Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов (И.А. Аршавский, Н.М. Амосов, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко). Интерес к этой теме не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело к пересмотру цели и содержания физического и психического развития ребенка дошкольника. В частности, необходим пересмотр педагогических путей и условий физического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально – педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно – образовательных учреждений. Одним из важнейших условий развития личности ребенка является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей ДОУ. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала физическому воспитанию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольного учреждения и семей воспитанников.
Период дошкольного детства характеризуется сопровождением ребенка со стороны взрослых, в первую очередь педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и родителей (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, А. Е. Жичкина, А.А. Люблинская и др.). Исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка – дошкольника (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
Интерес к исследованиям в области человеческих взаимоотношений неуклонно растет. Взаимодействие в различных его проявлениях формирует личностное пространство человека. Результативность и эффективность решения множества задач, по признанию ученых, сегодня зависят не только от индивидуальных качеств и умений индивида, сколько от его готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне партнерства, сотрудничества, сотворчества.
Определение «Педагогическое взаимодействие» имеет несколько значений:
Педагогическое взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих (В.Н. Мясищев).
Педагогическое взаимодействие – личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений установок. Может проявляться в форме сотрудничества. (Е.В. Коротаева)
Сотрудничество – это активная помощь друг другу, может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон. Общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Признаки данного типа взаимодействия (сотрудничества)
Соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве – педагог и воспитанники всегда объединены пространством и временем непосредственного общения на каком – либо мероприятии.
Наличие единой цели и общей для всех мотивации.
Наличие органов организации и руководства (делегирование полномочий контролирующих и организующих)
Разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта. Участники деятельности имеют представление о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен каждый из них делать при реализации общей для всех задачи.
Возникновение в процессе деятельности межличностных отношений.
Критерием межличностных отношений, способствующих продуктивному сотрудничеству, становится «высокая удовлетворенность партнеров результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из них оказался на высоте требований другого и не требует специальных усилий для установления взаимопонимания»
Получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности. Ближайший результат (занятие, итоговое мероприятие) и отдаленный результат.
В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества.
Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом. Одним из условий успешного развития личности ребенка является успешное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, тесная взаимосвязь системы «Педагог – ребенок – родитель», согласованная работа всех служб дошкольного учреждения и семьи.
При разработке программы «Взаимодействие семьи и ДОУ в физическом воспитании детей 5-6 лет» взята за основупрограмма «Детство» авторы Бабаева Т.И., Гогоберидзе. Программа предполагает интеграцию, взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Базой для реализации этой программы является осуществление задачи сохранения физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. Программа также акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.
В программе отведена особая роль взаимодействию детского сада с семьей, в разделе «Взаимодействие семьи и детского сада», где определены задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников, принципы работы с семьей, направления взаимодействия педагога с родителями: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка и образование родителей, совместная деятельность педагогов и родителей. Также при составлении программы опиралась на технологию Солодянкиной О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей». Исследования Солодянкиной О.В. посвящены изложению содержания, организации и методики сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
Актуальность данной программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям в физическом воспитании детей. Воспитание здорового ребенка является основной задачей дошкольного образовательного учреждения.
Цель программы: Организация взаимодействия семьи и ДОУ в физическом воспитании детей 5-6 лет, повышение уровня ознакомленности родителей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в физическом воспитании ребенка.
Задачи программы: 1. Выработать линию взаимодействия физического воспитания старшего дошкольника в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам физического воспитания и развития ребенка.
3. Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему социуму.
4.Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Просветительское направлено на психолого – педагогическое просвещение родителей, повышение родительской ознакомленности по вопросам физического воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных ценностей, воспитание и сохранение семейных традиций, пропаганду знаний о здоровом образе жизни.
Практически – действенное: направлено на развитие мотивации у родителей на выполнение общего, интересного дела. Способствует проявлению творческих способностей, возможностей реализации собственных идей каждым родителем; создает условия для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско – родительских отношений.
Систематическое и разностороннее педагогическое просвещение родителей по вопросам физического воспитания детей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
Содержание взаимодействия с семьей охватывает круг вопросов, касающихся:
Психолого – педагогического и правового просвещения;
Повышение родительской компетентности;
Развития мотивации родителей к улучшению детско - родительских отношений
Пропаганды семейных ценностей и сохранения семейных традиций;
Пропаганды здорового образа жизни, а также освещает все стороны физического развития и воспитания ребенка.
Психолого-педагогическое просвещение повысит их общую культуру и педагогические знания в области физического воспитания. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ, в том числе медицинского персонала, в выработке единства педагогических требований к ребенку и расширению познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.
Форма работы: Семейный клуб «Здоровая семья»
Методы работы с семьей:
«Стена Творчества»: мнемотаблицы, коллажи, плакаты
Организация фотовыставок, детских работ Конкурсы среди родителей.
«Родительская почта»,
Совместные спортивные праздники и развлечения для детей и взрослых.
Совместные досуги, тренинги, дни открытых дверей, консультации, круглые столы которые повышают компетентность родителей.
Методы изучения семьи: Анкетирование, наблюдение за ребенком, беседы с родителями и детьми, мониторинг физической подготовленности воспитанников.
Разработано перспективное планирование для работы семейного клуба, где отражены все формы работы дошкольного учреждения с семьей. Составлены методические рекомендации для педагогического персонала учреждения.
Анализ результатов реализации программы показал, что внедрение в практику работы программы – семейного клуба, с приоритетным направлением работы в области «Физическое воспитание», повысило качественные и количественные показатели. Обеспечена положительная динамика в физическом воспитании детей 5-6 лет. Повысилась мотивационная потребность, удовлетворенность родителей во взаимодействии семьи и ДОУ в вопросе физического воспитания дошкольников.