ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступает как важный компонент дошкольного образования.

Развитие общества с перспективой достижения политической, экономической и нравственной стабильности базируется на образовании, моделирующем и развивающем актуальные социальные потребности. Образование как полифункциональный инструмент целенаправленного развития социальных процессов становится в современных условиях-условиях значительных перемен и нестабильности общества - одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения. В основу этих отношений должны быть положены принципы толерантности. Современное общество требует от современного гражданина не только набора определённых знаний, умений и навыков, но и способности к широкомасштабному общению, в том числе и в поликультурной среде, в духе гуманистических традиций и идей. Современные социокультурные условия диктуют необходимость формирования личности способной проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, критическому осмыслению суждений, основанных на моральных ценностях.

Образовательная среда составляет то воспитательное пространство, в котором осуществляется педагогически организованное развитие личности. Л.И. Новикова понимает воспитательное пространство как особую педагогическую реальность, как «воспитывающую среду», адекватную составляющим воспитанности человека.

Организация образовательной среды формирования этнотолерантности у старших дошкольников - задача сложная и достаточно новая. Качество образования этнотолерантности не было объектом воспитания до 90-х гг. прошлого столетия и поэтому в настоящее время нет эталонных разработок данного направления.

Алгоритм организации образовательной среды формирования этнотолерантности старших дошкольников в ДОУ складывается из этапов, инвариантных для различных структур образовательного менеджмента, а именно:

- социального заказа;

- уровня дифференциации детей в ДОУ;

- моделирования системообразующих факторов;

- конструирования компонентов образовательной среды в ДОУ;

- определения механизмов реализации технологии формирования этнотолерантности дошкольников;

- анализа эффективности образовательных услуг.

Основными методологическими подходами при организации образовательной среды формирования этнотолерантности у старших дошкольников являются:

Культурологический подход является методологической основой образования, ориентированного на человека. В свете данного подхода эпицентром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми, самим собой и культурой.

Средовой подход - представляет способ организации среды и оптимизации её влияния на личность ребенка. Суть этого подхода в том, чтобы воспитывать детей (педагогов) через ту среду, которая окружает их как общность, через организацию восприятия этой среды, совершенствуемой самими детьми с помощью педагогов, родителей.

Деятельностный подход (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает развитие личности в разнообразных видах деятельности. Существенными характеристиками деятельности являются: предметность, мотивированность, целенаправленность, осознанность. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности.

В.А. Ясвин, рассматривая внутреннюю образовательную среду учреждения, определил ее как систему влияний и условий формирования личности и возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды, по мнению автора, является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей всех субъектов образовательного процесса, создавать мотивацию их активной деятельности [3,28].

Этот комплекс, по мнению В.А. Ясвина, включает три структурных компонента:

• пространственно-предметный - помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;

• социальный - характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);

• психодидактический - содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

Любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на протекание в ней жизнедеятельности человека, т.к. представляет собой совокупность материальных средств, духовных ценностей, межличностных отношений. Вместе с тем она является продуктом деятельности человека и поддается целенаправленному формированию. Следовательно, под образовательной средой формирования этнотолерантности детей в ДОУ понимается комплекс условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на целостное развитие ребенка, состояние его физического и психического здоровья, а также на деятельность всех участников образовательного процесса[1,12].

Образовательная среда формирования этнотолерантности у детей в ДОУ состоит из следующих условий:

Первое условие образовательной среды ДОУ по формированию этнотолерантности представляет собой сложную систему взаимодействия участников педагогического процесса, в котором проявляются индивидуальные возрастные, личностные, профессиональные особенности каждого из них. Личностно-ориентированное взаимодействие и ответственность педагогов за качество образования позволяют наиболее полно удовлетворять образовательные потребности детей, родителей, педагогов, повышать эффективность деятельности каждого педагога и качество дошкольного образования в целом.

Второе условие образовательной среды ДОУ предметная развивающая среда, включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности. Соблюдение принципов построения предметной среды, соответствующей личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников (В.А.Петровского) при построении предметной среды позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Третьим условием образовательной среды ДОУ является педагогическая технология формирования этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста, которая основывается на принципах: гуманизации, непрерывности, целостности, комплексности, свободы и самостоятельности, индивидуализации, интеграции, преемственности, стимулирования активной деятельности, регионалъности.

Качество образовательной среды определяется:

1) качеством ее пространственно-предметного содержания;

2) качеством социальных отношений в ней;

3) качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами среды.

Образовательная среда есть совокупность различных материальных средств образования и межчеловеческих отношений, устанавливающихся между администрацией, педагогами, учащимися и родителями. Все они составляют образовательную среду в процессе своего функционирования, образовательная же среда, в свою очередь, оказывает влияние на каждого из них. Каждый участник образовательного процесса в образовательной среде, осуществляя свою деятельность, использует пространственно–предметные элементы среды в контексте социальных, социокультурных отношений [3].

Таким образом, основная задача педагога – не внесение в образовательную среду ребенка все новых и новых компонентов, а организация свободного образовательного взаимодействия с уже существующими и выделенными для образовательных целей объектами внешнего мира[2, 1].

Литература

  1. Риэрдон, Б.Э. Толерантность - дорога к миру / Б.Э. Риэрдон. -М.: «Бонфи», 2001.

  2. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

  3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: ТЦ Сфера, 1997.

Просмотров работы: 2165