РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема развития интереса к лепке у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как, с одной стороны позволяет развивать познавательную активность детей, с другой – их ручную умелость.

Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.

Л.И. Божович подчеркивает, что благотворное влияние на продуктивность деятельности делает интерес особо ценным в педагогическом отношении. Интерес – это средство развития познавательных процессов дошкольников. Он положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Интерес направляет познавательную деятельность детей, особенно заметно его влияние в дошкольном возрасте [3, с.43]. Э.А.Баранова считает, что «если дети оценивают предлагае­мое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области детской деятельности, поскольку становится неважным, незначимым для них» [1, с.24].

Интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам продуктивной деятельности (рисованию, лепке, конструированию). В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ лепка входит в образовательную область «Художественное творчество». Содержание этой области направлено на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества.

Исходя из общего определения интереса как направленности личности на какую-либо деятельность, потребность в этой деятельности и положительное эмоциональное к ней отношение, под интересом дошкольника к лепке понимается сознательная устремленность ребенка к лепке, которая характеризуется такими показателями, как устойчивость, осознанность и активность.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность детей, в процессе которой они создают элементарную скульптуру, используя глину или пластилин. Лепка – увлекательное занятие для детей. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток», «шариков». Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых – облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям [4, с.6]. Овладение лепкой невозможно без развития интереса к этому виду продуктивной деятельности.

Развитие интереса у дошкольников к лепке, по мнению В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой, – это целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем – к элементарному интересу как устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс лепки [5, с.226]. Развить интерес старших дошкольников к лепке возможно только при руководящей роли взрослого, в совместной деятельности детей и взрослых.

Все это определило цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии развития интереса к лепке у старших дошкольников.

Задачи исследования конкретизировали цель и были направлены на:

- изучение литературы и состояния изучаемой проблемы в практике работы дошкольных учреждений;

- выявление уровней развития интереса к лепке у старших дошкольников;

- разработка и апробация технологии развития интереса к лепке у старших дошкольников.

Анализ литературы показал, что условиями развития интереса к лепке являются сенсорная основа: активное обследование предмета перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного (сенсорного) опыта детей, наличие творческих заданий, руководство со стороны взрослого – использование словесных и наглядных методов обучения лепке. Старшие дошкольники овладеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Овладение техникой лепки способствует достижению цели и получения результата деятельности, что приводит к удовлетворению, которое получают дети от лепки, а значит и развивается интерес старших дошкольников к лепке.

При развитии интереса к лепке в работе со старшими дошкольниками используетсясловесные, наглядные, игровые, практические, творческие методы и приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания, которые возбуждают положительное отношение к лепке и служат средствами развития интереса детей.

Во всех проанализированных нами образовательных программах ДОУ («От рождения до школы», «Детство», «Радуга») ставятся определенные задачи обучения лепке старших дошкольников, среди которых имеется задача развития интереса к лепке, указываются основные методические приемы обучения лепке. Однако в программах и методических указаниях к ним нет разработанных технологий развития интереса дошкольников к лепке.

Эксперимент по изучению уровней развития интереса к лепке у детей старшего дошкольного возраста проводился на базе МБДОУ – Детский сад комбинированного вида № 29 «Ёлочка» г. Нижневартовск. В эксперименте принимали участие 40 детей старших групп (разделенные на экспериментальную и контрольную группы), 10 воспитателей этого детского сада и 20 родителей воспитанников.

На основе степени выраженности интереса у дошкольников, которая появляется в его активности (М.Ф. Беляев [2]), устойчивости (В.И. Логинова и П.Г.Саморукова [5]), осознанности (Г.Н. Щукина [6]) нами были определены критерии и показатели развития интереса к лепке у старших дошкольников (таблица 1).

Таблица 1

Критерии и показатели развития интереса к лепке у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Устойчивость

Выбор деятельности, связанной с лепкой из всех видов деятельности.

Осознанность

Стремление наблюдать, длительно рассматривать поделки, выполненные лепкой из разных материалов, выявлять их свойства и особенности.

Ребенок мотивирует свой выбор деятельности, связанной с лепкой, проявляет положительное к ней отношение.

Активность

Активное участие по собственной инициативе в деятельности, связанной с лепкой, частое, продолжительное занятие лепкой.

Стремление вылепить поделку до конца.

На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни развития интереса детей старшего дошкольного возраста к лепке (таблица 2).

Таблица 2

Характеристика уровни развития интереса к лепке у старших дошкольников

Уровень развития интереса

Характеристика уровня

Высокий уровень – 3 балла

Из всех других видов деятельности ребенок постоянно осуществляет выбор деятельности, связанной с лепкой. У него постоянно проявляется стремление наблюдать, длительно рассматривать поделки лепки, выявлять их свойства и особенности и положительное к ним отношение. Осмысленно мотивирует свой выбор деятельности, связанной с лепкой, проявляет стремление вылепить поделку до конца. У ребенка фиксируется активное участие по собственной инициативе в деятельности, связанной с лепкой.

Средний уровень – 2 балла

Выбор деятельности, связанной с лепкой ребенок осуществляет ситуативно и не всегда выбирает эту деятельность из других видов деятельности. Также он не всегда проявляет стремление наблюдать, длительно рассматривать вылепленные поделки, выявлять их свойства и особенности. Обычно быстро переключается с деятельности, связанной с лепкой, на другую деятельность. Проявляет положительное отношение к лепке, но не всегда может мотивировать свой выбор деятельности, связанной с ней. Не всегда по собственной инициативе принимает участие в лепке. Не всегда доделывает поделку до конца.

Низкий уровень – 1 балл

Ребенок совсем не выбирает деятельность, связанную с лепкой в качестве интересной для него самого, а предпочитает заниматься другими видами деятельности. Нет положительного отношения к лепке, не наблюдается стремления длительно рассматривать вылепленные поделки, выявлять их свойства и особенности. Не может мотивировать свой выбор лепки среди других видов деятельности. Не проявляет активности к участию в деятельности, связанной с лепкой. Не доделывает поделку до конца.

Для определения уровня развития интереса к лепке у старших дошкольников использовались методы: наблюдение, беседа, диагностическое творческое задание.

Для оценки устойчивостиинтереса к лепке использовались наблюдение в уголке изобразительной деятельности и беседа. Цель наблюдения: определить, выбирает ли ребенок лепку из всех других видов деятельности, имеется ли у него положительное к ней отношение, наличие положительных эмоций.

Диагностическая беседа с ребенком проводилась по вопросам: 1.Есть ли у тебя дома материал для лепки? Какой? 2.Любишь ли лепить? Почему ты любишь лепить? 3.Дома кто-то тебе помогает лепить поделки? 4.Хранятся ли дома твои поделки на полочке, в шкафу?

Для оценки осознанности интереса к лепке каждому ребенку показывалась выставка вылепленных воспитателями, другими детьми поделок и проводились наблюдение и беседа. Цель наблюдения: выявить стремление ребенка наблюдать, длительно рассматривать вылепленные поделки, задавать вопросы, направленные на получение знаний об особенностях техники лепки, материалов для лепки. Фиксируется время, в течение которого ребенок рассматривает выставку, вопросы, которые он задает, желание узнать что-то новое для себя по лепке.

Цель беседы: определить, мотивирует ли ребенок свой выбор деятельности, связанной с лепкой. Вопросы беседы: 1.Какие из поделок тебе больше всего нравятся? Почему? 2.Что изображают эти поделки? 3.Из каких материалов сделаны эти поделки? 4.Хотел(а) бы ты научиться делать такие же поделки? 5.Для чего бы ты хотел(а) научиться лепить?

Для оценки активности интереса к лепке давалось творческое задание изготовить поделку по собственному замыслу. Цели: выявить активность ребенка и оценить стремление доделать поделку до конца.

По сумме набранных баллов все старшие дошкольники были разделены на 3 группы: с высоким уровнем развития интереса к лепке – 8-9 баллов; со средним уровнем – 5-7 балл; с низким уровнем – 4 балла и меньше.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что старшие дошкольники имели низкий уровень развития интереса к лепке. В экспериментальной группе этот уровень имели 72,2% (13 детей), в контрольной группе – 63,6% (14 детей). Высокий уровень не обнаружен ни у кого из детей. Средний уровень имеется у 27,8% (5 детей) экспериментальной группы и у 36,4% (8 детей) контрольной группы. Это означает, что у детей недостаточно развиты устойчивость интереса, связанная с выбором лепки как самого интересного для ребенка вида деятельности среди других видов деятельности, осознанности интереса, т.е. отсутствие мотивов лепки и проявлением положительного отношения к ней, активность интереса, которая проявляется в активном участии по собственной инициативе ребенка в деятельности, связанной с лепкой и стремлением доделать поделку до конца.

Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, говорят о необходимости применения специально разработанной педагогической технологии по развитию интереса к лепке у старших дошкольников.

Технология, разработанная и апробаванная нами в экспериментальной группе детей, имела цель: развить интерес к лепке у старших дошкольников.

Технология включает три тематических блока: 1-ый блок «Что за чудо – пластилин (знакомство с материалом)!», 2-ой блок «Рисуем пластилином (сюжетная лепка в технике пластилинографии и тестопластики)», 3-ий блок «Декоративная лепка».

Развитие интереса к лепке у старших дошкольников по нашей технологии проводится в 3 этапа, которые реализуются последовательно: педагогическая работа с детьми на первом этапе направлена на развитие устойчивости интереса к лепке на основе расширения и обогащения представлений и знаний детей о лепке; закрепление приемов и способов лепки. На втором этапе усилия воспитателей направлены на развитие осознанности интереса клепке за счет овладения нетрадиционными техниками лепки (пластилинопластики, тестопластики, рельефной лепки). На третьем этапе организуется самостоятельная творческая деятельность детей по декоративной лепке, цель которой – развитие активности интереса к лепке. На всех этапах работы по технологии отрабатывались приемы и способы лепки.

Средствами развития интереса дошкольников к лепке служат образцы поделок, иллюстрации, фотографии. Воспитателями специально организуется предметно-развивающая среда в группе детского сада: уголок изобразительной деятельности; альбомы с иллюстрациями, фотографиями, схемами для лепки; постоянно действующие выставки поделок лепки взрослых и детей.

Особенностью реализованной нами технологии является тесное сотрудничество с родителями детей. Главная задача педагога, работающего по разработанной нами технологии, – убеждать, просвещать и настраивать родителей на развитие интереса детей к лепке, информировать родителей о методах и способах приобщения ребёнка к художественному творчеству, лепке. Для родителей воспитанников старших групп был проведен семинар-практикум на тему «Домашняя мастерская (лепка)», цель которого – учить родителей развивать интерес к лепке у старших дошкольников.

Результаты экспериментальной работы показали эффективность разработанной технологии: 83,3% (15 чел.) детей экспериментальной группы продемонстрировали положительную динамику развития интереса к лепке по всем его показателям (устойчивости, осознанности и активности), в контрольной группе, где технология не применялась, такой динамики не обнаружено.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1.Технологияразвития интереса к лепке у старших дошкольников действительно эффективна, благодаря тому, что под интересом мы понимали устойчивую активность, которая характеризуются общей сознательной устремленностью ребенка к лепке как интересной для него деятельности, эмоционально насыщенной и влияющей на повышение продуктивности лепки.

2. Для развития интереса старших дошкольников к лепке используются адекватные содержанию методы: словесные (беседа, объяснение, рассказ воспитателя); наглядные (наблюдения, показ технологии лепки, рассматривание иллюстраций, фотографий); игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты, отгадывание загадок, игра-путешествие); частично-поисковые и исследовательские (экспериментирование, моделирование, конструирование).

Список литературы

  1. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьни­ков и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.

  2. Беляев, М.Ф. Психология интереса [Текст] / М.Ф. Беляев. – Иркутск, 1957. – 194 с.

  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Владос, 2007. – 347 с.

  4. Доронова, Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 203 с.

  5. Дошкольная педагогика [Текст]; под ред. В.И. Логиновой и П.Г.Саморуковой. – М.: Владос, 2003. – 359 с.

  6. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1999. – 263 с.

Просмотров работы: 7779