Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
По заверениям ученых, ХХI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудие и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод.
В процессе приобщения детей к художественной литературе на базе МБДОУ № 68 г. Нижневартовска был разработан и реализован образовательный проект «Откуда пришла книга». Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, мы обсуждали с детьми, о чем они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, были определены цель и задачи, которые стояли перед педагогами; а также цель для детей – узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках. Совместно с детьми было принято решение ответить на все поставленные вопросы. Продолжительность реализации проекта составила 2 месяца.
В течение этого времени с детьми проводились мероприятия, включающие в себя познавательно-поисковую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Для расширения и уточнения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров «Сейчас узнаем». При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга и кто помогает в ее появлении, затем представляли ее для детей.
Так, силами родителей, была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему «От гусиного пера до современной авторучки», где дети познакомились с историей первых книг.
Полученные детьми знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный коллаж «Так создается книга».
Рис. 1. Коллаж «Так создается книга»
Одной из тем познавательных вечеров стала тема «Где живут книги», на которую была приглашена библиотекарь городской детской библиотеки «Читай – город», с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении трех последних лет. Она рассказала детям о своей профессии и пригласила детей посетить библиотеку.
На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. При проведении театрализованных игр, дети показывали свои знания произведений художественной литературы.
Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ была проведена акция «Пришли мне чтение доброго», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп. Так, книжные уголки групп были пополнены детской литературой по жанрам (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); разным типам (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-вырубки, книжки-панорамы). В соответствии с рекомендациями реализуемой в ДОУ программы, в группе старшего возраста выделены отдельные полочки «Полочка умных книг», «Читаем сами».
Часть книг была передана в библиотеку детского сада, которая представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами.
Рис. 2. Библиотека ДОУ |
Рис. 3. Тематический рубрикатор библиотеки |
В библиотеке проводятся экскурсии, выставки и специальные «библиотечные занятия», которые способствуют формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений.
В рамках реализации проекта в образовательном учреждении был проведен конкурс «Книги своими руками», где дети совместно с родителями изготавливали книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.
Рис. 4. Выставка-конкурс «Книги своими руками» |
Так, на групповую традицию «Встречу с интересными людьми», в группу была приглашена мама по теме встречи «Как можно оформить книжную обложку». Она показала детям свои работы, сделанные в технике «изонить» и научила детей, как с помощью иголки и нитки сделать на картоне красивые звездочки. Работа увлекла детей, вызвала большой интерес, потом было решено все детские работы объединить в одну книгу «Парад звезд». Каждая страничка книги рассказывает о двадцати ребятах, об их любимых занятиях, увлечениях.
По результатам смотра-конкурса, проведенного в детском саду, лучшие работы приняли участие в городском конкурсе «Книжки – малышки», который был организован городской телекомпанией «Транзит» в городской библиотеке. Пять книжек получили призы от телекомпании. Дети и их родители были приглашены на торжественное вручение призов.
При ознакомлении детей с художественной литературой детей знакомим с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др.
При этом для привлечения интереса детей к содержанию художественных произведений мы используем методмоделирования, который позволяет лучше понять его содержание, последовательность происходящих событий. Так, при знакомстве детей со сказками, рассказами используются модели «Волшебные кружочки», моделирование из геометрических фигур. После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по кол-ву персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. По выстроенным моделям дети пересказывают произведения. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказки, рассказы родителям. Постепенно модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.
При проведении познавательных вечеров «В этот вечер у нас» мы знакомили детей со сказками народов Севера.
К празднованию дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа в детском саду был проведен конкурс инсценировок по сказкам народов ханты и манси. В подготовке к данному конкурсу активно привлекались родители: готовили костюмы, декорации, подбирали музыкальное сопровождение. Победители данного конкурса были отмечены грамотами, а лучшие инсценировки были показаны в телепрограмме «Все дело в детях» по городскому телеканалу «Транзит».
Организуемые нами мероприятия в рамках образовательного проекта позволили нам повысить у детей интерес к художественной литературе. Дети могут самостоятельно занять себя в книжном уголке, любят слушать, когда им читают взрослые.
Сравнительные результаты мониторинга показывают положительную динамику формирования представлений у детей о том, как создается книга, ее составные части, профессии людей, которые принимают участие в издании книги, ее хранении. Ребенок может назвать и различает разные жанры художественных произведений, их авторов.
Рис. 5. До реализации проекта |
Рис. 6. После реализации проекта |
Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на педагогов, детей и родителей. Погрузившись в жизнь и проблемы дошкольного учреждения, все получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, осталось удовлетворение от совместной работы
Литература
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – синтез, 2005.
2. Гриценко З.А. Пришли мне чтение доброго. – М.: Просвещение, 2003.
3. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. – М.: Просвещение, 2003.
4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинов В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.