Коммуникативное взаимодействие имеет огромное значение для развития игровой деятельности старшего дошкольника. Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
Общение и игра дошкольников связаны, поэтому, формируя общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя игровую деятельность, мы способствуем развитию их общения.
Сегодня педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями. Перед ними стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с современными государственными требованиями, где необходимо помочь детям овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Так, содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Недостаточная разработанность этой важной научной проблемы делают актуальным изучение у дошкольников психологических характеристик коммуникативного взаимодействия старших дошкольников в игровой деятельности.
Значение коммуникативного взаимодействия в общем психическом развитии ребенка в том, что оно вводит ребенка в сложный по своей структуре мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок обучается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает сложные отношения с окружающими людьми.
Показателем коммуникативной компетентности является способность дошкольника строить свое языковое общение с другими детьми, учитывая интуитивно или сознательно исторически сложившиеся общечеловеческие способы выразительного поведения.
Отечественные психологи и педагоги определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности дошкольника, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно – побудительную функцию.
Результаты диагностики показали, что в большинстве дети находятся на среднем и низком уровне развития коммуникативной компетентности.
Уровень развития коммуникативного взаимодействия этих дошкольников характеризуется некоторой замкнутостью, отсутствием стремления к межличностной коммуникации; частым использованием неэффективных вербальных и невербальных средств в различных коммуникативных ситуациях; отсутствием позитивного настроя в отношении сверстников по общению и затруднениями при достижении согласия и взаимопонимания между ними.
Уровень сформированности коммуникационного взаимодействия в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста недостаточный. Знания о правилах поведения в ролевой игре неполные. Ролевая игра у старших дошкольников не всегда подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети не планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.
Исходя, из результатов диагностики разработан комплекс игр, направленных на формирование коммуникативного взаимодействия в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Рис. 1. Начальные уровни коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками
Комплекс игр, направленных на формирование коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности, можно условно разделить на 2 этапа, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Первый этап «Формирование коммуникативных умений у детей». Основной целью первого этапа стало формирование у детей представлений о средствах и способах общения. В ходе этого этапа осуществлялась развивающая работа по расширению знаний детей об окружающем мире и развитию их диалогической речи; ознакомлению детей с различными средствами и способами коммуникации.
Второй этап «Формирование эмпатических коммуникативных способностей в игровой деятельности». На этом этапе целенаправленно обучали детей применять знания и навыки речевого общения в игровых ситуациях, использовать диалогическую форму речи; обращать внимание на интонационную выразительность речи.
Проводя анализ результатов проделанной работы в ходе итоговой диагностики, следует особое внимание уделить изменениям, произошедших с дошкольниками. Наблюдалось повышение инициативности и активности ребят в совместной игровой деятельности. При помощи игр у детей наладилось взаимоотношение в группе.
Апробация разработанного комплекса игр по формированию коммуникативного взаимодействия в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста дала положительные результаты. Об этом свидетельствуют результаты диагностики.
Рис. 2. Уровни коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности показали 5 (42%) детей ЭГ и 1 ребенок (8%) КГ, 7 (58 %) детей ЭГ и 7 (58%) детей КГ продемонстрировали средний уровень, 4 (34%) детей КГ - низкий уровень культуры взаимодействия со сверстником по общению.
Результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе высокий третий уровень сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста после применения комплекса игр имеют 8 детей (67%), а в контрольной группе детей с высоким уровнем 3 детей 25%.
Средний (второй) уровень в экспериментальной группе у 4 детей (33%), в контрольной группе – у семерых детей (58%).
Первый (низкий) уровень у детей в экспериментальной группе нет, и в контрольной группе – у двоих детей (17%). В экспериментальной группе общий уровень сформированности ролевых отношений у детей старшего дошкольного возраста стал выше, чем в контрольной группе.
Сопоставлены результаты констатирующего и контрольного экспериментов для дошкольников экспериментальной и контрольной групп и выявлен значительный рост уровня сформированности коммуникативных умений и культуры взаимодействия старших дошкольников экспериментальной группы после проведенного комплекса игр: появились дети с высоким уровнем коммуникативной компетентности 5 (42 %) детей группы, увеличилось количество дошкольников со средним уровнем (с 50% до 58 %).
В контрольной группе дошкольников также отмечался определенный рост по итогам контрольного среза: повысилась доля детей со средним уровнем сформированности коммуникативной компетентности – с 42% до 58% и соответственно снизился удельный вес детей с низким ее уровнем 34%, но это является, скорее всего, результатом естественной возрастной динамики коммуникативных качеств дошкольников.
В таблице 2 результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе III уровень сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста повысился на 42% и составил 5 детей. II уровень – составил 4 детей (33%), I уровень уменьшился на 33,4%.
В контрольной группе уровень сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста претерпел незначительные изменения. III уровень - 3 (25%), II уровень увеличился на 16,4%, и составил 7 (58%)детей. I уровень уменьшился на 33% и составил 2 (17%) детей.
Таким образом, повышение результата сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста были достигнуты при организации целенаправленной работы с использованием комплекса игр, направленного на формирование коммуникативного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста, диагностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.