Глобализация рынков, новая парадигма конкуренции, трансформация
системы потребительских ожиданий требуют концептуально иного подхода к обеспечению конкурентоспособности предприятий АПК. В условиях непрерывного изменения внешней среды повышается значение системы внутренних условий в обеспечении конкурентоспособности предприятия, в частности, это обладание уникальными ресурсами, знаниями, компетенциями, технологиями, образующими определенные конкурентные преимущества. Научно обоснованные методы анализа конкурентоспособности позволяют каждому хозяйствующему субъекту АПК с достаточной степенью надёжности определить направления развития производства в плане создания свойственных только ему конкурентных преимуществ.
Стратегическим фактором успеха предприятия является не только создание, но и удержание в течение длительного времени созданных конкурентных преимуществ. В этом процессе большую роль играют региональные экономические системы, которые могут обладать различным потенциалом своего развития.[1]
Уровень конкурентоспособности предприятия АПК, т.е. способность противостоять на рынке другим предприятиям по степени удовлетворения своей продукцией и ее качеством запросам потребителей, а также по ее безопасности потребления и эффективности изготовления, является важнейшей обобщающей оценкой эффективности управления. Следовательно, прибыль предприятий АПК от инновационной деятельности, характеризующая экономическую эффективность от этой деятельности, должна формироваться на основе экономического, социального и экологического эффектов.[2]
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., становится логическим продолжением ныне действующей Государственной программы.
Проект программы разработан специалистами Минсельхоза РФ совместно с учеными Россельхозакадемии по поручению Правительства России. В проекте Государственной программы на будущий период предусматриваются следующие стратегические цели: обеспечение продовольственной безопасности страны в соответствии с показателями, заложенными в Доктрину продовольственной безопасности России; устойчивое развитие сельских территорий; повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инноваций, технической и технологической модернизации отраслей АПК. Это амбициозная задача: ведь к 2020 году предстоит довести удельный вес отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах: по зерну-до 99,8%; сахару-91,2%; растительному маслу-82,8%; картофелю-99,7%; мясу и мясопродуктам- до 85,3%. Нельзя забывать и о том, что России предстоит вступить в ВТО и активно сотрудничать с участниками Таможенного союза.
В программе предусматривается обеспечение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, потому что без этого невозможно отрегулировать нормальный воспроизводственный процесс, создать новые экономические рабочие места, привлечь в отрасль инвесторов и молодых специалистов. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства должен достигнуть к 2020 году в целом 20%. Программа включает в себя 80 мероприятий, для их оценки предусмотрено 88 целевых индикаторов.
Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса. В ней выделены приоритеты двух уровней.
К приоритетам первого уровня относятся:
-в сфере производства;
-в социальной сфере;
-в сфере развития производственного потенциала;
-в экономической сфере;
-в институциональной сфере;
-научное и кадровое обеспечение.
Приоритеты второго уровня включают следующие направления:
-развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
-обеспечение животноводства растительным кормовым белком;
-экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
-наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;
-рациональное размещение и специализация сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны с учетом климатических условий, минимизации логистических издержек, других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции.[3]
Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Необходимо, чтобы они находили свое решение на уровне российских регионов, т.к. именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. На коротком отрезке времени необходимо предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы сельское хозяйство могло обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран. Наряду с поддержкой отечественных производителей конкурентной продукции, надо совершенствовать рыночную инфраструктуру на товарном и потребительском рынках, устранять негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Необходимо упростить доступ производителей сельхозпродукции на потребительский рынок.
Реализация подобных мер усилит позиции российских предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной продукции и насыщении товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией.
Список использованной литературы
www.dslib.net/economica-xoziajstva
Стандарты и качество [текст]: информ.-аналит.журн./учередитель ООО «РИА «Стандартв и качество»- 2008, март-М., с.6
«Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», журнал, №11-2011.,с 3-4.