ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.

Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Г.Г. Григорьевой, Е.А.Дубровской, С.А.Козловой, Т.С. Комаровой, Е.М. Торшиловой, Т.Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.

Исследования В.Н. Аванесовой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А.Венгера, М.И. Волошиной, Е.И.Тихеевой, Д.Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

На основании анализа образовательных программ ДОУ определены образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», в которых в наибольшей степени организуется художественно-эстетическое образование старших дошкольников и используются дидактические игры. Также программы определяют формы работы с детьми при использовании дидактических игр: это непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей, проведение режимных моментов.

Анализ литературы и образовательных программ ДОУ позволяет выделить следующие три критерия для оценки уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: художественно-познавательный, эмоционально-оценочный и творческо-деятельностный.

Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

На основе рекомендаций Н.А. Ветлугиной и А.Г. Гогоберидзе и в соответствии со структурой художественно-эстетической деятельности были определены критерии и показатели художественно-эстетического развития старших дошкольников.

На основе критериев и показателей были определены уровни художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и проведена диагностика.

На основе выявленных данных, была разработана технология по художественно-эстетическому развитию детей с помощью специально подобранных и систематизированных дидактических игр.

Основная цель разработанной технологии – художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр.

Работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр делится на 3 этапа.

Первый этап технологии – ознакомительный, включает 1ый тематический блок «Путешествие по народным промыслам». Он был нацелен на развитие художественно-познавательного интереса детей, их способности осмысливать прекрасное и высказывать эстетические суждения.

В непосредственно образовательной деятельности воспитатель проводил беседы с детьми, в ходе которых знакомил детей с хохломской и гжельской росписью, дымковской, филимоновской, и каргапольской игрушками, семеновскими матрешками, павлово-посадскими платками и шалями. Использовались иллюстрации, фотографии, слайд-презентации изделий и игрушек русских мастеров; аудиокассеты с записью русских народных мелодий и народных песен, стихотворения о декоративно-прикладных промыслах. Такая работа позволила расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа, показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

На первом этапе технологии использовались следующие дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами, которые развивали художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, стимулировали способности детей к осмыслению чувства прекрасного и развивали умение высказывать эстетические суждения: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки».

Во время второго этапа реализовывался 2ой тематический блок «Творим и оцениваем».

В совместной художественно-эстетической деятельности детей и взрослых использовались пять дидактических игр: «Волшебные стеклышки», «Рисунки верёвочкой», «Мой любимый натюрморт», «Клоун», «Составь пейзаж».

После каждой дидактической игры, детские работы оценивались самими детьми. Этим развивала умения детей давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства и работам, выполненным самими детьми (своей собственной и других детей).

Дидактические игры, которые использовались на втором этапе технологии, необходимы для того чтобы в ненавязчивой игровой форме подготовить детей к практической работе в процессе ручного творчества. Эти игры многофункциональны, их использование позволяет решать задачи, направленные на формирование положительного эмоционального отношения к художественно-эстетической деятельности и развитие умения давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства и работам, выполненным самими детьми.

На третьем этапе технологии – творческо-деятельностном – шло развитие у детей потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техниками ручного труда, техническими умениями. Реализовывался 3ий тематический блок «Чудо-мастера».

На этом этапе использовались 2 группы дидактических игр:

1 группа: дидактические игры на закрепление сенсорные эталоны величины, формы, цвета. Это дидактические игры «Построим дом», «Узоры на песке»;

2 группа: дидактические игры на развитие потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техниками ручного труда. Это дидактические игры «Чудо-мастера», мини-игры «Путаница», «Что сначала, что потом», дидактические игры «Распиши платок», «Собери гжельскую розу».

В этих дидактических играх учтены и отражены возможности художественно-эстетического развития детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. В результате использования дидактических игр дети научились выделять выразительные средства матрешки и дымковской игрушки, городецкой росписи, хохломы и гжели. Дети украшают силуэты предметов необходимыми элементами, фантазируют, проявляют творческую активность, самостоятельно составляют различные композиции. Эти игры способствовали обогащению сенсорно-чувственного опыта детей, развитию их эстетического вкуса, взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра, театр, конструирование), развитию потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техническими умениями по лепке и рисованию.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети научились высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский.– М.: Академия, 2009. – 420 с.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А.Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 220 с

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.

5. Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2009. – 237 с.

Просмотров работы: 12878