Выборочное наблюдение является одним из наиболее широко применяемых видов не сплошного наблюдения. В основе этого наблюдения лежит идея о том, что отобранная в случайном порядке некоторая часть единиц может представлять всю изучаемую совокупность явления по интересующим исследователя признакам. Целью выборочного наблюдения является получение информации прежде всего для определения сводных обобщающих характеристик всей изучаемой совокупности. По своей цели выборочное наблюдение совпадает с одной из задач сплошного наблюдения, и поэтому встает вопрос о том, какое из двух видов наблюдения – сплошное или выборочное – целесообразнее провести.
При проведении выборочного наблюдения обследуются не все единицы изучаемого объекта, т. е. не все единицы совокупности, а лишь некоторая специально отобранная часть. Первый принцип отбора– обеспечение случайности – заключается в том, что при отборе каждой из единиц изучаемой совокупности обеспечивается равная возможность попасть в выборку. Случайный отбор – это не беспорядочный отбор, а отбор при соблюдении определенной методики, например осуществление отбора по жребию, применение таблицы случайных чисел и т. д. Второй принцип отбора – обеспечение достаточного числа отобранных единиц – тесно связан с понятием репрезентативности выборки .
Для проведения выборочного наблюдения была выбрана тема: «Самые интересные предметы на данном этапе обучения». Эта тема очень интересная и своеобразная для наблюдения, потому что она может показать заинтересованность студентов в той или иной дисциплине. В данной теме будут рассматриваться все предметы студентов, на данном этапе обучения, которые в ходят в их учебный процесс. Для того, что бы выявить, какая самая интересная дисциплина студентов того или иного факультета, была составлена анкета, в которую входят 7 вопросов. В анкетировании участвовал энергетический факультет, студенты первого и третьего курса, специальностей теплоэнергетика и теплотехника и энергообеспечение предприятий, Башкирского Государственного Аграрного Университета. С первого курса специальности теплоэнергетика и теплотехника участвовало 14 студентов, а с третьего курса специальности энергообеспечение предприятий участвовало 11 студентов. После проведения анкетирования, были получены следующие результаты: оба курса, первый и третий, специальностей «энергообеспечение предприятий» и «теплотехника и теплоэнергетика» по большинству ответов, любят учиться. Им нравиться учебный процесс, они заинтересованы учебой. Из приведенных предметов, они выбрали технические предметы, такие как «математика», «физика», «инженерия», «теоретические основы теплотехники» и другое. То есть им нравятся различные расчеты, связанные с цифрами, формулами и так далее. Так же студенты выбрали эти дисциплины в связи с тем, что они понадобятся им в будущем. На вопрос «хотели бы вы, что бы у вас были дисциплины только по вашей специальности», большинство студентов из обеих специальностей ответили «да», то есть они уже осознано относятся к своей профессии . Уже точно могут определять какие дисциплины им нужнее и важнее, а какие не особо нужны для учебного процесса.
Актуальность темы исследования заключается в том, что сейчас очень много разных специальностей и профессий, так же много дисциплин, которые касаются и не касаются их. Но не возможно на выбор угадать, какие нужные, а какие лишние дисциплины. Предметы которые изучают студенты в Вузах, естественно все очень важные, но не все студенты относятся к ним серьезно. Для того что бы узнать заинтересованность студентов в той или иной дисциплине, была придумана анкета, с последующем выбором предметов.