Гольцова, Я.А. Лещенко // Социс. - 2010. - №2. – С.1258Дорно Н.В. Современный брак: проблемы и гармония [Текст] / Н.В. Дорно. - М.: Феникс, 2006. – С.86
9Зритнева Е.И. Семьеведение [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: ВЛАДОС, 2006. – С.78
10 Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века [Текст] / Ю.А. Гаспарян. – М.:Петрополис, 2000. – С.105
11 Дивицына Н.Ф. Семьеведение [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дивицина. – М.: Владос-Пресс,2006. – С. 46
12 Буров С.Н. Брачно-семейные отношения [Текст] /С.Н.Буров. - М.: Эксмо., 2003. – С.144
13 Гаранина С.Ю. Семьеведение [Текст]: Учебное пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф.Карабанова. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. – С.17614 Дементьева И.Ф. Проблемы становления молодой семьи [Текст] / И.Ф.Дементьева. – М.: Акварель, 2007. –С. 147
15 Медков В.М. Демография [Текст] / В.М. Медков. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 37
16 Кравченко А.И. Социология [Текст] / А.И.Кравченко. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – С.124
17 Харчев А.Г. Супружеские конфликты [Текст] / А.Г.Харчев. - М.: Мысль, 2008. - С. 78
18 Гребенников И.В. Основы семейной жизни [Текст] / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 2001. – С.187
19 Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: ДВГТУ, 2007.- С.67
20 Холостова Е.И. Технологии социальной работы [Текст] / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 366
21 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е.Алешина. — М.: 2002. – С. 108.
22 Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт [Текст] /Г.С.Абрамова. - М.: Академия, 2003. – С. 115
23 Зацепин В.И. О жизни супружеской [Текст] / В.И. Зацепин. - М.: Маяк, 2003. – С.156
24 Лавриненко В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Лавриненко. −М: Юнити - Дана, 2007. – С.124
25 Андреева Т.В. Психология семьи [Текст]: Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учеб. пособия для вузов / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – С.256
26 Шуман С.Г.Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения [Текст] / С.Г.Шуман, В.П.Шуман. - М.: Новосибирск 2001. - С.145
27 Гришина Н.В.Психология конфликта [Текст] / Н.В.Гришина. - СПб.: Питер, 2001. - С.203