Задачей выборочного наблюдения является дача верных представлений о сводных показателях всей совокупности на основе некоторой их части, подвергнутой наблюдению. Возможное отклонение выборочной доли и выборочной средней от доли и средней в генеральной совокупности называется ошибкой выборки или ошибкой репрезентативности. Чем больше величина этой ошибки, тем больше показатели выборочного наблюдения отличаются от показателей генеральной совокупности.
Различаются:
ошибки выборки;
ошибки регистрации.
Ошибки регистрации возникают при неправильном установлении факта в процессе наблюдения. Они свойственны как сплошному наблюдению, так и выборочному, но при выборочном наблюдении их меньше. В связи с тем, что признаки в изучаемой совокупности варьируют, то состав единиц, попавших в выборку, может не совпадать с составом единиц всей совокупности. Это означает, что генеральная доля и генеральная средняя не совпадают с выборочными долей и средней. Возможное расхождение между этими характеристиками определяется ошибкой выборки.
Ошибка выборки – это объективно возникающее расхождение между характеристиками выборки и генеральной совокупности. Она зависит от ряда факторов: степени вариации изучаемого признака, численности выборки, методов отбора единиц в выборочную совокупность, принятого уровня достоверности (значимости) результатов исследования.
Значение выборочного наблюдения в том, что данный метод повышает оперативность и уменьшает ошибки. Во всех случаях выборочный метод позволяет сберегать значительные количества труда и средств, как на этапе сбора сведений, так и на этапе их обработки и анализа. Экономия же труда и средств, получаемая при замене сплошного наблюдения выборочным методом имеет немаловажное значение. Все эти положительные качества привили к широкому применению метода выборочного наблюдения.
В своем исследовании по теме «Услуги операторов связи, пользующихся наибольшей популярностью у студентов» мы решили воспользоваться данным видом наблюдения.
Сотовая связь одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. С самого начала существования сотовых сетей в России (с 1991 г.) наблюдалось ежегодное удвоение числа абонентов. Существенное влияние на рост числа абонентов сотовых сетей оказывает конкуренция. С появлением конкуренции между поставщиками услуг связи, последние становятся доступнее пользователям, а цены их снижаются. Но низкая стоимость абонентских услуг это только один из факторов, обеспечивающих рост числа пользователей сотовых сетей. Равным по значению фактором является платежеспособность абонента. К сожалению, доходы населения и предприятий в России невысоки, к тому же отличаются региональной неравномерностью. Дабы изучить структуру пользования услугами операторов сотовой связи, мы решили исследовать у студентов какими операторами предпочитают они пользоваться, так же какие видят они положительные и отрицательные стороны у тех операторов, услугами которых они пользуются.
Нами был произведен анализ предпочтений студентов в сфере мобильных услуг. В исследовании приняли участие 32 респондентов. Опрос производился лишь среди студентов. Исследование проводилось путем анкетного опроса. Информация была обработана «вручную». Данные показывают, что в большинстве случаев студенты выбирают операторов и тарифных планов в предпочтении: « что подешевле; что по практичнее и надежнее». В итоге наибольшей популярностью среди студентов по итогам анкетирования пользуется такой оператор связи как « МТС».
Для исследования составили анкету из 14 вопросов, касающихся непосредственно услуг операторов связи. Составив анкету, мы выбрали контингент исследования, то есть группу студентов, в которой будем проводить анкетирование. Решили провести исследование в группах ГМУ -201, ЗУ-201.
Следует заметить, что в ходе анкетирования выяснилось, что 2 студента группы ГМУ-201 и один студент ЗУ-201 не пользуются мобильным телефоном вообще. В ходе анализа выяснилось, что большинство молодых людей пользуются мобильным телефоном для звонков, но есть те, кому в большей степени мобильный телефон нужен для прослушивания музыки, выхода в интернет.
Далее мы задали главный вопрос анкетирования: услугами какого оператора сотовой связи пользуется студент?
Выяснилось, что большинство опрашиваемых студентов пользуются услугами сотового оператора МТС – 15 студентов, 11 студентов отдали предпочтение – «Мегафон», и всего лишь 3 студента пользуются услугами «Билайн», а вот «Смартс» никто не пользуется из числа опрошенных.
Исследования показали, что основным критерием выбора того или иного сотового оператора у студентов является удобство тарифных планов, второе место занимает цена услуг сотовых операторов, и только на третьем месте стоит качество и зона покрытия сети.