ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОТОДИЗАЙНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОТОДИЗАЙНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие эстетическое культуры учащихся 5-6 классов можно достичь средствами природы, средствами труда и действительности, средствами искусства и др. В данной работе в качестве средства воспитания эстетической культуры школьников и вида эстетической деятельности исследуется фотодизайн, его эстетико-педагогические возможности, способствующие полноценному, гармоничному и целостному развитию личности. Фотодизайн являясь одним из основных средств сохранения и преобразования эстетической и общей культуры, как проявление современной цивилизации до сих пор научно не обоснован и широко и качественно не используется в учебно-воспитательной среде в виде средства наглядного обучения и средств информации, а тем более не применяется как вид эстетической деятельности детей [1].

Под «дизайном» понимается предметно-пространственная организация среды, которая одновременно обладает эстетическими, функциональными, эргономическими качествами и создает комфортные условия для человека, это обусловлено в научных исследованиях В.Л. Глазычева, Н.Н. Мосоровой, О.И. Нестеренко и др.. Нередко дизайн-деятельность рассматривается как «украшательство» человеческого окружения (арт-дизайн), однако по всей сущности она является системообразующим процессом, который основан на философском, психологическом, психофизиологическом, эргономическом, маркетинговом осмыслении, и включает художественное проектирование и организацию окружающего человека пространства (В.В. Волкова, М.С. Каган, Л.М.Холмянский, А.С. Щипанов). Наличие качественного дизайна в социальной среде становится основой проявления высокой эстетической культуры общества, а так же личности.

На основе научных работ И.А. Головни, В.Л. Глазычева, Б.М. Кисина, С.А. Морозова и др. выявлено, что оформленная фотография с момента своего появления применялась и в образовании (учебные пособии, литература справочники, молитвенники, популярные брошюры, журналы, плакаты, видовые открытки, календари и т.д.) и способствовала не только познанию окружающего мира, но и эстетическому становлению личности. В фотодизайне как синтезе искусств используется множество изобразительно-выразительных средств, которые условно можно разделить на две группы: изобразительно-выразительные средства фотографии (Л.П. Дыко, А.Д. Головня, Н.Д. Панфилов) и средства графического дизайна (О.И. Нестеренко, Э.Т. Романычева, О.Г. Яцюк). Со временем эти средства синтезировались и приобрели свою специфику, присущую именно фотодизайну [19]. Основными изобразительно-выразительными средствами, которые доступны восприятию школьников, являются внешняя и внутренняя форма (внешний вид средства наглядного обучения или информации, формат, фактура материала, из которого сделана работа, композиция, линейная и тональная перспективы, цвет, шрифт и др.), технические средства фотодизайна (величина плана, ракурс, границы кадра, фотоосвещение, фотоэффекты: изогелия, фото-графика, коллаж, фотограмма, буклет, проспект, календарь и пр.).

На основе определения исторически обусловленной педагогической ценности фотодизайна, его изобразительно-выразительных средств выявлены основные эстетико-педагогические возможности фотодизайна:

  • Обогащение личностного эстетического опыта школьника эстетическими представлениями, эстетическими эмоциями в процессе взаимодействия с синтезом искусств и в процессе проектирования эстетической деятельности, её конечного результата; осмысление учащимися через фотографию и текстовое пояснение художественно-культурного мира и самого себя;

  • Воспитание у личности эстетических, нравственных и интеллектуальных способностей: фотографическое изображение есть продукт взаимодействия эстетической реальности и эстетико-творческих способностей создателя фотокартины, а учащемуся в фотодизайнерской деятельности необходимо отобрать материал, придать ему форму, композиционно правильно организовать материал и оформить его;

  • Самовыражение учащихся в процессе фотодизайна: возможность использования любой реальности (фантастической или правдоподобной) в проекте и переносе в нее себя;

  • Воспитание в процессе фотодизайнерской деятельности чувства цвета, формы, линии, ритма, симметрии, интереса не только к экспериментированию с художественными материалами, но и эстетического интереса к их свойствам, самому процессу;

  • Создание самостоятельного творческого продукта: освоение навыков отбора соответствующего замыслу изобразительно-выразительного материала и организация его в композиционное единство.

Исходя из методологического принципа единства сознания и деятельности, согласно которому психика не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней, в процессе восприятия фотодизайна: средств наглядного обучения (книжки, картинки, план-схемы, дидактические раздаточные материалы и игры и т.д.), средств наглядной информации (выставки, экспонаты, плакаты, календари и т.д.) в фотодизайн-деятельности (создание работ с использованием фотографии, рисунка, аппликации, конструирования настольно-печатных игр и т.д.) осуществляется не только эстетическое, но и общее развитие личности.

Таким образом, воспитание эстетической культуры у школьников средствами фотодизайна представляет собой передачу эстетического опыта, отраженного в фотографических изображениях, текстовых пояснениях и в процессе фотодизайнерской деятельности, которая вовлекает ребенка в эстетически насыщенный процесс самореализации: воплощение своих фантазий, замыслов и желаний, создать эстетически значимые не только для себя, но и других продукты творческой деятельности (открытки, календари, альбомы, буклеты, генеалогические древа и т.д.) [1].

Примером реализации педагогических возможностей фотодизайнадля развития эстетическойкультуры учащихся 5-6 классов является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Районный центр дополнительного образования детей «Спектр», который в полной мере создает условия для реализации творческих способностей детей и подростков.

В Центре ведётся богатая по содержанию и разнообразная по формам работа, включающая каждого ученика в познавательную, художественно-творческую, эстетически-обогащенную, общественно - полезную деятельность. Отдел декоративно-прикладного искусства в полной мере предлагает возможности для развития эстетического культуры, реализуя образовательные программы художественно-эстетического цикла для учащихся 5-6 классов: «Мастерская рукоделия», «Художник-оформитель», «Кристаллик», «Компьютерная графика», «Батик», «Дизайн молодежной одежды», «Ателье», «Стиллиния», «Живопись нитками», «Юный художник», «Северные мотивы», «Колорит», «Изостудия», «Хореография», «Дефиле» [2].Реализация настоящих программ предполагает комплекс организационно-педагогических, научно-методических, материально-технических условий, основными из которых являются: сохранение и развитие имеющихся детских объединений художественно-эстетической направленности; реорганизация отдельных детских объединений художественно-эстетической направленности (создание студий, ансамблей, мастерских); обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса (разработка авторских и модифицированных программ художественно-эстетического цикла); укрепление материально-технической базы детских объединений художественно-эстетической направленности.

Литература

1. Гольмгрен, Е.Б. Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. - с. 22.

2. http://www.86nvr-spektr.edusite.ru/ - интернет-сайт МБОУ РЦДОД "Спектр".

Просмотров работы: 1149