СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине играет решающую роль. В деятельности музыканта, врача, механика особую роль играет точное восприятие и различие звуков по длительности, высоте, тембру, силе. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных произведений или их исполнения (у музыканта), в основе диагностики ряда заболеваний (у врача), в определении характера неисправности у работающего механизма.

Уже эти примеры показывают, что сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требует гармонического сенсомоторного и мыслительного развития человека, а не их противопоставления.

В отечественной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве. А.П. Усова указывала, что большая часть накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся отечественные и зарубежные ученые в области дошкольной педагогики – Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Конкретное определение содержания и методов сенсорного воспитания в педагогике зависит от того, как проблема развития восприятий и ощущений понимается в психологии. Решающее значение при этом имеют две взаимосвязанные проблемы: что в восприятии является «выученным», приобретенным в результате опыта и как происходит это «выучивание».

Поскольку эти проблемы в науке решались по – разному, в истории дошкольной педагогики известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого – Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева.

В настоящее время в отечественной дошкольной педагогике разработана принципиально новая система сенсорного воспитания, над определением принципов, методов и содержания которой работали ряд исследователей – А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина.

Дети знакомятся с цветом, формой, величиной на занятиях математики и изобразительной деятельности. К ним относятся лепка, рисование и конструирование. Готовность ребенка к школе в значительной мере зависит от сенсорного развития. У детей формируются воспитание сенсорной культуры в области восприятия величины, формы, цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Проблемой сенсорного воспитания занимались ученые дошкольной педагогики: Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева. Они разрабатывали разнообразные дидактические игры упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Характерной особенностью развития ребенка является восприятие размера и пространственного объема предметов.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы.

Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе. Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Задачей обучения является организация восприятия с включением многократного обследования цветового многообразия жизни и сопоставления с собственными изображениями. Большинство детей, не получая разнообразных цветовых впечатлений в процессе организованного целенаправленного восприятия, как бы останавливаются в развитии цветового видения, не приобретают умения видеть цвета, сравнивать их, передавать в своем изображении. Цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем к его созданию. Отечественные психологи и педагоги Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Т.Н. Доронова и др. доказывают возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством сенсорного развития. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства. Развитие чувства цвета, формы на занятиях возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм. Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

Анализ современной практики позволяет выделить необходимые условия формирования чувства цвета у детей, к которым относятся следующие задачи:

1. Создание системы в работе по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.

2. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета.

3. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.

4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.

5. Использование дидактических игр в работе с детьми.

6. Изготовление дидактических игр по ознакомлению детей с цветом и геометрическими фигурами, закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете и форме с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

7. Эстетическое оформление среды в процессе профессиональной подготовки. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения.

8. Подготовка воспитателя по формированию у них чувства цвета к работе с детьми с учетом решения задачи развития чувства цвета у детей.

Решая задачи развития у детей восприятия цвета, воспитатель, прежде всего, учит их различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках.

Но в практике работы с детьми часто отсутствует система, напротив, преобладает случайность, эпизодичность. Вместе с тем необходимо постоянно развивать у детей осознанное восприятие цветового богатства мира, обращая их внимание на разнообразие цветов и оттенков окружающих предметов и явлений. Особое значение в развитии восприятия цвета имеет изобразительная деятельность.

Таким образом, цветовосприятие в дошкольном возрасте продолжает активно развиваться, особенно при наличии необходимых условия для такого развития. Разные авторы подчеркивают, что особое значение в формировании восприятия цвета имеет целенаправленно и методически грамотно организованная система работы с детьми в области изобразительной деятельности, которая включает:

- выделение формы и цвета окружающих предметов, в том числе и в природе;

- использование произведений искусства, в том числе народного;

- специально изготовленные пособия и дидактически игры;

- эстетическое оформление среды, в которой ребенок растет.

Просмотров работы: 10470