Цель нашего исследования:на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и проверить опытно-экспериментальным путем технологию формирования саморегуляции поведения у детей дошкольного возраста в играх с правилами.
Объектом исследования выступал процесс саморегуляции поведения у дошкольников. Предметом исследования являласьтехнология формирования саморегуляции поведения у старших дошкольников в играх с правилами.
Мы предположили, что технология формирования саморегуляции поведения у старших дошкольников в играх с правилами будет эффективной, если:
1. Закрепить с детьми правила поведения в играх с правилами.
2. Формировать трехступенчатую мотивацию участия в играх с правилами — «хочу!» — «надо!» — «могу!».
3. Развивать способность к рефлексии своего поведения.
Педагогическая технология реализовывалась в четыре этапа. Задачей первого этапа было закрепление с детьми правила поведения в играх. Предусматривалось закрепление правил с детьми следующих игр: «Пожалуйста», «Говори!», «Слалом-гигант», «Зеваки», «Слушай хлопки», «Улитка», «Пес барбос», «Расставить посты», «Менялки». Для реализации данной задачи использовался метод беседы, в которой вместе с детьми проговаривалось правило игры, его важность в игре и последствие невыполнения правила – провал игры.
На втором этапе решали задачу формировать трехступенчатую мотивацию участия в играх с правилами — «хочу!» — «надо!» — «могу!». Для реализации данной задачи использовались игры с правилами «Запретный номер», «Живая картина», «Пожалуйста». При проведении таких игр использовалось следующие приемы:
- вовлечение детей в игру, побуждение желание играть («Хочу играть!»);
- оказание помощи действовать по правилам и решать игровые задачи («Так надо!»);
- развитие творческого потенциала ребёнка в процессе игры, способствование появлению адекватной самооценки и чувства «Могу!».
На третьем этапе решалась задача развития способности к рефлексии своего поведения. Для реализации данной задачи осуществлялось проведение следующих игр с правилами: «Говори!», «Слалом-гигант», «Зеваки», «Слушай хлопки». В процессе игры детям оказывалась поддержка в адекватном оценивании своего реального поведения при помощи анализа (что удалось, что не удалось и почему). Помогали в прогнозировании детьми позитивных изменений в собственном поведении.
На заключительном этапе технологии развивали способность к самоконтролю своего поведения на основе волевых усилий. Для реализации данной задачи нами подобраны следующие игры: «Улитка», «Пес барбос», «Расставить посты».
На этом этапе мы старались дать ребенку возможность самостоятельно контролировать собственное поведение и свою деятельность, сопоставлять их с образцом – правилом поведения игры.
Таблица 1
Уровни сформированности саморегуляции поведения у детей 5-6 лет
Группы |
Уровни (в %) |
|||
Кол-во |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Все дети старшей группы |
22 |
9 |
82 |
9 |
Экспериментальная группа |
11 |
18 |
82 |
0 |
Контрольная группа |
11 |
0 |
82 |
18 |
Полученные результаты контрольного эксперимента позволили подтвердить сформулированную гипотезу о том, что игры с правилами способствуют формированию саморегуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста.