Констатирующий эксперимент мы начали с выявления уровня сформированности основ изобразительной грамоты старших дошкольников, проанализировав как детские работы, так и ход их выполнения по критериям и показателям, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели формирования основ изобразительной грамоты у старших дошкольников
Критерии |
Показатели |
Применение правил композиции в рисунке |
Способы выделения сюжетно-композиционного центра: цветом; размером; изоляцией; динамикой; жестом, мимикой. |
Применение линий горизонта: низкая; средняя; высокая; двойной, тройной горизонт; без линий горизонта |
|
Многоплановость: формат , способ расстановки фигур |
|
Особенности овладения основными функциями рисунка |
Форма предмета (какие геометрические формы использованы в рисунке) количество основные части: голова, туловище, шея, плечи, талия, руки (локти), ноги (колени). величина пропорции |
Применение основных функции цвета |
изобразительная выразительная композиционная декоративная |
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности основ изобразительной грамоты у старших дошкольников в условиях дополнительного образования.
Условия эксперимента: наличие экспериментальных групп детей; соответствие указанному возрасту; непрерывность эксперимента; разнополость участников эксперимента; добровольность участия в эксперименте.
В соответствии с целью исследования нами были сформированы следующие задачи констатирующей диагностики:
- определить критерии, показатели основ изобразительной грамоты у старших дошкольников;
- выявить исходный уровень сформированности основ изобразительной грамоты у старших дошкольников;
- изучить состояние работы в практике дополнительного образования;
- обобщить полученные результаты и сделать выводы для определения направлений в работе во время формирующего эксперимента.
На основе критериев и показателей были выделены уровни сформированности основ изобразительной грамоты детей
Высокий уровень: Ребенок владеет способами выделения сюжетно-композиционного центра, передавая особенности изображения объекта - цветом, размером, изоляцией, динамикой. Форма сложная, передана точно; пропорции предмета соблюдаются. Правильно определяется величина изображения в зависимости от размера листа. Соблюдаются пропорции между элементами сюжетных изображений; части предмета расположены верно. Правильно передано в рисунке пространство (близкие предметы расположены ниже на бумаге, дальние – выше, передние – крупнее равных по размеру, но удаленных). Содержание работ разнообразно. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами.
Средний уровень: Ребенок не всегда правильно выделяет сюжетно-композиционный центр. Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали; есть искажения пропорциональности предметов. Не всегда верно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорций между элементами сюжетных рисунков; расположение частей предметов немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства. Ребенок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями. Обращается к педагогу за помощью в решении изобразительных задач.
Низкий уровень: Форма не удалась, искажения значительны. Пропорции предмета переданы не верно. Не учитывается размер листа при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются; части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения как в отношении пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет самостоятельности и инициативы. С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого.
В работе руководствуется образцом.
Критерии оценки, которые мы будем использовать для определения уровня сформированности изобразительной грамоты:
2 балла - правильное выполнение работы;
1 балл – ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с одной двумя ошибками или с помощью взрослого.
0 баллов – ребенок допускает боле двух ошибок, помощь мало помогает.
Полученные оценки суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями сформированности изобразительной грамоты:
высокий уровень 9 – 10 балов;
средний уровень 7 – 8 баллов;
низкий уровень 4 – 6 баллов;
Поставленные задачи решались методом анализа детских работ, целенаправленного наблюдения за педагогическим процессом, бесед с педагогом, детьми и родителями.
Исследованием было охвачено 15 детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе и 15 человек в контрольной группе.
Для определения уровня сформированности основ изобразительной грамоты, были подобраны задания к каждому выделенному критерию по 2 серии.
1 серия заданий
Тема: «Радостная осень» (рисование карандашом).
Цель: Выявить уровень сформированности выделения сюжетно -композиционного центра: динамикой, размером, изоляцией.
Тема: «Ваза с ветками» (рисование красками с натуры).
Цель: Выявить умения находить композиционный центр, расположение предмета на листе, величину изображаемого.
Для выявления уровня сформированности применение линий горизонта были использованы следующие задания.
Тема: «Нарисуй дом с деревом и скамейкой».
Цель: изучить возможности изображения предмета с применением линий горизонта.
Тема «Цыплята гуляют по траве».
Цель: изучить возможности располагать предметы ближе и дальше, на всем листе, на широкой полосе.
2 серия заданий
Для выявления уровня овладение основными функциями рисунка (в него входят умение правильно передавать форму предмета, умение правильно передавать пропорции предмета, умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей) нами использовались следующие задания:
Тема: «Избушка ледяная и лубяная» (рисование карандашом).
Цель: Выявить умения передавать форму предмета, его строение, величину; умение располагать изображение на листе, передавать пропорции предмета, движение (персонажей из сказки); умения передавать цвет для выразительности образа.
Тема: «Ваза с ветками» (рисование красками с натуры).
Цель: Выявить умения передавать соотношение одной части рисунка к другой, форму, пропорцию, расположение частей.
Для выявления такого компонента, как применение основных функции цвета - использовали следующую серию заданий
Тема: «Это все круг» (рисование карандашами).
Цель: Цель: выявить уровень применения основных функции цвета.
Тема: «Радуга»
Цель: выявить знания детей теплой и холодной цветовой гаммы.
Для выявления пятого компонента, применение правил композиции в рисунке - использовали следующую серию заданий
Тема: «Зимующие птицы» (рисование карандашами).
Цель: выявить уровень применение правил композиции в рисунке.
Тема: «Волшебный сад»
Цель: изучить уровень овладения детьми основных функции рисунка
В процессе составления блока заданий мы использовали задания диагностического и творческого характера с учётом разных этапов усложнения творческих заданий, где требовались знания основных понятий и определённых способов построения предмета: соблюдать цветовую гармонию, размер и форму цветового пятна, правильно располагать элементы на свободной плоскости листа.
Анализ выполнения первой серии
В ходе проведения занятий велось наблюдение за деятельностью детей, фиксировались затруднения при выполнении изображений. При выполнении первого задания дети ЭГ и КГ испытывали затруднения при передачи сюжетно-композиционного центра, например Таня М. в работе «Радостная осень» сюжетно композиционный центр выражен слабо, изображенные деревья как правило одного размера, не выражены цветом и динамикой. В задании «Нарисуй дом с деревом и скамейкой» ребята испытывают трудности в применении линий горизонта, предметы изображенные на рисунке располагаются на одной линии, все предметы одной величины.
Таблица 2
Уровень сформированности (констатирующий эксперимент) применения правил композиции в рисунке
ЭГ |
КГ |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Количество детей |
3 |
10 |
2 |
4 |
9 |
2 |
% соотношение |
20% |
67% |
13% |
27% |
60% |
13% |
Таким образом, мы видим, что высокий уровень в группах, составляет 20% и 27% от общего количества детей. Это достаточно низкий уровень, сформированности овладения основными функциями рисункапоэтому необходимо проводить дальнейшую работу с детьми.
Анализ выполнения второй серии.
В ходе проведения занятий велось наблюдение за деятельностью детей, фиксировались затруднения при выполнении изображений. Нами установлено, что: при работе дети испытывают трудности в передаче формы, пропорции; дети недостаточно аккуратно и тщательно рисуют. Так при рисовании «Вазы с ветками» все дети по-разному передали один и тот же предмет. Одни рисуют более обобщенно, не останавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие стараются передать мельчайшие детали: например, дети из группы ЭГ Даша Л., Дима П. - старались передать тончайшие мелкие веточки, находящиеся в центре вазы, линии веток тонкие и гибкие, весь лист заполнен, композиция уравновешенная. Мша Д. изобразила и почки и придумала декоративную извилистую ветвь в центре композиции, а также правильно передала форму вазы. У Дениса В. Все ветки и тонкие, и толстые собраны метелкой и устремлены вверх по вертикали, а у Данила Н. ветки толстые и изогнуты к верху. Дети КГ группы форму круглой вазы передали по-разному. У Кирилла З. форма ее близка к шару, у Вадима С. - удлинена по вертикали. Не все работы похожи на натуру. Различия лубяной и ледяной избушек показано лишь в некоторых деталях, в цвете. Они расположены ближе к центру рисунка и разделены деревьями. Многие дети выполнили только одну избушку: лисы – ледяную, или терем Зайца, в котором уже сидит лиса. Так дети из группы КГ Вадим Г. нарисовал яркий теремок, рядом веселого, прыгающего Зайца, его картина детализирована больше чем у других детей. Дима Т. нарисовал ледяную избушку лисы в зимнее время, вокруг избушки растут елки, он их изобразил разными способами: ели из треугольников и ели выполненные штрихами, использовал разные оттенки зеленого цвета. По рисункам детей видно, что не все умеют проводить прямые вертикальные линии но в основном все дети владеют способом проведения разнообразных линий карандашом и кистью. Овладение этим умением позволяет детям свободно передавать форму и пропорции разных предметов.
Таблица 3
Уровень сформированности овладения основными функциями рисунка
(констатирующий эксперимент)
ЭГ |
КГ |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Количество детей |
2 |
8 |
5 |
3 |
10 |
2 |
% соотношение |
10% |
55% |
35% |
20% |
70% |
10% |
Таким образом, результаты второй серии эксперимента свидетельствуют о том, что 2 ребенка старшего дошкольного возраста из 30 имеют низкий уровень сформированности овладения основными функциями рисунка
Эти дети требуют пристального внимания со стороны взрослых, так как раскрытие их творческого потенциала возможно только путем специально организованной работы.
Суммируя результаты, мы определи общий первоначальный уровень сформированности основ изобразительной грамоты у старших дошкольников
Таблица 4
Результаты сформированности основ изобразительной грамоты у старших дошкольников (в %)
ЭГ |
КГ |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Количество детей |
5 |
18 |
7 |
7 |
19 |
4 |
% соотношение |
16% |
60% |
24% |
24% |
63% |
13% |
Для решения второй задачи была изучена документация воспитателей (календарные и перспективные планы), посещение занятий рисованием, беседа с воспитателями, их анкетирование.
В ходе анализа календарных планов воспитательно-образовательной работы отмечалось:
- условия, созданные для развития изобразительных умений и навыков;
- основные формы работы по развитию изобразительных умений и навыков в предметном рисовании;
- содержание работы по развитию изобразительных умений и навыков в предметном рисовании на занятиях по рисованию и в свободной художественной деятельности;
- разнообразие использования методов и приемов обучения;
- планирование индивидуальной работы.
Проведя две серии заданий на определение первоначального уровня сформированности изобразительных умений навыков, мы пришли к выводу, что проводимой в саду работы по изобразительной деятельности недостаточно. В приложении представлены таблицы обследования каждого ребенка по данным показателям Приложение 1.
С целью изучения педагогического воздействия провели анализ планов воспитательно-образовательной работы групп за период с сентября 20012 года по март 2013 года. Наблюдение за педагогической деятельностью воспитателей были направлены на выявление того, как педагоги способствуют формированию основ изобразительной грамоты у старших дошкольников, какие методы и приемы применяют в процессе обучения, используют ли индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Проведено анкетирование педагогов (приложение 3).
В специально организованной изобразительной деятельности задачи не меняются, они систематические, дублируются из месяца в месяц, не планируется индивидуальная работа по рисованию.
В блоке совместной деятельности воспитателя с детьми прослеживается планирование предварительной работы: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, не планируются дидактические игры на определение формы предмета; строения, пропорций, на пространственное положение предмета и его частей.
В блоке самостоятельной деятельности детей эта работа не прослеживается. Отмечено эпизодическое планирование изобразительной деятельности в уголке «Красоты», но с какой целью, какой вид изобразительной деятельности и какой вид рисования не указывается.
В процессе наблюдения за педагогической деятельностью воспитателей было выявлено, что педагоги используют разнообразные методы и приемы – беседа, уточняющие вопросы, рассматривание репродукций картин, образец, частичный показ, чтение. На занятии прослеживается индивидуальная работа с дошкольниками.
Анализ анкетирования воспитателей показал, что они владеют достаточными знаниями, есть желание познакомиться с различными техниками в рисовании. Воспитатели хотели бы их использовать, но режим дня устроен так, что в первой половине дня недостаточно времени, а во второй половине дня большую часть занимает прогулка, дети рано уходят домой.
Недостаточна работа с родителями. В основном используются информационно-просветительская работа с родителями – это информация на стендах и в папках-передвижках. Для решения любой педагогической проблемы важна взаимосвязь работы ДОУ с семьей. Нами было проведено анкетирование родителей (приложение 4). Анализ анкет родителей показал, что лишь немногие родители понимают, как важно уделить внимание на формирование основ изобразительной грамоты в старшем дошкольном возрасте.
Анализу педагогической документации, наблюдениям за деятельностью воспитателей с детьми и анкетированию родителей показали, что вопросу формирования основ изобразительной грамоты детей старшего дошкольного возраста уделяется недостаточно времени и внимания. Проанализировав календарные планы воспитательно-образовательного процесса в группах, можно сделать вывод, что педагоги мало внимания уделяют, формирования основ изобразительной грамоты детей старшего дошкольного возраста, деятельность по данному направлению не планируется, а, следовательно, нет ни последовательности, ни усложнения в работе.
Таким образом, можно констатировать, что проводится недостаточная работа воспитателей по формированию основ изобразительной грамоты детей старшего дошкольного возраста, работа ведется, но отсутствуют задачи на формирование сюжетно-композиционного центра, применение основных функций цвета, изображения линий горизонта. Именно эти показатели уровней сформирования основ изобразительной грамоты детей старшего дошкольного возраста по данным констатирующего эксперимента выражены слабо. Обобщение количественных и качественных показателей, позволило определить уровни сформировании основ изобразительной грамоты детей старшего дошкольного возраста в ЭГ и в КГ. Полученные в констатирующем эксперименте результаты указывают на необходимость проведения с детьми старшей группы ЭГ целенаправленной работы по формированию основ изобразительной грамоты , учитывая индивидуальный подход к детям, имеющих наиболее низкий уровень развития. Эти аспекты формирования основ изобразительной грамоты и стали центральными при проведении формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы.
Литература
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - С. 220.
2. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998. - С. 12-15.
3. Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб. метод, пособие [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – С. 128.
4.Полуянов Ю.А., Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: Пособие для школьных психологов [Текст] / Ю.А. Полуянов. - М.: Эксперимент, 2000. - С. - 24.