СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества социальная активность является одним из важнейших качеств личности, обеспечивающая возможность для сознательной, созидательной и плодотворной деятельности. Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Общество заинтересовано в воспитании социально-активных граждан, т.к. развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания. В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного. Социальный заказ системе дополнительного образования, определенный Законом Российской Федерации «Об образовании», национальной доктриной «Наша новая школа», «Национальной доктриной образования в России на период до 2025г.», ориентирует учреждения дополнительного образования детей на обеспечение и развитие социальных качеств воспитанников. Государственная молодежная политика ХМАО-Югры как отрасль социальной политики в целом сформирована не так давно. Югра - один из немногих субъектов РФ, где учреждения дополнительного образования, участвуя в различных специализированных программах и проектах, активно включают молодежь в социальную среду, тем самым развивая свои коммуникативные навыки, приобретая опыт общения, определяя свое место и функции в структуре общества. Включаясь в деятельность учреждений дополнительного образования, подростки приобретают новые ценностные ориентиры, расставляют приоритеты, овладевают определенной социальной ролью или несколькими ролями, находят свое место в обществе, свои возможности для самореализации. Дополнительное образование способствует социализации детей и подростков, путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике.

Деятельность муниципального бюджетного образовательного учреждения Районного центра дополнительного образования детей «Спектр» заключается в дополнении школьного образования в целом, осуществление образовательного процесса как в п. Излучинске, так и на базе 17 образовательных учреждений района. В МБОУ РЦДОД «Спектр» воспитательно-образовательная деятельность осуществляется на основе реализации дополнительных образовательных программ по 6 направлениям: художественно-эстетическое, социально-гуманитарное, туристко-краеведческое, спортивно-техническое, физкультурно-оздоровительное, биолого-экологическое. В «Центре» всего 114 объединений, в них занимается 1480 детей, из низ 35% - подростки. Занимаясь в детских объединениях во внеучебное время, подростки не только приобретают знания по направленностям, но и участвуют в мероприятиях различного уровня. Более 55% от общего числа программ составляют профориентационные программы, что отражает основную воспитательную направленность центра – профессиональное самоопределение подростков. 35% программ составляют типовые программы, 65% программ – модифицированные. Особенностью программ художественно-эстетической направленности является эстетическое освоение окружающего мира средствами изобразительного, декоративно-прикладного и музыкального творчества. Имеет значение целостность реализации образовательных программ. Все они связаны системой воспитательной работы, системой социально-ориентированных праздников. Изначально в учебно-тематические планы закладываются понятия добра, эстетики, умения ценить красоту, решаются вопросы композиции, гармонии, дети учатся видеть то, что другие не видят. Формы реализации программы разные: лекции, практические занятия, конференции, дискуссии, презентации, КТД, художественные салоны. Участники подпрограмм, детских объединений неоднократно встречаются для планирования, проведения и подведения итогов общих дел. Старшие являются организаторами дел младших кружковцев. Создаются творческие группы и Советы дела из педагогов и ребят. Активную роль играют родители как равноправные участники и помощники. Анализ последних лет подтверждает, что воспитательная работа в учреждении дополнительного образования, направленная на развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и потребности подростков в различных видах творческой деятельности, как индивидуально, так и в коллективном творчестве.

Воспитательно-образовательная деятельность, осуществляемая педагогами в сотворчестве с детьми, по целеполаганию направлена на развитие творческого мышления и творческого потенциала детей и подростков, на воспитание трудолюбия, социальной активности.

Огромное значение в организации воспитательной деятельности учреждения имеет творческое отношение педагогов дополнительного образования к сотрудничеству с подростками, проявляющееся в проектировании образовательного маршрута детского объединения и отдельного ребенка, создания творческих работ, участия в научно-практических конференциях со своими собственными авторскими проектами, мероприятиях различного уровня. Педагог, занимаясь с заинтересованными детьми, имеет возможность широко приобщать их к художественно-эстетической деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо, чтобы все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования были направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Личный пример педагога, достигающего высоких результатов в своем профессионально-предметном росте, является убедительнее всех слов. Творческий подход к определению индивидуального образовательного маршрута позволяют педагогам МБОУ РЦДОД «Спектр» достигать значительных результатов в художественно-эстетической деятельности. Сравнительный качественный и количественный анализ за 3 года результативности показывает положительную динамику.

Задачи формирования социальной активности детей в данном учреждении дополнительного образования детей реализуются на основе социального и творческого проектирования с учетом особенностей учреждения дополнительного образования детей; высокий уровень профессионализма педагогов, проявляющийся во владении воспитательными технологиями.

Воспитательные действия и мероприятия, как бы хороши они ни были сами по себе, не обеспечивают глубоких и прочных результатов, если применяются одноразово от случая к случаю, вне системы. Именно поэтому многие мероприятия стали уже традиционными.

Участие подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, способностей учащихся, воспитывает у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.

Литература

  1. Баталова Н.Л. Перспективы развития дополнительного образования молодежи в Тюмени. // Теория и практика дополнительного образования. – 2010. - №7 (297). – С. 19-20

  2. Голубев Н.К. Коллективная художественно-эстетическая деятельность как средство формирования общественной активности старшеклассников // Автореф. дис. к.п.н. М., 1993. - 29с.

  3. Кудашов Г.Н. Формирование и развитие интереса детей и молодежи к участию в образовательных программах УДО // Информационно-методический журнал «Внешкольник» №6. 2009г.

  4. Семёнова Е.Г. Особенности развития активной личности подростков в учреждениях дополнительного образования // Теория и практика дополнительного образования. - 2010. - № 10 (298). - С. 30-33.

  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Народное образование. – 2005. – №2. – С. 248-252.

4

Просмотров работы: 1747