В науке понятие «картина мира» определяется как «система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов».
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольной образования должны описывать представления ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, одним из них является представления о картине мира [10]
В учении К.Д. Ушинского целостная картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов.
Современная гуманистическая модель образования в качестве своей центральной цели определяет развитие сущностных сил личности и основным средством её достижения определяет знания о ценностях общечеловеческой культуры, рассматривая их как условие возвышения человека, его свободы и независимости. Присвоение опыта человеческой культуры позволяет человеку осознать свою значимость, свое место и свою позицию в общей картине мира. Система образования, в которую включен ребенок, начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенно и непрерывно познавать целостную картину мира с её многообразными связями. Принцип гуманизации тесным образом связан с гуманным подходом к содержанию образования, обусловливающим отражение в нем системы интегрированных знаний об окружающем мире, совокупности точек зрения человека на мир, универсальных способов познания, условия которых обеспечивает раскрытие богатства как самой личности, так и окружающего мира. Содержание образования, построенное на принципах гуманизации, раскрывает многообразие ценностей, взаимосвязей, закономерностей в конкретной области знаний, тем самым влияет на глубину и широту взаимодействий ребенка с окружающим миром, определяет отношение к нему, изменяет общий подход к рассмотрению и анализу действительности, что придаёт ему фундаментальности.
Созданные на принципах гуманизации и гуманитаризации современные программы дошкольного и начального образования («Радуга», Детство», «Развитие», «Золотой Ключик», «Философия для детей» разработанная под руководством А.А. Марголиса, программы для начальной школы, созданные Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым), представляют различные пути освоения ребёнком системы знаний о мире.
Проблема познания мира вызывала интерес у философов ипедагогов прошлого (Демокрит, Я.А. Коменский, ТоммазоКомпанела, Г.Г. Песталоцци, Платон, Ж.Ж. Руссо и др.). Они считали, что материальный мир - это только отражение существующего независимо от человеческого сознания вечного мира идей, а цель обучения состоит в развитии мышления, а не в накоплении знаний.[5] В представленном исследовании, категория выступает моделью реального мира и мыслей, которая ставит ребёнка в позицию самостоятельной активности активности в процессе познания. Эта мысль подтверждается точкой зрения Ж.Ж. Руссо, считавшего, что обучение должно основываться на развитии самодеятельности ребёнка, который исследует окружающие его предметы и явления, и утверждавшего, что на ребёнка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат , как ими пользоваться, предметы и явления обогащают опыт.
Проблеме изучения подходов к построению современного образования уделено внимание многих ученных современности (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Б. Котова, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, М.К. Мамардашвили, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, А.В. Петровский, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, В.Т. Фоменко, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др.).Анализ исследований в данной области позволил выделить несколько направлений в изучении вопросов дидактики: содержание обучения как средство развития личности, концепции развивающего обучения, учебная деятельность, принципы ее построения и способы овладения дошкольником теоретическим и логическим мышлением; процессуально - деятельностный подход к исследованию интеллекта, обучение как способ познания целостной картины мира и др.[4]
В связи с тем, что содержание образования в настоящее время рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, педагогическая наука и практика встали перед необходимостью поиска новых педагогических технологий, которые позволят построить путь познания ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение, расширение знаний о нем, но, прежде всего, будут способствовать развитию интересов к учению, интеллектуальной рефлексии, имитационного и ролевого моделирования, дискуссионной культуры,поисковой деятельности учащихся и др.[7] Изменение взглядов на обучение детей в школе, влечет за собой необходимость осуществления преобразований и в организации познавательной деятельности в системе дошкольного образования.
Учебно-познавательнаядеятельность детей дошкольного возраста в целом и содержание обучения, в частности, стали предметом изучения таких ученных как Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Л.Е. Журова, Р.И. Говорова, А.В. Запорожец, М.Г. Копытина, Е.Е. и Г.Г. Кравцовы, С.Н. Николаева, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др. Анализ исследований в области обучения детей позволил выделить три периода, ознаменовавшихся изменениями в построении содержания и методов познавательной деятельности дошкольников: 50-е годы -поиск новых принципов построения содержания программы обучения, отражающей систему знаний и умений об окружающем мире; 70-80-е годы – обновление содержания программ, связанных с расширением не только объёма знаний о мире, но и отражением закономерностей и взаимозависимостей между явлениями реального мира; поиск методов активизации познавательной деятельности дошкольников; в 90-е годы – появляются альтернативные программы, делающие попытку представить содержание образования как целостную картину мира и место ребёнка в нем, принципиально изменяется подход к методам познавательного развития детей от репродуктивных к моделирующим ипоисковым, к поиску моделей познавательной деятельностидошкольника, способствующих формированию основ категориального видения картины мира.[1]
Среди многообразных точек зрения на содержание дошкольного образования и развитие ребёнка в процессе познавательной деятельности особый интерес вызывает сегодня точка зрения ученных на познание ребёнком картины мира через философские категории (Л.А. Венгер, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, Р.М. Чумичева и др.).
Анализ научной литературы позволил вскрыть ряд противоречий в исследуемой нами проблеме, суть которых состоит:
не развёрнутости исследований в данном направлении и значимости овладения детьми категориями как способом познания мира;
требованиями государственного стандарта к формированию у детей основ логического и творческого мышления и отсутствием в педагогической практике развивающих технологий, обеспечивающих формирование целостной картины мира;
обозначении в педагогической науке значимости формирования целостной картины мира, определению этого феномена и полным отсутствием в педагогической практике методического инструментария для реализации путей, обеспечивающих развитие способов познания целостной картины мира ребёнком – дошкольника.
В отечественной философии у А.П. Валицкой картина мира — «это способ систематизации современного знания, инструмент изучения истории культур, инструмент моделирования реальности» [11]. «Во многих работах последних лет, — подчёркивает Б. С. Мейлах, — «картина мира» трактуется как результат всестороннего познания действительности, детерминированной уровнем развития культуры, науки, техники и искусства» [6].Таким образом, понятие «картина мира» выступает как универсальная категория. Оно выражает то представление о мире, которое складывается в сознании людей на основе всех достигнутых знаний, на всех уровнях и во всех формах освоения мира на протяжении всех этапов развития человечества.
«В ходе знакомства со всем окружающим, — считает Д. Б. Эльконин — даже в условиях стихийно складывающегося воспитания в семье, в этом возрасте (речь идёт о дошкольном возрасте) возникает - первый абрис мировоззрения - дифференциация природных и общественных явлений, живой и мёртвой природы, растительного и животного мира; появляются первые общие представления, создающие основу для последующего формирования в школе научных понятий».
Детские понятия были предметом исследования множества отечественных и зарубежных ученных: Барнеса, Бине, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Гезела, Гауппа, Декедра, П.Ф. Каптерева, А.Н. Леонтьева, Меймана, И.А. Менчинской, Оберера, Ролофа, М.Н. Скаткина, Фогеля, Штерна, Д.Б. Эльконина и др. Большинство пси¬хологов придерживается мнения о возможности усвоения некоторого теоретического знания детьми уже в дошкольном детстве. Исключение составляют взгляды Меймана, Пиаже, Сантросяна, которые полностью отказывают дошкольниками в возможности мыслить на понятийном уровне.
В психологии совокупность субъективных представлений об окружающей действительности обозначается такими понятиями как «картина мира», «образ мира», «теория мира», «модель универсума», «когнитивная карта». (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, А.П. Стеценко, В.В. Петухов и др.) Наиболее разработанным из них является понятие «образ мира», выдвинутое А.Н. Леонтьевым как одно из центральных в системе психологического знания.[7]
Раскрывая значение «образа мира», А.Н. Леонтьев обращается к понятию «квазиизмерение», связанному со «смысловым полем» и «системой значений». Психологическая интерпретация этого понятия осуществляется в рамках психологии образа, что подчёркивает субъективную сторону восприятия действительности.[12]
Литература
Аксенова Ю.А. Картина мироустройства в рисунках детей и взрослых /Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. -С.181 -194.
Алямовская В., Касьян А. Мировоззрение и . дети! //Обруч. 1995
Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром: Дис. .д-рапед.наук.-М., 1994.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993.
Валицкая А. П. Новая школа России: культуротворческая модель: Монография
Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968. С. 164. Югай Г. А. Диалектика части и целого в живой природе. М., 1966. - 31с.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. СПб. ПИТЕР.:2003 г.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»// Российская газета от 5 марта 2010 г. – С. 5.
Программа. Воспитания и обучения детей в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 2007.
Программа. Воспитания и обучения детей в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 2007
.Программа. От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.37.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.