ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования обусловлена социальной ситуацией развития общества, обстановкой новых социокультурных условий и совершенствования образовательных, социальных, психологических программ адаптации личности к ним.

На современном этапе развития общества познавательная деятельность детей в системе непрерывного образования должна опираться на активность самой личности в поиске и освоении информации, в развитии любознательности, как ключевого компонента компетентностей.

Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольной образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, одним из них является любознательность. Характеристика качества в ФГТ представлена следующим образом:

• любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе [8].

Любознательность побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.

Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Иначе говоря, она дает человеку силы получить результат своего интеллектуального поиска, продукт, который ценит не только он сам, но и его близкие, коллеги, а иногда и весь мир.

Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда запоминает ее. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе и учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность является источником позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание.

Однако, исходя из анализа психолого-педагогической литературы и современной образовательной практики, можно сформулировать следующие противоречия разного уровня:

На социально – педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- необходимостью развития любознательности старшего дошкольного возраста с одной стороны, и сложившейся практикой, не всегда способствующей высокому уровню развития любознательности, с другой;

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- необходимостью теоретического анализа проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточной изученностью названного феномена в современных психолого-педагогических исследованиях.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- возможностью развивать любознательность детей старшего дошкольного возрастав условиях дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного периода и отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического процесса по данному направлению личностного развития.

Рассматриваемая нами проблема сложна и многогранна. Она волновала ученых, писателей, художников, живших в разные эпохи. Так Леонардо да Винчи утверждал, что любознательность – это один из семи основных принципов, которые помогли ему развить свой гений, и что он может быть развит в каждом человеке. Леонардо как-то казал, что был настолько любознателен, что его ни когда не устраивал даже ответ «да».

Проблема развития любознательности у детей является традиционной в психолого-педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Различные авторы в зависимости от исходных методологических позиций и целей по-разному толковали ее сущность. Среди многообразия взглядов на природу любознательности можно выделить несколько направлений. Так, наиболее часто любознательность интерпретируется как познавательная потребность и познавательный интерес. С.Л. Рубинштейн рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком [17; с. 246]. В целом, для этих исследований характерно рассмотрение любознательности как недифференцированной, аморфной основы познавательного интереса, предпосылки его развития.

Ряд исследователей рассматривают любознательность в рамках познавательной мотивации. Так Д.Е. Берлайн определяет любознательность как условие мотивации, стремление к выполнению познавательных действий для получения необходимой информации. Любознательность у него выступает в качестве перцептивной (ориентировочно - исследовательской) и познавательной, реализующейся в поиске знаний [3, с. 54].

Следует отметить еще одно направление в понимании любознательности как черты характера или свойства личности. Такой взгляд на любознательность можно найти в работах Б.Г. Ананьева, В.Л. Поплужного, А.Н. Низовой, А.П. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, В.А. Абраменко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Погореловой и др.

Б.Г. Ананьев выделяет любознательность как черту характера, имеющую интеллектуально - эмоционально - волевой состав. [1, с. 13]. Н.Т. Лобова рассматривает любознательность как интегральное свойство личности, включающее ряд более простых интеллектуальных, а также эмоциональных и волевых свойств [7; с. 67]. По мнению автора, любознательность означает готовность субъекта к активной познавательной деятельности, в которой и проявляется. Побуждающую роль при этом выполняет познавательная потребность (познавательный интерес). Исходя из этого, Н.Т. Лобова выделяет в структуре любознательности три компонента: мотивационный, операционально-результативный и рефлексивно-оценочный. Мотивационный компонент любознательности человека заключается в особенностях его познавательной потребности, познавательных интересов. Операционально-результативный компонент выявляет способы интеллектуальной деятельности, умственные действия, которыми владеет субъект и без которых не может быть выполнен и завершен целостный акт познавательной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент любознательности заключается в способности субъекта к оценке умственной деятельности. Кроме этого, автор отмечает, что выполнение интеллектуального действия сопровождается эмоциональным переживанием и волевым напряжением. [7; с. 67].

В целом любознательность трактуется автором, как интегральное свойство личности, которое проявляется в стремлении к самостоятельному познавательному поиску, к усвоению и преобразованию информации.[7; с. 67].

С позиций комплексного подхода как системного свойства личности, становится возможным показать возрастную специфику ее проявления, рассмотреть особенности взаимодействия характеристик и признаков любознательных действий. [7; с. 67]. Любознательность в рамках данного подхода - система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации.[7; с. 67].

В отечественных исследованиях в качестве основных компонентов отдельных свойств личности выступают мотивационные характеристики (внутренние побуждения и мотивы), формально-динамические (сила, устойчивость и частота проявлений данного качества), результативные (направленность личности на получение результата в определенной сфере), эмоциональные (сопровождающие деятельность переживания), когнитивные характеристики (познавательные процессы). Определенные взаимоотношения между этими компонентами свидетельствуют о целостной и системной организации базовых свойств личности.

Исследователи любознательности отмечают наличие различного рода препятствий, затрудняющих проявление и реализацию любознательного поведения человека. В рамках системного подхода эти трудности выступают в операциональном и эмоционально-личностном аспекте. Операциональные трудности при проявлении данного свойства свидетельствуют о недостатках познавательной сферы, неумении анализировать и обобщать полученную информацию, об ограниченности и несформированности интеллектуальных привычек и навыков.

Эмоционально-личностные трудности проявляются у человека при повышенной критичности к себе, своим личностным свойствам. Ценность данного подхода заключается в том, что появляется возможность определения условий развития личностных свойств и факторов, влияющих на их проявление и реализацию.

На современном этапе развития общества, познавательная деятельность детей в системе непрерывного образования должна опираться на активность самой личности в поиске и освоении информации, в развитии любознательности, как ключевого компонента компетентностей

Л.И. Божович указывает, что ориентировочно-исследовательская деятельность человека носит активный характер, в отличие от условно-рефлекторных реакций животных, что свидетельствует о немалой доли участия социального фактора в развитии поисковой инициативы [4; с. 6].

Придерживался биологической теории возникновения интереса и С.Л. Рубинштейн, связывая его с ориентировочным рефлексом, однако любознательность он называл психологическим выражением интереса, подчеркивая, тем самым, ее социальную сущность[17; с. 136].

В исследованиях Н.Ц. Купарадзе отмечена преобладающая роль среды в формировании любознательности. Причем не сами по себе обстоятельства и жизненные условия накладывают значительный отпечаток на развитие личностной любознательности, а окружающие субъекта люди, их воздействие, понимание, стимулирование [6; с. 61].

Связь любознательности с интересом и, соответственно, с ориентировочно-исследовательским рефлексом приводит к пониманию изучаемого свойства как более совершенного психического образования, условия и пути формирования которого, по мнению К.М. Рамоновой, зависят как от внешних объективных причин, так и от многих возрастных и индивидуальных особенностей детей [16; с. 93].

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. [Текст] М., 2003, – 25 с.

  2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. [Текст] / Баранова Э.Л. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.

  3. Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации. [Текст] // Вопр. психол. 1996. №3. С. 54-60.

  4. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения. [Текст] СПб., 2007, – 25 с.

  5. Капустина, Н.Г. Психологические аспекты развития познавательного интереса у дошкольников // Детский сад от А до Я. [Текст] Капустина Н.Г. 2009, №1. С 118-126.

  6. Купарадзе Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] М., 2001, – 121 с.

  7. Лобова Т. Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя. М., 2001, – 192 с.

  8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Российская газета от 5 марта 2010 г. – С. 5.

  9. Программа. Воспитания и обучения детей в детском саду [Текст] / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 2007.

  10. Программа. Воспитания и обучения детей в детском саду [Текст] / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 2007.

  11. Программа. От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

  12. Прокофьева, Т.В. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по развитию изобразительного творчество. [Текст] Т.В. Прокофьева. – М.: ГДкОвШ, 2008. -54

  13. Прокофьева, Т.В. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по развитию изобразительного творчество. [Текст] Т.В. Прокофьева. – М.: ГДкОвШ, 2008. -54

  14. Психолого-педагогический словарь В.А. Мижериков.

  15. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в дет.саду [Текст] / Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И и др.- М.: Просвещение, 1997.

  16. Рамонова К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. СПб, 2007, - 187 с.

  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999. – 720 с.

  18. Сирбиладзе, П. Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7-ми лет): Автореф. дис. канд. пед. наук. [Текст] / Сирбиладзе П. Г. – Тбилиси, 1966. – 22 с.

  19. Щукина, Г.И Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] / Щукина Г.И.- М.: Педагогика, 1988.-239с.

  20. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. [Текст] / Щукина Г.И. – М., 1971. – 351с.

  21. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин; Ред.– сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» 2005. – 384 с.

Просмотров работы: 6695