Всемирная торговая организация — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.
Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), анализ соответствующих положительных и отрицательных сторон для сельского хозяйства страны, а также его количественных и качественных характеристик, заслуживают отдельного внимания и являются предметом рассмотрения в данной статье.
По оценке Всемирного Банка, присоединение к ВТО в среднесрочной перспективе принесёт России около 3% прироста ВВП ежегодно, с учётом ежегодного роста заработной платы на 4-5% и увеличения дохода более чем 99% домашних хозяйств. В долгосрочной перспективе ежегодный прирост может составить приблизительно 11% ВВП, с ростом заработной платы приблизительно 13-17% в год.
Вступление России в ВТО необходимо рассматривать как результат нахождения баланса между преимуществами и опасениями от членства России в ВТО. Уже сам процесс вступления дал преимущества России. Это - получение статуса рыночной экономики у членов ВТО, а также приведение законодательства по различным вопросам в соответствие с требованиями ВТО, отвечающими международным стандартам.
Важным положительным фактором, связанным с присоединением России к ВТО, для АПК может стать преодоление дискриминации и равноправное участие страны в международном разделении труда, а в долгосрочной перспективе, членство в ВТО должно способствовать повышению конкурентоспособности отечественного продовольствия на мировом рынке и интеграции отраслей АПК в мировое хозяйство[1].
Что касается негативных последствий, связанных с вступлением России к ВТО и либерализацией экономических отношений на продовольственном рынке в рамках этой организации, то все они концентрируются вокруг двух проблем. Первая из них связана с уровнем государственной поддержки сельского хозяйства, а вторая - с эффективностью государственного регулирования продовольственного рынка.
Фундаментальной основой решения проблемы снижения негативных последствий вступления в ВТО, является совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, разработка и реализация государственных программ поддержки развития АПК, и инфраструктуры продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни населения, эффективная таможенная и налоговая политика [3].
Осуществление государством мер, направленных на защиту внутреннего рынка и поддержку отечественного сельскохозяйственного производства означает принятие эффективной агропродовольственной политики по защите отечественных товаропроизводителей, которая приведет к повышению качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
Важнейшим фактором, сдерживающим конкурентоспособность отечественного продовольствия на мировом рынке, остается низкий уровень развития инфраструктуры продовольственного рынка, защита и развитие отечественной оптовой торговли продовольственными товарами. В большинстве стран-членов ВТО эта сфера деятельности регулируется национальным законодательством, а не правилами ВТО.
Учитывая, что меры прямой государственной поддержки АПК ограничены правилами ВТО, развитие инфраструктуры продовольственного рынка имеет огромное значение для снижения издержек, так как в этой сфере правилами ВТО ограничения не предусмотрены, а уровень развития инфраструктуры в России в десятки раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Присоединение к ВТО означает, что в ближайшие годы Россия должна сделать все необходимое для того, чтобы модернизировать производство в АПК, повысить конкурентоспособность продукции.
Таким образом, для решения основных проблем снижения негативных последствий вступления в ВТО, необходимо совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, разработка и реализация государственных программ поддержки развития АПК, и инфраструктуры продовольственного рынка.
Список использованной литературы
Ильин С.С. Государственное экономическое регулирование аграрной сферы АПК России: история, теория и практика: монография. - М.: Социум, 2009. - 533 с.
Киселев С.В. Развитие агропродовольственных рынков и проблемы вступления России в ВТО. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005, №.7, с. 18-20.
Нуралиев С.У. Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005, №.8, с.12-15.