Сущность культурно-досуговой компетентности старшеклассников раскрывается через её структуру и представлена когнитивным, мотивационно-потребностным, предметно-практическим компонентами.
Дополнительное образование имеет существенный потенциал для становления и развития компонентов культурно-досуговой компетентности обучающихся по программам дополнительного образования и объективно больше ориентировано на реальные интересы, запросы, потребности детей разного возраста.
- Педагогический состав УДОД уникален тем, что его основу составляют профессионалы в той или иной области деятельности (экология, искусство, наука, спорт и т.п.).
- Формы организации образовательного процесса, как правило, ориентированы на включение обучающегося в реальную деятельность.
- Сложился определенный стиль построения отношений обучающийся - педагог дополнительного образования - родитель, который характеризуется взаимным уважением, взаимообогащением.
- Существует разнообразная и многоуровневая система проявления компонентов культурно-досуговой компетентности (смотры, конкурсы, выставки детского творчества, фестивали, соревнования и т.д.).
Процесс формирования культурно-досуговой компетентности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей обеспечивается реализацией педагогических условий.
В качестве педагогических условий эффективности процесса формирования культурно-досуговой компетентности обучающихся определены:
- широкий спектр направлений и свободный выбор культурно-досуговой деятельности;
- практико-деятельностный характер образовательного процесса;
- направленность на результативность культурно-досуговой деятельности.
На этапе побуждения к самореализации ведущее условие - практико-деятельностный характер образовательного процесса (способствующее развитию когнитивно деятельностного компонента через практическое освоение образовательных областей).
На этапе освоения социокультурного опыта обучающиеся стимулируется развитие мотивационно-потребностного компонента через расширение пространства самореализации и удовлетворение индивидуальных потребностей в разных направлениях культурно-досуговой деятельности.
Ведущим условием на этапе презентации индивидуального опыта является направленность на результативность культурно-досуговой деятельности (стимулирующее развитие предметно-практического компонента через обеспечение возможности успеха в выбранном направлении культурно-досуговой деятельности, получение положительных эмоций, возможности осознать себя, свои предпочтения).
Важным аспектом в реализации выявленных педагогических условий процесса формирования культурно-досуговой компетентности является позиция педагога, которая в учреждении дополнительного образования детей определяется гибкой системой отношений совместного творчества (А.М. Саранов, Г.И. Гузева, 2002); сотрудничеством, ориентированным на личностное развитие школьников, при этом учитывающее их уникальность и индивидуальность (Л.А. Турик, 2004), предоставление возможности проявить себя, пережить ситуацию успеха (Н.В. Клёнова, 2005); совместным поиском ценностей (Н.М. Борытко, 2006).
Социальная значимость культурно-досуговой компетентности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей детей и уровень удовлетворённости и приобретении опыта социального взаимодействия.
В районном центре дополнительного образования раздел образовательных программ «Социальная практика» предусматривает развитие творческой активности обучающихся, совместное проведение мероприятий с учётом плана воспитательной работы Центра. Обучающиеся могут быть не только участниками этой деятельности, но и сами инициируют культурно-досуговую деятельность через мастер-классы, экскурсии, акции, тематические выставки и концерты.
Таким образом, для становления культурно-досуговой компетентности обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования является максимальная реализация развивающих досуговых программ, в основе которых лежит принцип организации, массовости, включения незадействованных групп. Совершенствование организации культурных форм досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации.
Литература
Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход – М., ГУ ВШЭ, 2002г.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.
Становление культурно-досуговой компетентности студентов – будущих специалистов социально- культурной сферы / В.И. Тислянкова // Вектор науки Тольятинского государственного университета: научно-практический журнал.- 2011. - № 3 (6). - С. 302 - 304. - (Педагогика, психология)