Поэтому велика значимость формирования межэтнической толерантности уже у детей младшего школьного возраста. Данный возраст считается сензитивным для воспитания толерантности. Психологами выявлено, что в данном возрасте сформирована национальная и культурная идентификация. В этот период важно начать равнозначное рассматривание разных культур в образовательных программах и признание их равноценности для представителя любой национальности.
Требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения позволяют учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, предполагают воспитание и развитие качеств личности на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава 4, с. 126.
О.Б. Скуратова отмечает, что в педагогике толерантность рассматривается в системе понятий «ценности — отношение — поведение», где толерантность определяется как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании их инаковости (П.В. Степанов), как приобщение к искусству бесконфликтности, к умению жить в «мире непохожих людей и идей» (А.Г. Асмолов). Н.А. Асташова и В.В. Глебкин раскрыли педагогические проблемы формирования толерантной личности в системе общего образования с опорой на диалог культур 5, с. 17.
А.Г. Асмолов отмечает, что в современной этнопсихологии межэтническая толерантность трактуется как личностное образование, которое входит в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур 1, с. 8.
Также А.Г. Асмолов отмечает, что межэтническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования [1, с.9].
Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, который продолжается в процессе всего времени обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, которые растут в поликультурной среде, может возникнуть не только в результате наблюдения за общением родителей в производственной деятельности, а также в результате того, что их объединяет проживание в одном доме, на одной улице, совместное участие в подготовке и проведении, общих для всех, мероприятий и праздников.
Работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в этом возрасте у детей возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. В этом возрасте у детей происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладывается отношение к ним, происходит их своеобразная «оценка», на основе чего формируются основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.
В рассмотренных исследованиях изучено понятие толерантности и определен сензитивный период по формированию межэтнической толерантности, но исследований по формированию межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства проведено не достаточно.
Значимость изобразительного искусства в формировании личности ребенка подчеркивалась в работах философов и педагогов, таких как Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский и др.
Анализ педагогической практики, проведенный О.Б. Скуратовой показал, что «особое внимание уделяется формированию межэтнической толерантности через приобщение учащихся к национальному и мировому культурному наследию. В данном процессе широко используется потенциал общеобразовательных предметов гуманитарного цикла» 5, с. 34.
Большой потенциал становления межэтнической толерантности у младших школьников, содержит в себе художественно-эстетическая деятельность, которая представляет собой уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка, силу, облагораживающую его стремления и чувства и область приложения творческих сил и способностей детей.
Уроки изобразительного искусства могут выступать одним из средств формирования межэтнической толерантности в начальной школе, так как изобразительная деятельность является наиболее привлекательным видом творческой деятельности для младших школьников и способна приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата. В то же время изобразительное искусство является носителем знания о мире, выступает средством передачи социального опыта, системы ценностей и взглядов на мир. Изобразительное искусство формирует у ребенка эмоционально-ценностное отношение к проявлениям окружающего мира и развивает его воображение. Все это способствует формированию межэтнической толерантности учащихся.
С.Н. Цепляева утверждает, что изобразительное искусство как учебный предмет обладает высокими потенциальными возможностями в реализации поставленных государством задач по внедрению регионального компонента в образовательный процесс и, как следствие, воспитанию этнотолерантности. Особую роль в этом процессе играет декоративно-прикладное искусство, которое является неотъемлемой частью духовной культуры народа и содержит в себе не только информацию о его истории, религиозных и нравственных представлениях, но общечеловеческие духовные ценности. Поэтому, изучение декоративного искусства может стать для младших школьников ступенькой в постижении общечеловеческих духовных ценностей и мировой культуры, а также будет способствовать пониманию национальной самобытной культуры и воспитанию национальной терпимости 6, с. 3.
О.А. Кравцова определила успешность процесса формирования межэтнической толерантности в процессе изучения изобразительного искусства в начальной школе созданием определенных педагогических условий, среди которых она выделила следующие: организация восприятия ценности человека и человеческих отношений в контексте изобразительного искусства; формирование представлений о культурном многообразии мира через создание художественного образа национальных культур; организация встреч младших школьников с этническими культурами непосредственно в процессе изобразительной деятельности.
Эта работа на уроках изобразительного искусства проводится через обобщение сведений учащихся о народах родного края, что необходимо для осознания детьми особенностей их культур и оценки богатого накопленного ими опыта. Учитель формирует у учащихся понимание того, что разнообразие культур многонационального населения края – это огромное достояние.
ХМАО–Югра является многонациональным регионом, в котором проживают русские, украинцы, татары и др., что создает благоприятные предпосылки для формирования межэтнической толерантности детей и подростков, в том числе младших школьников. Через знакомство, изучение и анализ искусства различных народов возможно развитие нравственных чувств, обеспечение комфортности детей внутри культурного пространства и укоренение ребенка в национальной культуре.
Содержание межэтнической толерантности школьников на уроках изобразительного искусства включает сведения об этнокультурных особенностях. Этому способствуют уроки, на которых младшие школьники рисуют сюжеты сказок, национальные костюмы, изучают произведения народных мастеров и создают различные орнаменты, эскизы элементов росписей, выполняют работы на исторические темы и т.д.
Для определения возможностей формирования межэтнической толерантности на уроках изобразительного искусства в начальной школе проанализируем программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского и «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 - 9 классы», под редакцией Т.Я. Шпикаловой. Результаты изучения программ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Формирование межэтнической толерантности у младших школьников на уроках изобразительного искусства по различным программам
Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского 2 |
«Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 - 9 классы», под редакцией Т.Я. Шпикаловой 3 |
|
Цель |
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. |
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство. |
Виды художественной деятельности |
Практическая художественно-творческая деятельность и деятельность по восприятию искусства. |
Восприятие произведений искусства. Рисунок. Живопись. Скульптура. Художественное конструирование и дизайн. Декоративно-прикладное искусство |
Принципы, ценностные ориентиры содержания. Значимые темы искусства |
«От родного порога в мир общечеловеческой культуры». Открытие многообразия культур разных народов. |
Земля – наш общий дом. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. |
Содержательные линии программ |
Тема 4 класса – «Каждый народ - художник». Знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции. |
3 класс. Темы: Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…». Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…». Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…». Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
Тематика уроков изобразительного искусства позволяет не только формировать представления у младших школьников о межэтнической толерантности, но и проводить работу по оценке их сформированности, так как дети получают не только знания, но и проявляют свое отношение к выполняемой работе, а также используют свои знания и имеющийся опыт в своей деятельности.
Анализ литературы позволил сформулировать следующие выводы: над проблемой формирования межэтнической толерантности работают многие известные отечественные ученые, как педагоги, так и психологи; проблема формирования межэтнической толерантности на уроках изобразительного искусства является недостаточно изученной, но эти уроки могут выступать активным средством ее формирования. Программы по предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классах позволяют формировать межэтническую толерантность у младших школьников в различных классах. Это подтверждает необходимость проведения исследования по изучению уровней сформированности межэтнической толерантности у младших школьников и разработке технологии ее формирования.
Литература
Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно - публицистический вестник, 2001.- № 1. - C. 8 -18.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001. – 129 с.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001. – 193 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.
Скуратова О.Б. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Скуратова Ольга Борисовна - Москва, 2010 - 185 с.
Цепляева Н.С., Корсун Р.П., Каранова В.В., Шантина Э.Д. Национально-региональный компонент в содержании и структуре образования. Нормативно-правовые документы. - Магадан: Изд. СМУ, 2006. – 98 с.