ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Герасимова В.Д. 1, Кузьменко И.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона РФ — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [1].

Но важно, не только то, что это безвозмездный труд, а то, что он способствует развитию самого волонтера. Волонтерство (в русской терминологии - добровольчество) – «это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан – добровольцев» [8].

История волонтерства на Руси очень долгая и извилистая, но главное в начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться.

Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством как ответственность. На сегодняшний день институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества.

Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала [3].

Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. В Декларации особо подчеркивается, что волонтерство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ. Оно должно способствовать улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей. Совместная деятельность волонтеров осуществляется, как правило, в рамках разного рода ассоциаций, способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества, более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий[3].

Добровольчество – это эффективное средство воспитания, социализации и самореализации личности, что очень важно для формирования профессионально-личностных качеств будущих специалистов, особенно профессиональная деятельность которых по определению социально значимая и общественно важная, таких, как социальные педагоги.

Участие студентов в добровольческой деятельности, как отмечает Е.С. Азарова, приводит к возникновению различных психологических эффектов: позитивное изменение коммуникативного сознания и коммуникативных умений, развитие эмпатии, творческого потенциала личности, формирование социальной активности, направленной на изменение и преобразование окружающей действительности [1]

Во время обучения в педагогическом вузе студенты знакомятся с формой и содержанием волонтерской деятельности, учатся работать в команде волонтеров при использовании педагогических технологий в социальной сфере, в том числе в образовательной среде, овладевают приемами эффективной групповой и индивидуальной коммуникации, практическими навыками использования различных педагогических технологий в волонтерской деятельности.

Деятельность волонтеров решает одновременно две задачи: во-первых, способствует успешной социализации воспитанников социальных учреждений, в которых работают волонтеры, и, во-вторых, сами волонтеры приобретают бесценный опыт деятельности, оказывая помощь другим. Участие студентов в работе волонтерского отряда создает предпосылки для их профессионального самоопределения, обеспечивает их самореализацию во внеучебной деятельности, способствует расширению границ профессионального творчества и формированию профессиональных компетенций. Опыт, приобретаемый в волонтерской деятельности, ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Молодой человек, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, будет созидателем, сможет работать в команде, вести и быть ведомым, то есть человеком, обладающим лидерской позицией [5].

Одним из основных недостатков в подготовке педагогов на сегодняшний день выступает господство в высшей школе так называемого знаниевого (гностического) подхода, в рамках которого основной образовательной задачей считается формирование у студентов прочных научнопредметных знаний. Подобное положение вещей неоднократно подвергалось критике. Зачастую, процессе обучения студенты имеют дело не с содержанием профессиональной деятельности, а с научными предметами. Учебная деятельность в традиционном педагогическом образовании оказывается «нейтральной» по отношению к предмету будущей профессиональной деятельности. В результате обучения мы имеем (в лучшем случае) знатоков, эрудитов в конкретной области знания, но не субъектов целостной педагогической деятельности. Реальная профессиональная деятельность характеризуется многообразием контекстов применения знаний, комплексным характером педагогических ситуаций, требующих системного их использования, что делает невозможным прямой перенос знаний в практику.

Таким образом, общество нуждается в такой системе образования, которая: способна реализовать свои функции в открытом социуме, не ог­раничиваясь рамками образовательного учреждения; осознает необходимость своего влияния на развитие социаль­ной активности молодых людей для искоренения инфантилизма, ижди­венчества во всех формах его проявления, потребительской психологии; функционально подготовлена к социально-педагогической рабо­те со всеми категориями людей: детьми, взрослыми; к осуществлению партнерства со специалистами социальных служб, работодателями.

Эти условия обеспечивает добровольческая деятельность студентов в разных волонтерских объединениях.

Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность будущих педагогов сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствует развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, развитию у них активной жизненной позиции и профессионализма [4].

Волонтерство позволяет познакомиться с большим кругом самых разных групп населения, как правило, интересных и активных людей. При организации даже небольшой акции приходиться контактировать и с государственными органами, и с некоммерческими организациями, инициативными людьми города и часто с бизнесом, если необходимы дополнительные средства. В ходе такой работы складываются партнерские отношения, завязываются знакомства, есть возможность увидеть работу данных организаций изнутри, получить необходимый опыт и рекомендации совершенно бесплатно. Волонтерская работа постоянно формирует вызовы для ее участника, поэтому, выполняя ее, он развивается.

Кроме того, добровольческая деятельность позволяет знакомиться с очень разнообразными сферами жизни, о которых студенты могли и не подозревать. Границы их жизненного пространства значительно расширяются. Волонтёрские детские и молодежные объединения привлекательны для современных школьников и студентов, обеспечивая им возможность свободного общения и интересных дел со сверстниками.

Реальное участие в жизни общества не проходит для молодежи бесследно, приобретенный опыт ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Молодой человек, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, будет созидателем, сможет работать в команде, вести и быть ведомым, то есть человеком, обладающим лидерской позицией.

Именно волонтерское объединение создает многомерную образовательную социокультурную среду развития и социального и профессионального становления будущих социальных педагогов.

Список литературы

  1. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. - 2008. - 192 c..

  2. Всемирная декларация добровольчества [Электронный ресурс] //: сайт. ‒ URL: http://volonte.ru/2008/12/19/ (дата обращения 16.01.2013)

  3. Всеобщая декларация прав человека //: сайт. ‒ URL: http:/ /www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 16.01.2013)

  4. И.В.Кузьменко Добровольческая деятельность студентов педагогического вуза в их профессиональном становлении //Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в вузе – Кострома, 2011, с. 164-169.

  5. Кузьменко И.В., Баркунова О.В.Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2012. - №8. – С. 88-91.

  6. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1993.

  7. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое пособие. – М.: ООО «Изд-во «Проспект», 2010. – С.20.

Просмотров работы: 5641