А.В. Хуторской определяет компетенцию как «отчужденное, наперёд заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке ребенка, необходимой для качественной продуктивной деятельности» [4].
И.А. Зимняя рассматривает компетенции как потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [2].
Таким образом, компетентность является понятием процессуальным, формируется и проявляется в деятельности. Компетентность есть актуальное проявление компетенции. Большинство исследователей подчеркивают сложный состав компетентности. По мнению И.А. Зимней, компетентность включает:
–готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
–владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);
–опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
–отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект);
– эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [2].
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, и предметное различают компетенции ключевые, межпредметные и предметные. Ключевые компетенции, относящиеся к общему (метапредметному, надпредметному) содержанию образования, определяют успешную социализацию дошкольников.
А.Г. Гогоберидзе выделяет начальные специальные (допредметные) компетентности, которые обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию. В структуру данных компетентностей входят: начальная речевая, начальная экологическая, начальная художественная компетентности.
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 основная часть программы предусматривает содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, одной из которых является область «Художественное творчество», которая ориентирована на приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного творчества, художественной компетентности детей.
Художественную компетентность А.Г. Гогоберидзе определяет как готовность дошкольников самостоятельно решать задачи, связанные с художественным восприятием и интерпретацией произведений искусства разных видов и жанров и творчеством в различных видах художественной деятельности [1].
Что же касается словосочетания художественная компетенция, то здесь можно выделить следующие подвиды:
изобразительно-языковая компетенция — способность понимать и создавать самому художественные произведения, грамотно пользуясь средствами художественной выразительности, языком изобразительного искусства (техничность и способность создавать образ);
вербально-образная компетенция — знание определенного минимума художественных терминов, их значений и умение грамотно использовать их в разговоре и обсуждении произведений искусства;
образно-стилевая компетенция — знание основных стилевых направлений в искусстве, совокупности признаков дающих право утверждать о принадлежности исследуемого объекта к определенному стилю, умение при необходимости создавать объекты с заданными стилевыми характеристиками;
стратегическая компетенция — любознательность, свежесть взгляда, способность выбирать в хаосе повседневных впечатлений наиболее яркие, позволяющие и требующие своего воплощения;
продуктивно-образная компетенция — способность не только репродуцировать образ, но и подходить к его созданию творчески, каждый раз решая задачу заново.
По мнению О.Ю.Никитиной основой художественной компетентности дошкольника является не количество знаний, умений, навыков, а способы оперирования основными, едиными для всех видов искусства принципами художественной деятельности. Показатели уровней развития художественной компетентности мы связываем с основными компонентами личности (М.С. Каган, Н.И. Шевандрин, Л.Д. Столяренко и др.): когнитивным, эмоционально-мотивационным, предметно-практическим. Содержательными показателями художественно-творческой компетентности являются изменения, новообразования сфер индивидуальности в совокупности со сформированными экологически значимыми чертами личности. К ним относятся:
- в когнитивной сфере — объем, глубина, осознанность представлений о жанрах и выразительных средствах изобразительного искусства;
- в эмоционально-мотивационной сфере — развитие внутренних, сущностных, природных, универсальных свойств личности дошкольника: композиционного мышления, зрительной памяти, воображения, эстетического восприятия действительности и искусства, внимания, наблюдательности, эмоциональный отклик, отношение к изобразительному искусству, проявление интереса к произведениям изобразительного искусства;
- в предметно-практической сфере — сформированность знаний о жанрах и видах изобразительного искусства, самостоятельная творческая деятельность.
Процесс развития художественно-творческой компетентности сложен и длителен, ибо включает в себя все знания и навыки, усвоенные ребенком за период обучения, и являются показателем степени осведомленности в искусстве.
Литература
Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышления (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста).// «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2006. № 1.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М.,2010
Хуторской А.В.Методика личностно-ориентированного обучении. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.