Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличении скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей.
Рис. 1. Игра «Перекресток» |
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Роль родителей в этом становлении очень важна. Только в детском саду ребенок получает наиболее систематизированную информацию о безопасном поведении и приобретает главную для дошкольного возраста ценность – определенный набор полезных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков, чем больше у него полезных привычек, тем легче ему будут даваться любые знания. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Учитывая вышеизложенное, мною была разработана система работы с детьми, родителями, и педагогами, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города с использованием здоровьесберегающих технологий». Работа по обучению детей правил дорожного движения с использованием здоровьесберегающих технологий была проведена в нескольких этапах: подготовительный, диагностический, основной, итоговый.
На первом этапе я изучила психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме. Изучила социальный заказ родителей, подобрала диагностический инструментарий, разработала мониторинг. Мною была разработана система работы с детьми, родителями, педагогами.
На втором этапе провела диагностику детей старшего дошкольного возраста с целью выявления уровня их знаний о осознанном безопасном поведении на улицах города. В исследование принимали участие 17 детей. Анализ результатов показал: что не все дети знают как правильно нужно вести себя на дороге: в - 10%, с – 45%, н – 45; недостаточные знания у детей о дорожных знаках: в – 5%, с – 55%, н – 45%; затруднения у детей вызывало задания о дорожных «ловушках»: в – 12%, с – 38%, н - 60%; знания детей о домашнем адресе: в – 12%, с - 30%, н – 58%. Участие родителей в данной работе на начальном этапе составило - 11%. Было выявлено, что не все родители знают, как нужно учить детей правилам дорожного движения.
На третьем этапепосле проведения диагностической работы я разработала и апробировала технологию здоровьесбережения по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, как средства повышение эффективности обучения детей правил дорожного движения во взаимодействии педагога с родителями и детьми моей группы. Составила перспективный план работы с детьми, родителями и воспитателями.
Началу работы в данном направлении предшествовал анализ здоровьесберегающих технологий с целью отбора наиболее эффективных и приемлемых, которые можно было бы использовать для развития тех или иных знаний, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Использовались различные виды продуктивной деятельности (тестопластика, лепка, рисование, конструирование, сочинение сказок, игры с песком, и т. д.). В результате проведённой работы, я разработала технологию по использованию здоровьесбережения в формировании у детей осознанного поведения на дороге как средства повышения эффективности обучения правил дорожного движения, создала оптимальные условия для развития совместного творчества детей и родителей. Технология была представлена в три этапа: начальный - создание специальной среды (практическая зона) презентация здоровьесберегающих технологий; обучающий - обучение детей в использовании здоровьесберегающих технологий (знакомство с алгоритмом действий): работа с природными материалами (тестом, песком, красками); специальные оздоровительные игры, психогимнастика и т. д.; и заключительный - самостоятельная работа детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Проведение непосредственно образовательной деятельности предполагало решение следующих задач: психолого-педагогические, социальные и оздоровительные задачи;
Психолого-педагогические: формирование культуры поведения на дорогах, формирование умения строить свою деятельность по словесной инструкции; формирование умения анализировать результат деятельности;
Социальные: создавать эмоциональное настроение, вызывающее положительное отношение к игре; выявлять и фиксировать необходимые диагностические данные; руководить познавательным процессом, организовывать обучение детей; исполнять роль участника игры, партнера; направлять каждого ребенка на выполнение игровых действий; давать образец поведения в игре; формировать положительный эмоциональный настрой.
Оздоровительные: формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; совершенствовании практических навыков здорового образа жизни
Работа с родителями. Работа по взаимодействию с родителями проводилась с использованием: традиционных форм (консультации, беседы, родительские собрания); и нетрадиционных форм (досуги, мастер – классы, дискуссии, выставки, создание кружковой работы, презентаций, создание сайта для родителей, участие в городских конкурсах и т. д).
На собрании был продемонстрирован весь материал, приготовленный для предстоящей работы, методы работы с тестом, песком, играми, художественной и методической литературой; были предложены памятки по организации обучения детей правил дорожного движения дома и по организации уголка безопасности. Познакомила с инспектором ГИБДД г. Нижневартовска Копыловым Г.А. Родители активно включились в работу, и в дальнейшем было решено работать по данному направлению во взаимосвязи со всеми специалистами дошкольного образовательного учреждения, оказывая поддержку и помощь в обучении детей. Одним из решений проблемы было принято решение создать кружок по работе с родителями «Юный пешеход». Родителям были предложены ряд консультаций, презентаций, памяток, по использованию здоровьесберигающих технологий, в обучении детей правил дорожного движения.
Рис. 2. Уголок «Юный пешеход» |
В процессе дальнейшей работы с родителями проводились индивидуальные беседы, а также создан сайт по теме: «Безопасность», консультации «Обучении правил дорожного движения», и другие. Родителям было очень интересно приходить на кружковую работу, где мы делали своими руками совместно с детьми дорожные знаки, атрибуты для подвижные и сюжетно-ролевых играх, создавали макет «Наш микрорайон», оформляли детские работы для выставки, изготовляли поделки для участия в городских смотрах-конкурсах и др. Использовались нетрадиционные методы обучения: выставка работ детей совместно с родителями «Знай и соблюдай правила дорожного движения», где родители и дети проявили своё творчество в создании семейных поделок из различного материала (аппликация, рисование, поделки из природного материала, тестопластика, крупа, и др.). Родителям предлагались: совместный досуг с детьми «Веселые старты», театрализация кукольного театра «Дорога к терему», «Правила движения достойны уважения», Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Активное участие родители принимали и в организации предметно-развивающей среды. Родителями были приобретены различные дидактические игры, детские машины и дорожные знаки для проведения практических занятий в автогородке, изготовили макет «Наш микрорайон». В день «Открытых дверей» родители группы посетили непосредственно образовательную деятельность (занятие) – Презентации уголка безопасности группы, автогородка детского сада, где была показана система работы с детьми. В дальнейшем мы совместно с родителями составляли рассказы о правилах дорожного движения, оформляли альбом и презентовали его совместно с детьми на вечерних посиделках. Все формы работы с родителями, а особенно постановка сказок родителями, работа кружка детьми и педагогами, были восприняты со стороны родителей дошкольного образовательного учреждения на положительном уровне. Итогом работы с родителями было: составление и оформление фотоальбома по теме «Внимание – дети»; составления сборника сказок по Правилам дорожного движения, сборник безопасных маршрутов «Детский сад – дом – школа», подборка видеоматериалов, презентаций; участие в городских выставках и конкурсах.
Работа с воспитателями. Для воспитателей был проведён – мастер-класс, презентация – с показом открытого занятия «По использованию здоровьесберегающих технологий в обучении правил дорожного движения дошкольников для педагогов». Воспитателям были даны методические рекомендации по использованию различных форм, методов и приемов в обучении детей безопасного осознанного поведения на дороге.
Четвертый этап – итоговый. Цель данного этапа: выявить уровни знаний старших дошкольников о безопасном поведении на улицах и дорогах по средствам диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы. Результатом данного проекта стало то, что:
1. Разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за здоровье, безопасность своей жизни и жизни других людей.
2. Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни: дети знают как правильно нужно вести себя на дороге: в - 45%, с – 55%, н – 0%; знания детей о дорожных знаках: в – 67%, с – 33%, н – 0%; детей знают о дорожных «ловушках» и как нужно из них выходить: в – 70%, с – 30%, н - 0%; все дети знают свой домашний адрес: в – 80%, с - 20%, н – 0%. Участие родителей в данной работе на заключительном этапе составило - 82%.
3. Среди родителей планомерно и активно распространялись знания об использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей правилах дорожного движения.
Предлагаю вашему вниманию несколько здоровьесберегающих технологий в обучению детей правилам дорожного движения.
Игра является универсальным средством передачи знаний. Ее любят и взрослые и дети. Например, даже простой переход улицы можно разучить достаточно забавно. Для детей необходимо сформировать простой и ясный рефлекс – красный – не перехожу улицу, зеленый – перехожу. Поиграем в простые, но полезные игры.
Рис. 3. Пешеходный переход |
Рис. 4. Макет для игры |
Игры с песком
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта
- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание памяти;
- с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учиться прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
При игре с песком выполнить такие упражнения:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- пройтись пальцами рук или ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;
- нарисовать с помощью пальцев рук дорожки, перекрестки, тротуары и поставить необходимые дорожные знаки;
- создавать опасные дорожные ловушки и находить выход из сложившийся ситуации;
- построить свой микрорайон с домами улицами, тротуарами и провести безопасный маршрут: детский сад – дом – школа.
Для игры с песком в помещении необходимы:
- водонепроницаемый деревянный ящик, чистый пересеянный песок (лучше его прокалить), вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок, распылитель, небольшие емкости с водой для смачивания песка, дорожные знаки, мини-дома, машинки небольших размеров, светофоры, игрушки-пешеходы.
Работа с тестом
Работа с тестом оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела. Занятия с тестом позволяет снять стресс, помигают выражению чувств, закрепить раннее полученные знания об окружающем мире, в том числе правил дорожного движения.
Рис. 5. Игры с тестом |
При работе с тестом можно выполнить следующие задания:
- изготовить дорожные знаки, фигуры людей для сюжетно-ролевых, дидактических игр;
- смастерить разные машины (грузовые и легковые) и т.д.
Все изготовленные фигурки и поделки из теста высушить в духовке или на окне. Готовые фигурки можно использовать в игре.
Психогимнастика
Психогимнастика помогает в формирование у детей умения ориентироваться на слово при организации действия как условие развития его произвольности. Закрепить знания о правилах дорожного движения. Развивает двигательное воображение. Передает целостность внутреннего состояния (настроения) через мимику, позу, жесты, интонацию голоса.
Игра «Ласковушки». Дети называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами.
Игра «Жезл регулировщика» Ребенок стоит внутри круга и падает назад, ничего не боится, потому что друзья его поддержат, не дадут упасть.
Игра «Улыбка пешеход» «Вы знаете ключ, который открывает все замки в душах людей-пешеходов? Это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Повернитесь к своему соседу и подарите ему свою улыбку».
Игра «Машины» Тренировка по укреплению мышц глаз. Каждый ребенок следит за движением своего указательного пальца, которым рисуют контуры разных машин.