СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI”, в Приоритетных национальных проектах. Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов (И.А. Аршавский, Н.М. Амосов, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко). Интерес к этой теме не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело к пересмотру цели и содержания физического и психического развития ребенка дошкольника. В частности, необходим пересмотр педагогических путей и условий физического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально – педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно – образовательных учреждений. Одним из важнейших условий развития личности ребенка является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей ДОУ. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала физическому воспитанию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольного учреждения и семей воспитанников.

Период дошкольного детства характеризуется сопровождением ребенка со стороны взрослых, в первую очередь педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и родителей (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, А. Е. Жичкина, А.А. Люблинская и др.). Исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка – дошкольника (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).

Интерес к исследованиям в области человеческих взаимоотношений неуклонно растет. Взаимодействие в различных его проявлениях формирует личностное пространство человека. Результативность и эффективность решения множества задач, по признанию ученых, сегодня зависят не только от индивидуальных качеств и умений индивида, сколько от его готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне партнерства, сотрудничества, сотворчества.

Определение «Педагогическое взаимодействие» имеет несколько значений:

Педагогическое взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих (В.Н. Мясищев).

Педагогическое взаимодействие – личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений установок. Может проявляться в форме сотрудничества. (Е.В. Коротаева)

Сотрудничество – это активная помощь друг другу, может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон. Общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Признаки данного типа взаимодействия (сотрудничества)

  • Соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве – педагог и воспитанники всегда объединены пространством и временем непосредственного общения на каком – либо мероприятии.

  • Наличие единой цели и общей для всех мотивации.

  • Наличие органов организации и руководства (делегирование полномочий контролирующих и организующих)

  • Разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта. Участники деятельности имеют представление о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен каждый из них делать при реализации общей для всех задачи.

  • Возникновение в процессе деятельности межличностных отношений.

Критерием межличностных отношений, способствующих продуктивному сотрудничеству, становится «высокая удовлетворенность партнеров результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из них оказался на высоте требований другого и не требует специальных усилий для установления взаимопонимания»

  • Получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности. Ближайший результат (занятие, итоговое мероприятие) и отдаленный результат.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом. Одним из условий успешного развития личности ребенка является успешное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, тесная взаимосвязь системы «Педагог – ребенок – родитель», согласованная работа всех служб дошкольного учреждения и семьи.

При разработке программы «Взаимодействие семьи и ДОУ в физическом воспитании детей 5-6 лет» взята за основупрограмма «Детство» авторы Бабаева Т.И., Гогоберидзе. Программа предполагает интеграцию, взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Базой для реализации этой программы является осуществление задачи сохранения физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. Программа также акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.

В программе отведена особая роль взаимодействию детского сада с семьей, в разделе «Взаимодействие семьи и детского сада», где определены задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников, принципы работы с семьей, направления взаимодействия педагога с родителями: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка и образование родителей, совместная деятельность педагогов и родителей. Также при составлении программы опиралась на технологию Солодянкиной О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей». Исследования Солодянкиной О.В. посвящены изложению содержания, организации и методики сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

Актуальность данной программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям в физическом воспитании детей. Воспитание здорового ребенка является основной задачей дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы: Организация взаимодействия семьи и ДОУ в физическом воспитании детей 5-6 лет, повышение уровня ознакомленности родителей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в физическом воспитании ребенка.

Задачи программы: 1. Выработать линию взаимодействия физического воспитания старшего дошкольника в ДОУ и семье.

2. Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам физического воспитания и развития ребенка.

3. Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему социуму.

4.Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Просветительское направлено на психолого – педагогическое просвещение родителей, повышение родительской ознакомленности по вопросам физического воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных ценностей, воспитание и сохранение семейных традиций, пропаганду знаний о здоровом образе жизни.

Практически – действенное: направлено на развитие мотивации у родителей на выполнение общего, интересного дела. Способствует проявлению творческих способностей, возможностей реализации собственных идей каждым родителем; создает условия для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско – родительских отношений.

Систематическое и разностороннее педагогическое просвещение родителей по вопросам физического воспитания детей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.

Содержание взаимодействия с семьей охватывает круг вопросов, касающихся:

  • Психолого – педагогического и правового просвещения;

  • Повышение родительской компетентности;

  • Развития мотивации родителей к улучшению детско - родительских отношений

  • Пропаганды семейных ценностей и сохранения семейных традиций;

  • Пропаганды здорового образа жизни, а также освещает все стороны физического развития и воспитания ребенка.

Психолого-педагогическое просвещение повысит их общую культуру и педагогические знания в области физического воспитания. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ, в том числе медицинского персонала, в выработке единства педагогических требований к ребенку и расширению познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

Форма работы: Семейный клуб «Здоровая семья»

Методы работы с семьей:

  • «Стена Творчества»: мнемотаблицы, коллажи, плакаты

  • Организация фотовыставок, детских работ Конкурсы среди родителей.

  • «Родительская почта»,

  • Совместные спортивные праздники и развлечения для детей и взрослых.

  • Совместные досуги, тренинги, дни открытых дверей, консультации, круглые столы которые повышают компетентность родителей.

Методы изучения семьи: Анкетирование, наблюдение за ребенком, беседы с родителями и детьми, мониторинг физической подготовленности воспитанников.

Разработано перспективное планирование для работы семейного клуба, где отражены все формы работы дошкольного учреждения с семьей. Составлены методические рекомендации для педагогического персонала учреждения.

Анализ результатов реализации программы показал, что внедрение в практику работы программы – семейного клуба, с приоритетным направлением работы в области «Физическое воспитание», повысило качественные и количественные показатели. Обеспечена положительная динамика в физическом воспитании детей 5-6 лет. Повысилась мотивационная потребность, удовлетворенность родителей во взаимодействии семьи и ДОУ в вопросе физического воспитания дошкольников.

Просмотров работы: 8439