ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть интегративным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей с нарушением речи является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

Возникает вопрос: как выйти на новый уровень рассказывания детей, имеющих речевые нарушения? Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы? Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине? Верно ли выбрана форма обучения детей рассказыванию? Помогают ли опорные картинки в рассказывании детей?

Воснове рассказывания по опорной картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Тихеевой, Е.А., Флериной, Л.А. Псньевской, Е.И. Радиной, М.М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.Л. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной.

При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале — главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер фон, пейзаж. Е.И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения. Э.П. Короткова рекомендует использовать вопросы, развивающие воображение и творчество.

Выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание предметных – в младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

- в среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

- в старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету кар тины.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты особенности обучения рассказывания по опорным картинкам и выявив уровень освоенности воспитанников по данному разделу программы, разработала педагогическую технологию обучения рассказывания по опорным картинкам старших дошкольников с нарушением речи. Для выявления уровня сформированности рассказывания были использованы серия заданий, разработанные Е.А. Стребелевой. Задания направлены на выявление сформированности рассказывания ребенка. Высокий уровень развития рассказывания по опорным картинкам имеют всего четыре ребенка из девятнадцати обследованных. У детей этого уровня все критерии проявляются достаточно ярко.

Средний уровень показали 9 из 19 детей, принявших участие в исследовании. Дети этого уровня большинство предложенных заданий выполняли с помощью взрослого.

К низкому уровню мы отнесли большую часть детей, т.е. 7 детей. Они используют в речи однотипные синтаксические конструкции. При составлении рассказа по картинке им потребовалась значительная помощь взрослого; с трудом описывают предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия.

Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и задачи работы по данному направлению. Цель технологии – развитие рассказывания по опорным картинкам старших дошкольников с нарушением речи.

Реализация педагогической технологии строится с учетом трех направлений:

  • Работа с детьми

    • Работа с родителями.

    • Работа с педагогами.

Создание условий для эффективного усвоения детьми рассказывания по опорным картинкам. С этой целью были подготовлены необходимые дидактические игры, подобрана художественная литература, наглядные пособия (плакаты, иллюстрации, альбомы и др.). Для реализации намеченных задач разработана серия конспектов непосредственно – образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию, составлен перспективный план работы на учебный год.

Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми выделяется несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно рассказывать по картине. В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов (предметная картинка или сюжетная). Или же сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

В процессе обучения использовала различные приемы. Это рассматривание и беседа по ее содержанию картины. Рассматривание картин, как считает Е.И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка. Так как дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов, поэтому учу их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине — подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного. Например, при использовании схем Т. Ткаченко.

Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов, хотя вопросы и являются основным методическим приемом. Поэтому для каждого вида работы по обучению рассказыванию по опорным картинкам используется только данному виду присущий алгоритм. Кроме алгоритма, использую пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»), игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

При развитии творчества использую прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием. Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений у детей, то на одном занятии одновременно решаются две задачи — рассматривания картины и рассказывания по ней.

Для педагогов разработала рекомендации по обучению дошкольников рассказыванию по опорным картинкам, включающий консультации для педагогов, памятки, практический материал.

Тесное сотрудничество с родителями по данному направлению дает свои результаты – родители все чаще обращаются за советом, охотнее предлагают свою помощь в оснащении среды, более осознанно относятся к обучению детей.

Итоговая диагностика позволила выявить такие показатели реализации технологии см. рис. 1.

Таблица 1

Уровни развития умений детей составлять рассказы по опорным картинкам

Уровни

Количественные и процентные показатели

Высокий

7 чел.

40 %

Средний

10 чел.

50 %

Низкий

2 чел.

10 %

Несмотря на то, что присутствует показатель низкого уровня, все дети улучшили качественные показатели. Соответственно можно сделать вывод, что проблема обучения дошкольников рассказыванию становится реально решаемой. Использование опорных картинок в процессе обучения помогает в полной мере совершенствовать умение рассказывания.

Просмотров работы: 3643