КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конкурентоспособность сельского хозяйства – это положение сельхозпроизводителей на внешнем и внутреннем рынках в определенных условиях развития экономики, политики, общества и т.д. С каждым годом в России возрастает доля импортных продуктов питания, при этом в развитых странах США объемы производства сельского хозяйства примерно на 30% превышают потребности населения в продуктах питания, эта разница поступает на российский рынок[1]. Основными конкурентными преимуществами сельского хозяйства являются природные ресурсы, квалификация кадров, уровень качества производства сельскохозяйственной продукции, материальные и финансовые ресурсы, наличие государственной поддержки[1].

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в агропромышленном производстве, требует выработки четких мер, направленных на повышение его конкурентоспособности, включая демонополизацию промышленных перерабатывающих предприятий. Среди этих мер особую актуальность приобретают задачи, связанные с созданием и функционированием многоукладной экономики, ориентированной на рынок коллективных и частных производителей. В настоящее время такого эквивалентного обмена нет, цены на продукцию сельского хозяйства низкие и темпы их роста значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги. Значительно ниже мировых и средние цены реализации сельхозпродукции. Так, цена реализации зерна составляет не больше 35 % от мирового уровня, цены реализации скота не достигают и 40 % от мировых цен. Конечно уровень себестоимости продукции животноводства не позволяет отечественным предприятиям кон курировать на мировом рынке, но производство зерна вполне конкурентоспособно. При осуществлении ценовой политики в АПК в ближайшее время необходимо обеспечить государственную поддержку сельхозпроизводства, сохранить и увеличить дотации[1]. Условием формирования конкуренции в АПК является развитие инфраструктуры - производственной, социальной и рыночной. Производственная инфраструктура должна обеспечить сохранность и наращивание производства с.-х. продукции. Для этого требуется улучшить обеспеченность предприятий и фермерских хозяйств техникой, производственными помещениями, энергетическими мощностями, газом и дорогами. Повышению конкурентоспособности сельского хозяйства России будут способствовать:

  1. Применение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

  2. Внедрение инноваций.

  3. Регулирование объема экспорта минеральных и органических удобрений.

  4. Увеличение заработной платы.

Одним из факторов повышения конкурентоспособности сельского хозяйства служит плодородие земли. Стоит отметить, что в России осталось только 6% плодородных земель, которые соответствуют мировым стандартам. Значительную роль в повышении плодородия земли играет удобрений, которое за последние годы в почву значительно сократилось. Темп роста заработной платы в сельском хозяйстве должен соответствовать общему ее темпу в экономике страны. Необходимо сократить разрыв между селом и городом в располагаемых доходах[2].

Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Необходимо, чтобы они находили свое решение на уровне российских регионов, т.к. именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. На коротком отрезке времени необходимо предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы сельское хозяйство могло обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран. Наряду с поддержкой отечественных производителей конкурентной продукции, надо совершенствовать рыночную инфраструктуру на товарном и потребительском рынках, устранять негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Необходимо упростить доступ производителей сельхозпродукции на потребительский рынок[2].

Реализация подобных мер усилит позиции российских предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной продукции и насыщении товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией[3].

Литература

  1. Ушачев И. Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства России / И.Г. Ушачев // Аграрный вестник Урала. – 2009. - №3. – С. 4-12.

  2. Минакова И.А Экономика отраслей АПК / И.А Минакова – М: Колос, 2004.- 464 с.

  3. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование / А.Г. Цыганова. – М.: Изд-во Логос, 2008. - 274 с.

Просмотров работы: 5015