Деятельность муниципального бюджетного образовательного учреждения Районного центра дополнительного образования детей «Спектр» заключается в дополнении школьного образования в целом, осуществление образовательного процесса как в п. Излучинске, так и на базе 17 образовательных учреждений района. В МБОУ РЦДОД «Спектр» воспитательно-образовательная деятельность осуществляется на основе реализации дополнительных образовательных программ по 6 направлениям: художественно-эстетическое, социально-гуманитарное, туристко-краеведческое, спортивно-техническое, физкультурно-оздоровительное, биолого-экологическое. В «Центре» всего 114 объединений, в них занимается 1480 детей, из низ 35% - подростки. Занимаясь в детских объединениях во внеучебное время, подростки не только приобретают знания по направленностям, но и участвуют в мероприятиях различного уровня. Более 55% от общего числа программ составляют профориентационные программы, что отражает основную воспитательную направленность центра – профессиональное самоопределение подростков. 35% программ составляют типовые программы, 65% программ – модифицированные. Особенностью программ художественно-эстетической направленности является эстетическое освоение окружающего мира средствами изобразительного, декоративно-прикладного и музыкального творчества. Имеет значение целостность реализации образовательных программ. Все они связаны системой воспитательной работы, системой социально-ориентированных праздников. Изначально в учебно-тематические планы закладываются понятия добра, эстетики, умения ценить красоту, решаются вопросы композиции, гармонии, дети учатся видеть то, что другие не видят. Формы реализации программы разные: лекции, практические занятия, конференции, дискуссии, презентации, КТД, художественные салоны. Участники подпрограмм, детских объединений неоднократно встречаются для планирования, проведения и подведения итогов общих дел. Старшие являются организаторами дел младших кружковцев. Создаются творческие группы и Советы дела из педагогов и ребят. Активную роль играют родители как равноправные участники и помощники. Анализ последних лет подтверждает, что воспитательная работа в учреждении дополнительного образования, направленная на развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и потребности подростков в различных видах творческой деятельности, как индивидуально, так и в коллективном творчестве.
Воспитательно-образовательная деятельность, осуществляемая педагогами в сотворчестве с детьми, по целеполаганию направлена на развитие творческого мышления и творческого потенциала детей и подростков, на воспитание трудолюбия, социальной активности.
Огромное значение в организации воспитательной деятельности учреждения имеет творческое отношение педагогов дополнительного образования к сотрудничеству с подростками, проявляющееся в проектировании образовательного маршрута детского объединения и отдельного ребенка, создания творческих работ, участия в научно-практических конференциях со своими собственными авторскими проектами, мероприятиях различного уровня. Педагог, занимаясь с заинтересованными детьми, имеет возможность широко приобщать их к художественно-эстетической деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо, чтобы все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования были направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Личный пример педагога, достигающего высоких результатов в своем профессионально-предметном росте, является убедительнее всех слов. Творческий подход к определению индивидуального образовательного маршрута позволяют педагогам МБОУ РЦДОД «Спектр» достигать значительных результатов в художественно-эстетической деятельности. Сравнительный качественный и количественный анализ за 3 года результативности показывает положительную динамику.
Задачи формирования социальной активности детей в данном учреждении дополнительного образования детей реализуются на основе социального и творческого проектирования с учетом особенностей учреждения дополнительного образования детей; высокий уровень профессионализма педагогов, проявляющийся во владении воспитательными технологиями.
Воспитательные действия и мероприятия, как бы хороши они ни были сами по себе, не обеспечивают глубоких и прочных результатов, если применяются одноразово от случая к случаю, вне системы. Именно поэтому многие мероприятия стали уже традиционными.
Участие подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, способностей учащихся, воспитывает у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.
Литература
Баталова Н.Л. Перспективы развития дополнительного образования молодежи в Тюмени. // Теория и практика дополнительного образования. – 2010. - №7 (297). – С. 19-20
Голубев Н.К. Коллективная художественно-эстетическая деятельность как средство формирования общественной активности старшеклассников // Автореф. дис. к.п.н. М., 1993. - 29с.
Кудашов Г.Н. Формирование и развитие интереса детей и молодежи к участию в образовательных программах УДО // Информационно-методический журнал «Внешкольник» №6. 2009г.
Семёнова Е.Г. Особенности развития активной личности подростков в учреждениях дополнительного образования // Теория и практика дополнительного образования. - 2010. - № 10 (298). - С. 30-33.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Народное образование. – 2005. – №2. – С. 248-252.
4