ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование саморегуляции личности является одной из актуальных задач дошкольного воспитания. Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности, период формирования основных механизмов поведения. Совместные игры с правилами является как раз тем пространством, где ребёнок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения [1].

Цель нашего исследования:на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и проверить опытно-экспериментальным путем технологию формирования саморегуляции поведения у детей дошкольного возраста в играх с правилами.

Объектом исследования выступал процесс саморегуляции поведения у дошкольников. Предметом исследования являласьтехнология формирования саморегуляции поведения у старших дошкольников в играх с правилами.

Мы предположили, что технология формирования саморегуляции поведения у старших дошкольников в играх с правилами будет эффективной, если:

1. Закрепить с детьми правила поведения в играх с правилами.

2. Формировать трехступенчатую мотивацию участия в играх с правилами — «хочу!» — «надо!» — «могу!».

3. Развивать способность к рефлексии своего поведения.

Педагогическая технология реализовывалась в четыре этапа. Задачей первого этапа было закрепление с детьми правила поведения в играх. Предусматривалось закрепление правил с детьми следующих игр: «Пожалуйста», «Говори!», «Слалом-гигант», «Зеваки», «Слушай хлопки», «Улитка», «Пес барбос», «Расставить посты», «Менялки». Для реализации данной задачи использовался метод беседы, в которой вместе с детьми проговаривалось правило игры, его важность в игре и последствие невыполнения правила – провал игры.

На втором этапе решали задачу формировать трехступенчатую мотивацию участия в играх с правилами — «хочу!» — «надо!» — «могу!». Для реализации данной задачи использовались игры с правилами «Запретный номер», «Живая картина», «Пожалуйста». При проведении таких игр использовалось следующие приемы:

- вовлечение детей в игру, побуждение желание играть («Хочу играть!»);

- оказание помощи действовать по правилам и решать игровые задачи («Так надо!»);

- развитие творческого потенциала ребёнка в процессе игры, способствование появлению адекватной самооценки и чувства «Могу!».

На третьем этапе решалась задача развития способности к рефлексии своего поведения. Для реализации данной задачи осуществлялось проведение следующих игр с правилами: «Говори!», «Слалом-гигант», «Зеваки», «Слушай хлопки». В процессе игры детям оказывалась поддержка в адекватном оценивании своего реального поведения при помощи анализа (что удалось, что не удалось и почему). Помогали в прогнозировании детьми позитивных изменений в собственном поведении.

На заключительном этапе технологии развивали способность к самоконтролю своего поведения на основе волевых усилий. Для реализации данной задачи нами подобраны следующие игры: «Улитка», «Пес барбос», «Расставить посты».

На этом этапе мы старались дать ребенку возможность самостоятельно контролировать собственное поведение и свою деятельность, сопоставлять их с образцом – правилом поведения игры.

Таблица 1

Уровни сформированности саморегуляции поведения у детей 5-6 лет

Группы

Уровни (в %)

Кол-во

Высокий

Средний

Низкий

Все дети старшей группы

22

9

82

9

Экспериментальная группа

11

18

82

0

Контрольная группа

11

0

82

18

Полученные результаты контрольного эксперимента позволили подтвердить сформулированную гипотезу о том, что игры с правилами способствуют формированию саморегуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Просмотров работы: 3583