ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным?

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Рис. 1. Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетикофонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему нашего исследования - формирование словарного запаса дошкольников, диагностика нарушений сенсомоторной деятельности детей и наиболее эффективные средства, обеспечивающие их развитие.

Были поставлены задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по развитию речи, и сенсомоторики дошкольников, взгляды известных отечественных и зарубежных психологов и педагогов по данной теме.

2. Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы развития мелкой моторики и формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.

3. Использовать методику М. Монтессори в работе с детьми для развития мелкой моторики, как средства повышения эффективности формирования словарного запаса у дошкольников.

4. Подобрать методы работы по диагностике нарушений мелкой моторики, и формирования словарного запаса у дошкольников.

5. Проанализировать результативность педагогического опыта.

Работа проводилась в специализированном учреждении МБДОУ ДСКВ № 66 «Забавушка» г. Нижневартовска, где подбор детей разнообразен по диагнозам, развитию психических сторон, социальной среде, уровню подготовки.

Учреждение целенаправленно и серьезно работает над проблемами развития детей, над преодолением и коррекцией различных отклонений, которые являются следствием неврологической патологии.

Прежде, чем попасть в наш детский сад, дети проходят медико-психолого-педагогическую комиссию, которая определяет, есть или нет показания для посещения специализированного учреждения. В нашем саду дети находятся под постоянным наблюдением специалистов – медиков: невропатолога, детского психолога, педиатра. По показаниям врачей проводятся курсовые лечения. Кроме медикаментозного воздействия дети получают комплекс оздоровительных процедур: массаж, лечебная физкультура, ванны, циркулярный душ, сауна, физиопроцедуры. В тесном контакте с врачами работают педагоги: воспитатели, логопеды, психолог, музыкальные руководители, инструкторы по плаванию и физической культуре. Весь этот большой коллектив работает в единой системе, осуществляя главную цель: формирование полноценной личности ребенка, имеющего проблемы в развитии.

Методологической основой, позволяющей решить данные задачи, явились исследования педагогов и психологов в области общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода - одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец); учение об общих и специфических особенностях аномального развития (В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (П.К. Анохин, Л.С. Выготский); учение о коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова); сенсорное развитие дошкольников (М. Монтессори), парциальная программа О.С. Ушакова «По развитию речи», программа М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучение в детском саду», а также учёт Федеральных Государственных Требований. Поскольку Федеральные государственные требования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы, значительно повышается роль создания речевой развивающей среды.

На основе метода М. Монтессори была разработана педагогическую технологию развития мелкой моторики для детей с различными отклонениями.

Цельпедагогической технологии:

Развитие речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.

Задачи технологии:

- создать условия для ситуативно-делового, личностно- организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя;

- создать специальную жизненную среду для детей, наполненную интересными и необычными объектами, дающими много самых разных ощущений: тактильных, зрительных, звуковых, используя монтессори-материалы, способствующие развитию речи детей;

- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;

- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;

- способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения;

- развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Работа строилась поэтапно:

1 этап – организационный (Сентябрь 2011-декабрь 2012)

Содержание работы:

Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

Подбор методического материала по заявленной теме.

Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей.

Организация кружковой работы «Умелые ручки».

Разработка конспектов презентаций, занятий, бесед, познавательных игр, сценариев.

Разработка анкет для родителей по определению творческого интереса.

2 этап – диагностический (Сентябрь 2011 -октябрь 2012)

Содержание работы:

Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей, а также развитие речи.

Анкетирование родителей с целью выявления творческого интереса.

3 этап – практический (Октябрь 2011- апрель 2012)

Содержание работы:

Разработка технологии использования методики М. Монтессори для развития мелкой моторики детей.

Реализация планов работы кружка «Умелые ручки» с детьми моей группы.

Создание кружковой работы «Школа М. Монтессори в домашних условиях», как эффективная деятельность работы с родителями.

Составление сборника конспектов презентаций, занятий, бесед, познавательных игр, сценариев, развлечений.

Разработка консультативного материала, занятий – презентаций для родителей.

Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей группы.

Организация для родителей практико-ориентированных презентаций в целях заинтересованности к совместной продуктивной деятельности с детьми.

Организация и совместное проведение мастер-класса для родителей «Изготовления кукол – травниц».

4 этап – итогово-обобщающий (май 2012)

Содержание работы:

Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.

Анализ эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук и развития речи у детей.

Итоговый эксперимент.

Разработка методических рекомендаций.

Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, отражающих содержание работы с детьми.

Систематизация конспектов презентаций-занятий продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики.

Составление картотеки игр и упражнений на развитие: мелкой моторики пальцев рук, слухового внимания, связной диалогической и монологической речи, речевого дыхания, укрепления артикуляционного аппарата, основных психических процессов (памяти, внимания, воображения).

Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей.

Основные принципы работы:

  • принцип индивидуального подхода – учёт индивидуальных потребностей, возможностей и способностей ребёнка в ходе деятельности;

  • принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на развитие моторики, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

  • принцип комплексности и интегрированности – решение сенсомоторных задач в системе всего образовательного процесса;

  • принцип активности, сознательности – участие коллектива группы и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по развитию моторики и речи детей;

  • принцип адресованности и преемственности поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья детей;

  • принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

Благодаря нетрадиционной методике М. Монтессори, в основе которой лежат повседневные дела, ребёнок приобретает не только необходимые ему навыки, но и самостоятельность, уверенность в себе. Во время выполнения этих упражнений за ребенком наблюдает взрослый. Ребенка привлекают упражнения, которые связаны с его жизнью дома. Материалы М. Монтессори помогают ребенку сделать внимание «полярным», т.е. учат его выявлять связь между предметами. Но происходит это при постоянном повторении упражнений. Постепенно ребенок начинает понимать суть той или иной деятельности.

Активное сотрудничество с родителями обеспечивает преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи.Такая работа способствует вовлечению семей воспитанников в единое педагогическое сообщество «дети-родители-педагоги», формируя активную позицию в вопросах воспитания.

Проведя диагностику на начальном этапе, были получены такие результаты: развитие речи детей – в - 15%, с – 37%, н – 48% ; мелкая моторика – в – 5%, с – 25%, н - 70%, ; усвоение программы – в – 16%, с – 28%, н - 44% .

Все дети отличались бедным словарным запасом. На низком уровне находилась связная речь. Кроме того при обследовании было выявлено нарушение тех или иных психических процессов. С самого начала дети очень тяжело адаптировались к условиям группы.

Практически все дети наблюдались у невропатолога. Дети не могли сидеть на НОД, часто отвлекались, капризничали, были не организованы. Практически никто из детей не умел держать карандаш, выполнять элементарные пальчиковые пробы, расстегнуть или застегнуть пуговицу и молнию. Мышцы кисти и пальцев рук были настолько слабы, что карандаш постоянно падал на пол, нажим был слишком слабым. В другом случае мышцы кисти и пальцев руки находились в постоянном напряжении. Дети плохо владели своими пальчиками, не могли расслабить их.

За период реализации технологии с сентября 2011 по май 2012 года отмечена положительная динамика в формировании развития сенсомоторики и развития речи детей. В диаграмме представлены результаты мониторинга:

Рис. 2. Результаты мониторинга реализации технологии

Результаты освоения воспитанниками образовательной программы: высокий уровень составил в 2011-октябрь, составил – 80%, а в 2012 – май – 88%; а также дети показали хорошие результаты по развитию мелкой моторики: высокий уровень по развитию мелкой моторики в 2011- октябрь составил -75%, а в 2012 –май - составил 87%. Разработанная и апробированная технология позволила повысить уровень речевого развития к концу учебного года на 65%.

   

Рис. 3, 4. Организация работы в ДОУ

Развитие мелкой моторики, благотворно влияет на адаптацию детей к ДОУ, повышает эмоциональное самочувствие ребенка. На протяжении всего учебного года, прослеживается положительная динамика развития мелкой моторики рук. Постепенно кисть руки приобретает гибкость, появляется согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными. Уровень развития мелкой моторики продолжает расти. По мере того как развивается рука ребенка, наблюдается положительное изменение в развитии речи детей, психических функций (памяти, внимания, мышления) интеллекта и физического здоровья. В дальнейшей работе предполагаю: продолжать развивать мелкую моторику и готовить руку ребенка к письму.

Полученные результаты доказывают, что апробированный механизм реализации технологии может применяться в практической деятельности воспитателей детских садов компенсирующего вида для детей с различными отклонениями в развитии.

7

Просмотров работы: 4262