Проблема формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что в младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России. Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей, поскольку здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.
Под культурой здоровья детей младшего школьного возраста понимается совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания[ 5 ].
Исходной возрастной точкой формирования культуры здоровья принято считать младший школьный возраст
Культура здоровья у детей младшего школьного возраста это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат, прежде всего, воспитания.
Культура здоровья детей младшего школьного возраста. Прежде всего, это ребенок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребенок, который бережно, уважительно и заботливоотносится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру. Ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание и др.)
Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах — семье и образовательном учреждении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать взрослых членов семей проблемами формирования личности детей [4].
К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребенку нормального развития и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности [3].
Специалисты в области образования младших школьников обращают внимание на необходимость активного привлечения родителей к воспитанию их детей. Опыт показывает, что организатором этой работы может стать образовательное учреждение, и в первую очередь педагог дополнительного образования.
Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми дома и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.
«Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка (Т.А. Куликова).
«Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации (О.Л. Зверева).
Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.
Специфика здоровьесберегающей деятельности в процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления собственным здоровьем становится родители и сам индивид. Педагог помогает ребенку обрести необходимую мотивацию, основанную на индивидуальных потребностях и, давая свободу выбора, предоставляет возможность получения необходимых знаний и навыков [3].
Концептуальной основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ культуры здоровья является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Для этого педагоги отмечают, что следует обратить внимание на такие аспекты как:
1. Создание развивающей среды – пространство самореализации.
2. Оказание помощи ребёнку для накопления необходимого опыта и знаний для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья.
3. Формирование через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям.
4. Стимулирование школьника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности.
5. Направление на совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
6. Формирование навыков саморегуляции поведения школьника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья [1].
Все вышеперечисленные аспекты, касающиеся проблемы воспитания культуры здоровья школьника обращены к развитию личности, двигательной сферы, к укреплению здоровья ребенка.
В рамках данной проблемы мы провели опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе сформулировали следующие задачи:
1. Выявить исходный уровень культуры здоровья у детей младшего школьного возраста;
2. Изучить состояния работы в практике учреждения дополнительного образования детей по проблеме исследования.
В исследовании принимали участие 30 воспитанников младшего школьного возраста, 10 педагогов и 20 родителей.
Для решения первой задачи нами проводилась оценка уровня развития культуры здоровья у детей младшего школьного возраста с помощью диагностических заданий. Выявляли наличие или отсутствие значимых различий у детей экспериментальной и контрольной групп.
Показатели уровней культуры здоровья младших школьников мы связываем с основными компонентами личности (М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Л.Д. Столяренко): когнитивным, эмоционально-волевым, предметно-практическим, рефлексивно-оценочным.
Нами выделены критерии и показатели оценки культуры здоровья у детей младшего школьного возраста и подобраны к ним соответствующие методики диагностики.
Таким образом, содержательными показателями культуры здоровья являются изменения, новообразования сфер индивидуальности в совокупности со сформированными экологически значимыми чертами личности. К ним относятся:
- в когнитивной сфере – объём, глубина, осознанность знаний об основных эколого-валеологических ценностях, экологическое мышление.
В эмоционально-волевой сфере – отношение к экологическим нормам (бережливость, умеренность, добропорядочность), своему здоровью характер и глубина переживаний (радость, жалость, отзывчивость, эмпатия), нравственно-волевые устремления в реализации поступков (твёрдость, самостоятельность, упорство, принципиальность); умение оценить собственное и поведение сверстников с точки зрения экологических норм (критичность, честность);
- в предметно- практической сфере – сформированность системы навыков и умений по уходу за своим организмом, поддержания здоровья.
Анализ результатов по выполнению серии заданий на выявление уровня сформированности культуры здоровья, дает возможность сказать, что знания детей о культуре здоровья есть, но они носят бессистемный и недостаточно осмысленный характер. Сопоставление полученных по всем компонентам данных позволяет констатировать доминирование детей с низким уровнем развития культуры здоровья. Таким образом, можно сказать, что дети не всегда понимают необходимость сохранения и укрепления здоровья. У детей нет чёткой ориентации на собственные усилия для укрепления здоровья. (таб.1)
Таблица 1
Сводные данные оценки уровня знаний о культуре здоровья младших школьников
Уровень |
Группа «А» |
Группа»В» |
высокий |
0% |
0% |
средний |
40% |
50% |
низкий |
60% |
50% |
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента была осуществлена следующая работа:
- анкетирование педагогов дополнительного образования
- анализ плана воспитательной работы педагогов дополнительного образования
- анкетирование родителей
С помощью анкетирования мы планировали выявить не только интерес к данной теме, состояние непосредственно - образовательной деятельности по воспитанию культуры здоровья у детей младшего школьного возраста, но и работу по взаимодействию педагогов дополнительного образования детей и родителей
Таким образом, изучение анкет, анализ планов воспитательной работы педагогов дополнительного образования показывают, что существуют определенные проблемы, как в планировании, так и в организации работы с детьми и родителями, создании условий в коллективе, которая способствовала бы привлечению детей к здоровому образу жизни.
Полученные данные свидетельствуют, что педагоги проводят определенную работу, но она ведется на низком уровне, нет системы, чтобы с детства сформировать потребность в здоровом образ жизни.
Результаты анкетирования родителей показали, что для большинства из них здоровый образ жизни ассоциируется зачастую только с занятиями спортом т отсутствием вредных привычек. Однако большинство родителей указали, что сами не ведут здоровый образ жизни. Основной причиной назвали отсутствие времени. Все родители осознают вредное воздействие неблагоприятной окружающей среды на здоровье детей и недооценивают роль природных средств в оздоровлении детей. Выявленные проблемы в семье объясняются недостаточной общей культурой родителей, слабой связью образовательного учреждения с семьей.
Для решения выявленных проблем мы поставили перед собой задачу на этапе формирующего эксперимента разработать и внедрить учебную программу курса дополнительного образования детей, в которую обязательно должны войти мероприятия по воспитанию культуры здоровья младшего школьника, по повышению профессиональной компетентности педагогов в данной области, взаимодействию педагогов-родителей-детей.
Литературы
Антонелене Э.Н. Воспитание культуры здоровья ребенка в условиях инновационного образовательного учреждения. - Ставрополь, 2006. –С 105-130.
Большой энциклопедический словарь в 2 т /Под ред. А.М. Прохорова. – М., 2008, - С 69-85
Гревцова Л. С. Педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей семи лет. - М., 2012. – С. 10
Зверева О.Л. Социально-педагогическая работа с семьёй – М., 2011.
Каган М.С Введение в историю мировой культуры. – СПб., 2008. – кн.1. – 383 с., кн.2 - 320с.