Цель выборочного наблюдения - по отобранной части единиц дать характеристику всей совокупности единиц.
Для проведения выборочного наблюдения мной была выбрана тема: «Подработка студентов в учебное время». Эта тема является актуальной у студентов. Возможность подрабатывать – это возможность почувствовать себя самостоятельным, а также возможность помочь родителям.
Как говорил Генри Форд: «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять». Тоже уместным является изречение С.П. Королева: «Кто хочет работать — ищет средства, кто не хочет — причины».
Временная работа или подработка это в первую очередь, промоутерская работа по распространению листовок, раздача бесплатной прессы и некоторые виды курьерской деятельности. Довольно популярна и удобна подработка в качестве «живых рекламных щитов». Также вполне подходит для подработки расклейка и распределение по почтовым ящикам разного рода рекламы. В различных фастфудах практически всегда открыты вакансии для студентов. В привилегированном положении находятся те молодые люди и девушки, которые обладают востребованными рынком труда знаниями и талантами. Студента нефтяного техникума или института с радостью примут оператором АЗС или лаборантом нефтебазы; у будущего архитектора получится заработать, готовя проекты частных коттеджей; актеры востребованы в качестве диджеев и ведущих различных шоу-программ.
Вариантов подработок много, для этого необходимо задействовать все доступные поисковые ресурсы: регулярно просматривать журналы, сайты, посвященные вопросам трудоустройства (например, avito.ru, ufa.job.ru, rabota.mitula.ru, ufa.trud.com, Ufa1.ru), наводить справки у родственников, друзей, знакомых и пр.
Для выявления особенностей, видов подработки было проведено анкетирование студентов. По полученным результатам можно определить самые востребованные виды заработка, соотношение студентов совмещающих работу и учебу.
Для проведения выборочного наблюдения мы выбрали экономический факультет. В анкетировании участвовало 52 студента. Это студенты экономического факультета, 3 разных специальностей: экономика, бухгалтерский учет, финансы и кредит.
В результате было выяснено, что 22 человека из 52 никогда не имели желание зарабатывать, так как их обеспечивают родители, т.е 42,30 % опрошенных студентов никогда не имели желание подрабатывать. А остальные 57,69 % когда-либо пытались или сейчас тоже подрабатывают. Результаты выборки по признаку необходимости подработки неоднородны во всех трех группах.
Проведем выборку по распределению полученной заработной платы студентов.
Таблица 1 Результаты выборки по признаку распределения зарплаты
Вопрос |
Ответы |
Чел. |
% |
На что в основном вы тратите заработанные деньги? |
Развлечения |
2 |
5,71 |
Одежда |
11 |
31,42 |
|
Помощь родителям |
10 |
28,58 |
|
Другое |
12 |
34,28 |
Для наглядности продемонстрируем на диаграмме.
Рис. 1. На что тратиться заработок студентов
Можем сделать вывод, что большинство студентов тратят заработанные деньги на одежду (31,42 %), а на 2 месте - помощь родителям (28,58 %). Но больший контингент студентов не устроили данные варианты ответов, и они предпочли выбрать свой ответ. И только 5,71 % тратят деньги на развлечения.
При ответе на вопрос предпочтений подработки 29,03 % выбрали вариант «продавец», по 3,22 % у вариантов «официант» и «промоутер», а 64,51% не нашли свой вариант подработки в этой анкете.
На вопрос о заработной плате ответили только 24 человека, а остальные воздержались. Из них 16,67 % получают зарплату в размере до 2 тыс. руб., 12,50 % - 2-5 тыс.руб., 25 % получают зарплату от 5-8 тыс.руб., 20,83 % студентов - 8-10 тыс.руб., а также 25 % подрабатывающих - от 10 и выше.
Таким образом, студенты делятся на желающих работать и нет. Это связано напрямую с семейным достатком. Есть студенты, которые не нуждаются в деньгах, их полностью обеспечивают родители. Но есть и такая категория, которая сама помогает родителям.
Заработки студентов различны кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше. Это зависит от самой работы, от времени которое тратит студент на работу.
Большинство студентов тратят свои заработки в основном на себя.
В заключении хочется добавить, что работа не мешает студентам в обучении, т.к. они на первое место ставят учебу, а потом работа.