В России наблюдается феминизация бедности. Современные демографические тенденции обостряют женский вопрос. Рост неполных семей с малолетними детьми, возрастающее число разводов актуализируют необходимость получения женщинами самостоятельного дохода. Минимизация социальных выплат, связанных с материнством, осложняет положение женщин в обществе. Изменение структуры формирования семейного дохода, низкий уровень заработной платы и пенсий актуализируют проблемы занятости российских женщин. Самостоятельный доход содействует обеспечению равенства прав и возможностей женщин в обществе. Существуют три возможных источника получения доходов: оплата наемного труда; социальные выплаты в связи с материнством; предпринимательская деятельность.
Участие женщин в формах занятости, связанных с развитием предпринимательской деятельности, открывает новые перспективы решения проблем занятости, преодоления гендерного неравенства, повышения социально-экономического статуса женщин.
Актуальность темы исследовательской работы определяется: ролью социального предпринимательства в контексте повышения занятости женщин, направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, содействующие развитию женского предпринимательства, проблемами и перспективами интеграции женщин в сферу социального предпринимательства.
Объектом исследовательской работы является положение женщин в сфере трудовой занятости, предметом – организационно-технологические формы социального предпринимательства женщин в Российской Федерации.
Цель исследовательской работы – определить перспективы распространения социального предпринимательства женщин в малых городах на примере г.Новошахтинска Ростовской области.
Исследованием положения женщин на рынке труда, правовые аспекты женской занятости, подходы к регулированию занятости женщин занимались Л.С.Ржаницина1, Г.Н.Карелова2, Л.А.Веллем3.
Весомый вклад в изучение положения женщин в современном мире внесли работы О.А.Ворониной4, Е.А.Здравомысловой5, М.М.Малышевой6, Е.М.Мезенцевой7, Н.М.Римашевской8, И.О.Тюриной9, З.А.Хоткиной10, Т.Четвертиной11.
Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства исследуются в работах Л.В.Бабаевой, А.Е.Чириковой12.
Гендерные аспекты предпринимательства освещаются в работах С.М.Моор13, этой же проблематике посвящено исследование С.А.Автономовой14.
Теоретической базой исследования стали разработки современных российских ученых, посвященные проблемам социальной политики, занятости населения, оптимизации уровня безработицы в условиях становления рыночных отношений, особенностям формирования рынка труда в России: Л.Абалкина15, B.C.Буланова16, Р.П.Колосовой17, А.Э. Котляра18, В.И.Плакси19, Б.В.Ракитского20.
Излагая современные подходы к предпринимательству и специфике малого бизнеса, автор использовал работы А.В.Безгодова21, А.О.Блинова22, В.Е.Глущенко23, М.Г.Лапусты24, А.Д.Чепуренко25.
Практический опыт социального предпринимательства представлен и в сети Интернет, где работает информационно-аналитический портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство»26, на котором размещены статьи с анализом особенностей развития социального предпринимательства в России и за рубежом, действующие проекты, требующие разработки.
Научная новизна работы заключается в определении возможностей использования социального предпринимательства как перспективного направления повышения занятости женщин, позволяющего снизить безработицу среди женщин и тем самым увеличить свой доход, а также решить многие социальные проблемы.
По проблематике в области занятости женщин имеются публикации автора. 27
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве методологической основы для дальнейших исследований в области самозанятости женщин.
Практические рекомендации, сделанные в работе, могут быть учтены при разработке региональных и местных программ поддержки женского предпринимательства и быть полезными для определения стратегий улучшения положения женщин на рынке труда и в сфере занятости.
В процессе исследования было установлено, ситуация на рынке труда такова, что многие профессии становятся невостребованными, наблюдается тенденция роста желающих переучиться, получить новую профессию. Однако на выборе сказывается отсутствие информации, которая бы могла увеличить вероятность трудоустройства. Незнание того, какие профессии наиболее перспективны с точки зрения трудоустройства, перспектив профессионального роста и т.д., привело к тому, что выбор делается либо в пользу профессии, рынок труда которыми и так уже насыщен (бухгалтеры, секретари), либо в пользу профессии, не столько для дальнейшего трудоустройства, сколько для того, чтобы овладеть ремеслом, полезным для своей семьи (шитье, вязание и т.д.). Это связано еще и с тем, что до недавнего времени получение новой профессии за счет службы занятости не вызывало затруднений, многие женщины хотели просто использовать период безработицы с максимальной пользой для своей семьи28. Но переобучение не гарантирует решения проблемы занятости. Те, кто получили профессии, связанные с каким-то ремеслом (портные, закройщики, парикмахеры, вязальщицы, вышивальщицы, специалисты по плетению из лозы и т.д.), и те, кто получили так называемые рыночные профессии (бухгалтеры, менеджеры и т.д.), при определенной поддержке могут использовать полученные профессии в предпринимательской деятельности.
Поэтому возможно несколько организационных форм предпринимательства в зависимости от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов.
Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости г.Архангельска являются одним из каналов, содействующих женскому предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре.
На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия женской занятости совместно с районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив женщин, которые решили создать такую мастерскую.
Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы - вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций.
Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, женщинам, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую женщин, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь: аренда помещения, первоначальная реклама в средствах массовой информации и др.
Женщина не обязательно должна сама быть владельцем или соучредителем создаваемой фирмы, она может быть просто там трудоустроена. Для этого в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд.
Женщина может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью. В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной помощи, помощь в размещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическую помощь29. Женщина, ставшая членом фонда, должна быть уверена, что он является гарантией обеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина.
Какие сферы наиболее приемлемы для таких организационных форм женского бизнеса? Это - мелкий бизнес, занимающий «свободные ниши», которые не заняты более крупным бизнесом и создающиеся из-за неразвитости у нас сервисной инфраструктуры. Там, где существует какая-то проблема в жизни других, появляется возможность для бизнеса. Такой бизнес дает возможность оказывать разные услуги, как квалифицированные, так и не требующие специального образования и навыков. Например, неразвитость, несоответствие современным требованиям, несовершенство сферы общественного питания может породить такую форму услуги, как домашние обеды для работников офисов, организация небольших банкетов и презентаций небольших фирм, которые не имеют возможности снять ресторан. Нерегулярная работа городского транспорта дает возможность оказывать населению транспортные услуги.
Современная социально-экономическая ситуация порождает проблемы там, где раньше полностью справлялись государственные структуры. Появилась проблема устройства ребенка в детский сад, поэтому стало возможным создание мини-детского сада. Достаточно большая квартира или аренда небольшого помещения и любовь к детям - вот почти все, что для этого нужно. В небольшом детском саду применение своим знаниям и опыту могли бы найти музыкальный работник, воспитательница, повар и т.д. И такое применение уже нашли себе жительницы Омска.
Еще одна возможная сфера - это оказание образовательных услуг, репетиторство. Возможно создание мини-дома быта, небольшого центра бытовых услуг для своего микрорайона, в котором бы оказывались многие услуги: стирка, уборка квартир, шитье на заказ, парикмахерские услуги, ремонт одежды и т.д. Особенно актуально создание такого небольшого центра может быть в сельской местности, в небольших районных городах.
Компьютер дома - средство производства, с помощью которого также можно оказывать различные услуги: компьютерный набор и оформление текстов, распространение и обмен игровой продукции.
Возможна также такая организационная форма малого предпринимательства, как семейное предпринимательство. Ее используют только в некоторых крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове, Нижнем Новгороде, Ярославле, Воронеже.
Что такое семейный бизнес? Это мелкое предприятие, создаваемое чаще всего на средства семьи, возглавляемое одним из членов семьи, в котором каждому ее члену принадлежат какие-то функции. Именно такая форма предпринимательства - одна из основных для естественного вхождения женщин в сферу бизнеса. В современных экономических условиях самозанятость30, то есть индивидуальная трудовая деятельность, как самый мелкий бизнес - один из эффективных способов решения проблем занятости. Поэтому и семейный бизнес может выступать не только как форма поддержания семьи, но и как механизм развития экономики.
Прежде в России семейное предпринимательство было традиционным. Оно широко развивалось в купеческой среде, а затем, с развитием промышленности, и среди фабрикантов и заводчиков. В основном семейное дело развивалось по мужской линии - от отца к сыновьям. Крестьянское хозяйство в дореволюционной России было, прежде всего, семейным хозяйством. Именно на селе, в личных подсобных хозяйствах, семейные формы хозяйствования сохранились и в советское время, но в основном как вторичный вид занятости.
На селе семейный бизнес31 в настоящее время - это фермерское хозяйство и обслуживающие их предприятия, в городе - это мелкие фирмы по бытовому обслуживанию, воспитательные и образовательные учреждения.
Рассмотрим подробнее экономические, социальные и психологические факторы семейного предпринимательства, исходя из которых можно судить о достоинствах и недостатках семейного бизнеса, а также факторы, которые определяют отличие семейного бизнеса от мелкого предпринимательства вообще.
Одной из основных социальных функций семейного бизнеса является обеспечение рабочими местами всех трудоспособных членов данной семьи, независимо от профессионального опыта, образовательного уровня, возраста. Семейный бизнес, как никакой другой вид предпринимательства, способен решить проблему занятости женщин. Для женщин это одна из наиболее благоприятных форм вхождения в предпринимательскую деятельность32. Существующие общественные стереотипы, фиксирующие приоритеты семейных обязанностей для женщин, имеют в современной ситуации тенденцию к усилению патриархальных настроений не только на уровне общества в целом, но и на уровне личности самой женщины. Большинство женщин придерживаются традиционных представлений о своем месте в обществе, включая и сферу профессиональной самореализации. Женщине, имеющей детей, всегда было трудно выбирать между благополучием семьи и возможностью заниматься профессиональной деятельностью. Часто зависимость женщины от внутрисемейной ситуации объективна: наличие детей, их возраст и здоровье, наличие престарелых родителей, требующих ухода.
Семейный бизнес отличается от любой другой трудовой деятельности прежде всего тем, что семья и работа тесно взаимосвязаны. Все члены семьи объединены одним делом, естественно, что при этом, в зависимости от конкретной ситуации данной семьи, возможны такой рабочий график, такое разделение труда, которые были бы удобны всем ее членам.
Российская женщина в каком-то смысле всю жизнь занимается семейным бизнесом, если понимать его как умение при минимальных затратах максимально эффективно вести домашнее хозяйство, распределяя при этом семейные обязанности, решая множество финансовых проблем.
Как уже отмечалось, число женщин, получивших новые профессии, постоянно растет, вместе с тем увеличивается и число тех, кто получил рыночные профессии. Это может быть использовано в качестве аргумента в пользу развития семейного бизнеса, так как если полученная профессия связана с каким-либо ремеслом, то именно это может стать основой бизнеса, а если это профессия бухгалтера или секретаря (при обучении которой также даются основы бухгалтерского учета), то женщина может стать либо во главе семейного бизнеса, либо отвечать за экономическую и финансовую сторону дела.
Семейный бизнес настолько не развит у нас, что, несмотря на все вышеперечисленные преимущества, женщины пока сами не видят его положительных перспектив. Семейный бизнес можно считать одним из наиболее социально приемлемых путей включения в трудовую деятельность молодого поколения, начиная со школьной скамьи. Вовлечение молодежи в общественно-полезную трудовую деятельность - это одна из острых проблем, поставленных современной социально-экономической ситуацией.
Семейный бизнес может создавать социальную среду, способствующую формированию цивилизованного предпринимателя разного уровня.
Рассмотрим экономические факторы, которые отличают семейный бизнес от других форм малого бизнеса, его достоинства и недостатки.
Семейный бизнес33 является, как правило, мелким бизнесом, поэтому он не требует больших капиталовложений. Можно максимально использовать все ресурсы данной семьи: помещения, как жилые, так и подсобные, личный транспорт, наличие земельного участка и т.д. Чаще всего такой бизнес охватывает сферы деятельности, которые не требуют больших производственных помещений, дают возможность использовать свое жилье. Возможно совмещение средств производства, используемых в предпринимательстве, с домашними средствами труда. В конечной стоимости продукции такой фирмы очень велика доля живого труда, ведь максимально используются трудовые ресурсы всех членов семьи. Стоимость создания одного рабочего места гораздо ниже, чем при других формах предпринимательства, так как на многие издержки производства, накладные расходы также используются ресурсы семьи. Одним из положительных моментов можно считать высокую степень мобильности производства, оперативность в использовании инноваций, так как нет необходимости согласовывать свои действия с какими-либо учредителями и т.д.
Отрицательными факторами являются достаточно высокий уровень напряженности труда, продолжительность, ненормированность рабочего времени, которые на обычном предприятии могли бы привести к текучести кадров. В данном же случае действует такой мощный мотивационный фактор, как материальная заинтересованность. При отсутствии наемных работников все заработанные средства остаются в распоряжении семьи.
Однако далеко не каждая семья может заниматься семейным предпринимательством. Кроме того, что семья должна обладать определенными экономическими ресурсами, а также иметь в своем составе достаточно человеческих ресурсов, у семьи должен быть, если можно так сказать, психологический потенциал, то есть набор необходимых с психологической точки зрения факторов, которые делают эту семью способной заниматься бизнесом.
Прежде всего, это будет зависеть от того, насколько члены семьи придерживаются одной системы ценностей. По этому признаку семья может быть нескольких типов:
• гомогенная семья - имеет одну систему ценностей в профессиональной деятельности и одинаковое восприятие стимулирования обществом этой деятельности;
• доминантная семья - система ценностей одного из ее членов доминирует, а остальные подчиняются ей не вступая в конфликт;
• конфликтная семья - в семье ценностный конфликт, который может возникать между родителями либо между родителями и детьми;
• формальная семья - система ценностей такого типа семьи неопределенна.
Успеха в семейном бизнесе достигнет вероятнее всего гомогенная семья, имеющая общие ценности. Доминантная семья тоже может заниматься одним делом, хотя в процессе деятельности возможен переход семьи из доминантного типа в конфликтную, что может осложнить ситуацию, если семья уже организационно, юридически и экономически объединена общим делом.
Независимо от того, к какому типу относится семья, для ведения дела нужен лидер, глава дела (которым не обязательно должен быть мужчина), к тому же если в доминантной семье таким лидером будет тот, кто навязывает остальным свою систему ценностей, то гомогенная семья выберет своим лидером того, кто больше всего по своим личностным характеристикам для этого подходит.
Вторым важным фактором является наличие у семьи потенциала с точки зрения качеств, необходимых для предпринимательской деятельности. Для эффективного распределения обязанностей между членами семьи необходимо оценить возможности каждого, его способности, знания, умения, уровень образования. Прежде всего, является обязательным наличие хотя бы у одного из членов семьи организаторских способностей, склонности к предпринимательской деятельности.
Известно, что успешность в предпринимательской деятельности зависит от таких личностных качеств, как настойчивость в достижении цели, готовность брать на себя риск, уверенность в себе, гибкость, энергичность, чувство личной ответственности, коммуникабельность, умение быстро накапливать и использовать различную информацию.
В данном случае, когда общим делом занимается одна семья, не обязательно, чтобы всей совокупностью необходимых качеств обладал один человек, возможно наиболее оптимальное распределение обязанностей, которое максимально бы раскрывало потенциал каждого, распределение производственных ролей с учетом сильных и слабых сторон каждого. Возможно использование удачного сочетания опыта старшего поколения с энергией более молодого, именно молодое поколение чаще всего имеет высокий уровень обучаемости, может внести инновационный потенциал, нестандартный подход к решению проблем.
Но даже при наличии всех вышеперечисленных психологических факторов успех семейной фирме не гарантируется. Это необходимые, но не достаточные условия; основополагающую роль играет доверие между членами семьи, возможность в сложной ситуации положиться друг на друга, тем более сейчас, когда правовое обеспечение бизнеса не дает правовых гарантий каждому члену семейного бизнеса.
Семейный бизнес имеет положительный социально-психологический эффект, то есть способствует укреплению семьи, которая делает одно дело. Этот эффект особенно важен для женщин, потому что часто в семьях, где мужья занимаются бизнесом, даже при увеличении материального достатка возникают проблемы, отрицательно сказывающиеся на моральном климате семьи, на воспитании детей.
Таким образом, основной характеристикой женского предпринимательства как социально-экономического явления является отраслевая принадлежность бизнеса женщин. Выявлено, что женщины предпочитают те направления предпринимательской деятельности, которые являются «продолжением домашнего труда». К сферам бизнеса наиболее освоенным женщинами относятся: здравоохранение, дошкольное образование, сфера услуг, общественное питание, спорт, туризм, народные промыслы. Особая роль принадлежит семейному бизнесу, который обладает способностью творчески реализовать возможности всех членов семьи, обеспечивая им поддержку и защиту при любых неблагоприятных обстоятельствах. Возможности гибкого рабочего графика делают для женщин семейные формы бизнеса крайне привлекательными. Женщины получают возможность эффективно совмещать трудовые обязанности с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Высокая социальная направленность женского предпринимательства чаще ориентирована на улучшение качества жизни общества, создание рабочих мест для социально-уязвимых слоев населения.
Российский бизнес сохраняет традиционно мужские черты. Однако женщины все с большими темпами входят в сферу малого и среднего бизнеса. Они гораздо осторожнее мужчин начинают собственное дело. У мужчин лидирующее положение занимает «умение принимать нетривиальные решения»34, женщине же присуще - способность к коммуникации.
Именно женщины с их коммуникабельностью, эмоциональной ориентацией на клиента, умением устанавливать доверительные отношения получают необходимое преимущество перед мужчинами в реализации корпоративных задач.
Успех в бизнесе женщина достигает не за счет ущемления к мужскому стилю управления, а посредством творческого использования своего характера и стереотипов поведения, присущих женщинам и еще недавно считавшихся недопустимыми для руководителя. Сегодня нетрадиционный стиль управления, гуманный менеджмент, более соответствует изменяющимся условиям деятельности фирм и способствует переходу на новую управленческую парадигму.
Немногие женщины пока считают себя способными заняться предпринимательством, хотя число тех, кто готов к инновационным формам трудового поведения, все - таки неуклонно растет.
Контент-анализ, проведенный автором в рамках дипломной работы позволяет судить о том, что социальное предпринимательство в г.Новошахтинске как направление занятости женщин является инновационной формой занятости наряду с традиционными. Автор считает целесообразным рассмотрение организационных форм развития женского предпринимательства в социальной сфере и применение их в г.Новошахтинске.
В рамках недели науки, 30 марта 2012 года на базе НШФ ЮФУ проходил форум «Школа Лидеров-2012», организованный сектором по работе с молодежью Администрации г.Новошахтинска. Автором был проведен мастер-класс по проблематике «Социальное предпринимательство женщин». Количество человек, принявших участие в мероприятии, составляло 15 человек, преимущество оставалось за девушками.
В начале проведения мастер-класса автор рассказал ребятам о понятии и роли социального предпринимательства, показал видео-ролик для более наглядного понимания о социальном предпринимательстве, о различии мужского и женского предпринимательства. Остановившись на женском предпринимательстве, были рассмотрены следующие вопросы:
• роль и социально-экономический статус женщины в современном обществе;
• проблемы и перспективы интеграции женщин в сферу социального предпринимательства;
• организационные формы развития женского предпринимательства в социальной сфере.
Рассмотрев все эти вопросы, автором были предложены свои организационные формы социального предпринимательства женщин, предлагаемые для внедрения в муниципальное социальное пространство г. Новошахтинска.
Среди них можно выделить:
1. Услуги няни - удобная услуга для детей и родителей, которая поможет удовлетворить детские потребности. Родители могут спустить своего малыша вниз к «мамочке», которая позаботится о ребенке на нужный период времени. Не нужно ждать своей очереди, чтобы устроить ребенка в детский сад, гораздо проще отнести его в такой частный мини-детский сад.
2. Изучение иностранных языков – услуга, которая поможет женщине, находящейся в декретном отпуске, заниматься на дому или с выездом на дом репетиторством. Особой популярностью пользуются иностранные языки.
3. Клининговые услуги35 – это не только ежедневная уборка, генеральная и профессиональная уборка зданий, это ещё и влажная химчистка, чистка и пропитка кожаной мебели, полировка твёрдых полов с нанесением специальных покрытий, ремонт и шлифовка мрамора, мойка окон и многое другое. Помогут сделать чистыми дом и офис, а женщине получить определенный заработок.
4. Надомное производство детской одежды из трикотажа – работа, позволяющая трудоустроить до десяти неработающих матерей, чьи дети требуют постоянного присмотра, и тем самым обеспечить им материальную поддержку. Дети, в том числе инвалиды, могут быть обеспечены качественной, безопасной одеждой российского производства по доступной цене.
5. Привлечение пенсионерок к благоустройству и озеленению дворов. Пожилые женщины нередко занимаются благоустройством двора возле своего многоквартирного дома. Создание небольшой компании по выполнению озеленительных работ позволит предлагать услуги муниципальным и районным властям. Они могут выполнять несложные работы: высаживать цветы или газонную траву, поддерживать в порядке клумбы, подстригать кусты, красить ограждения тротуаров и газонов. Т.е. делать для своего двора примерно то же, что они делают, облагораживая территорию собственной дачи и при этом получать дополнительный доход.
6. Заместители социальных работников - услуга, позволяющая работать в своем микрорайоне и зарабатывать при этом деньги за простую работу. Например, соседка регулярно покупает продукты для живущей в ее доме одинокой старушки, почему бы не оплачивать ей этот труд, предоставив дополнительный небольшой заработок, вместо того, чтобы включать это в зарплату специально приставленному социальному работнику, который живет в другом микрорайоне? Удобный и дешевый вариант заработка.
7. Учебные мастерские по рукоделию – услуга, позволяющая женщинам раскрыть свои таланты, выставлять творческие работы в сотрудничестве с ЦЗН, получать прибыль от работ собственными руками. Создавая произведения рукоделия женщины не забывают старые русские традиции и тем самым получают прибыль, предлагая свою продукцию.
8. Социальное аниматорство – услуга, позволяющая женщинам заниматься проведением индивидуальных и коллективных досуговых программ, создавая атмосферу увлеченности, игры и азарта, которая привлекает и втягивает детей и молодежь в процесс игры и творчества, способствует оживлению отдыха и организации непосредственных впечатлений от личного участия в анимационных программах.
Рассмотрев, организационные формы социального предпринимательства женщин, предлагаемые автором, команда заинтересовалась и предлагала уже свои формы женского социального предпринимательства. Одни предлагали, создание салонов красоты, позволяющих на дому совершать те же услуги, что и в любом салоне, но только по более низким ценам и в своем микрорайоне.
Таким образом, ребята сразу позаботились о таких слабозащищенных слоях населения, как пенсионеры и инвалиды, которым трудно будет добраться до центра города например, по состоянию своего здоровья или же далекого проживания. Другие предлагали, варку декоративного мыла, пошив одежды на дому, изготовление различных поделок из подручных материалов: пластмассовых бутылок, шариков, фольги и бисера для красивого декора в дом.
Предлагались различные формы социального предпринимательства женщин, для внедрения в муниципальное социальное пространство г. Новошахтинска. Но для того, чтобы эти формы узнали и стали применять жительницы нашего города, нужны были методы организации социального предпринимательства женщин.
В результате командной работы были предложены следующие методы:
• бизнес-курсы для женщин;
• городской конкурс «У социального предпринимателя женское лицо»;
• размещение баннеров «Бизнес-леди Новошахтинска».
Автор считает, что посредством данных рекомендаций проект можно внедрить в город и тем самым обеспечить занятость женского населения и сократить безработицу.
Проведенное исследование позволяет сделать констатировать, что трудовая занятость женщин как социальный феномен является особым объектом научных исследований в области занятости населения.
Специфика женской занятости состоит, прежде всего, в учете репродуктивной функции женщин, рождение и воспитание детей негативно сказывается на конкурентоспособности женщин на рынке труда. Время, затраченное на рождение и уход за ребенком, является перерывом в трудовой деятельности с соответствующим снижением уровня профессиональных навыков. Для анализа последствий реформ в сфере труда и занятости в работе принято использовать понятие «статус женщины», который определяется следующими компонентами: положение женщин на рынке труда, уровень материального благополучия, образовательная подготовка и оплата труда, участие в предпринимательской деятельности, степень вовлеченности в управление предприятиями и учреждениями производственной и непроизводственной сфер.
Автор проследил, что на уровень социально-экономического положения женщин влияет множество факторов, среди них: характер политики по обеспечению равных прав мужчин и женщин на рынке труда; возможности трудоустройства, самозанятости; состояние социальной инфраструктуры, жизненные установки и ценностные ориентации различных категорий женщин; степень бытовой загруженности, наличие условий для совмещения производственной, семейной, воспитательной, социальной ролей; степень развитости системы социальной поддержки.
Анализ, проведенный в рамках дипломной работы позволил определить, что решающая роль в обеспечении занятости населения и уменьшении безработицы в условиях рыночной экономики принадлежит социальному предпринимательству.
Важную роль в создании благоприятных условий для развития инициатив женщин в социальном предпринимательстве играет деятельность государства по поддержке женского предпринимательства, повышение ее качества и эффективности используемых мер, среди которых можно выделить: совершенствование законодательства с целью обеспечения более полного участия женщин в малом предпринимательстве, развитие системы микрокредитования и микрофинансирования женского предпринимательства, популяризация женского предпринимательства для создания благоприятного предпринимательского климата, учет гендерных особенностей и приоритетность обучения женщин при разработке программ бизнес-образования.
Рассмотрев организационные формы развития женского предпринимательства в социальной сфере в различных регионах, автор выявил как наиболее распространенные: создание мини-детского сада, оказание образовательных услуг – репетиторство, компьютерный набор и оформление текста, семейный бизнес и другие.
Проблемы распространения женского предпринимательства актуальны для города Новошахтинска. В связи с этим, рекомендуются к внедрению в городское пространство:
• бизнес-курсы для женщин;
• городской конкурс «У социального предпринимателя женское лицо»;
• размещение баннеров «Бизнес-леди Новошахтинска».
В качестве организационных форм развития женского предпринимательства в социальной сфере, наиболее востребованными по мнению автора, будут являться: услуги няни, изучение иностранных языков, клининговые компании, надомное производство детской одежды из трикотажа, привлечение пенсионерок к благоустройству и озеленению дворов, заместители социальных работников, учебные мастерские по рукоделию, социальное аниматорство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Российская Федерация. Конституция(1993).Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. 39с.
Российская Федерация, Законы, О занятости населения в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 19 апреля 1991 года (в ред. от 31.12.2005 N 199 - ФЗ).
Российская Федерация, Законы, О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Гос.Думой 12 мая 1995 г.]. - М.: 88. 23с.
Российская Федерация, Законы, О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г.]. - М.: - 209. 72с.
Российская Федерация, Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 15 января 1996. №3. Ст. 185.
Абалкин Л.И. В поисках новой стратегии [Текст] / Л.И.Абалкин. – М., 2000.
Автономова С.А. Современное предпринимательство в России (гендерный аспект) [Текст]: автореф. дис. канд. социол., наук: 22.00.04/ С.А.Автономова; «Южно-Российский государственный технический университет». – Новочеркасск, 2009. – 24с.
Акимова А.К. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы [Текст] / А.К.Акимова, Н.А.Волгина // Социологические исследования. 2008. - № 4. с. 87 89.
Атоян И.И. К вопросу о женской безработице [Текст] / И.И.Атоян // Социологические исследования. 2009. - № 7. с. 23 – 30.
Бабаева Л.В. Женщины в бизнесе [Текст] / Л.В.Бабаева, А.Е.Чирикова // Социологические исследования. – 2011. - № 3. с. 85 90.
Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь [Текст] / Л.В.Бабаева. М., 1997
Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства [Текст] / А.В.Безгодов // Вопросы экономики. – 2012. - № 3. – с. 13 – 17.
Белоусов А.В. Безработица женского рода [Текст] / А.В.Белоусов // Вопросы экономики. 2009. - № 7. с. 14 – 17.
Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности [Текст] / А.О.Блинов // Человек и труд. – 2012. - № 2. – с. 9 12.
Боровик В.С. Занятость населения [Текст]: Учеб.пособ. / В.С.Боровик, Е.Е.Ермакова, В.А. Похвощев. - Ростов-н/ Д.: «Феникс», 2001. 320с. - Библиогр.: с. 15 – 16.
Буланов B.C. Современные проблемы занятости и безработица [Текст] / В.С.Буланов // Человек и труд. – 2010. - № 11. – с. 44 – 47.
Веллем Л.А. Регулирование занятости женщин в переходной экономике России [Текст] / Л.А.Веллем // Вопросы философии. 2010. - № 2 с. 17 19.
Власов В.И. Безработица с женским лицом [Текст] / В.И.Власов // Человек и труд. 2009. - № 6. с. 31 – 40.
Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе [Текст] / О.А.Воронина // Отечественный журнал социальной работы. 2011. - № 4. с. 11 12.
Глущенко В.Е.Основы предпринимательства [Текст] / В.Е.Глущенко, А.И.Капцов, Ю.В.Тихонравов // Человек и труд. – 2010. - № 6. – с. 34 – 37.
Горбей Г.Л. Женщины о своей работе [Текст] / Г.Л.Горбей // Человек и труд. 2008. - № 11. с. 67.
Гордеев А.Е. Предпринимательство в условиях современной России [Текст] / А.Е.Гордеев // Человек и труд. 2011. - № 3. с. 23 – 27.
Жербин В.И. Уровень жизни населения в России [Текст] / В.И.Жербин // Человек и труд. 2010. - № 5. с. 13 – 17 .
Захаров М.А. У безработицы женское лицо [Текст] / М.А.Захаров // Вопросы экономики. 2009. - № 4. с. 45.
Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус [Текст] / Т.И.Заславская // Социологические исследования. 2010. - № 3. – с. 45 – 48.
Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии [Текст] / Е.А.Здравомыслова, А.А Темкина // Социологические исследования. 2009. - № 11. – с. 21 – 26.
Какунина Г.Ф. Женщина в современной экономике [Текст] / Г.Ф.Какунина // Вопросы статистики. 2009. - № 12. с. 42 45.
Карасева Н.В. Перспективы и альтернативы трудовой занятости женщин в провинциальном городе [Текст] / Н.В.Карасева, Ю.А.Радченко // Проблемы образования, экономики, формирования личности. Вып. 5. / Межвузовский сборник научных трудов; под редакцией к. филос.н., проф. Л.И.Пилипенко. – Новошахтинск: Ростиздат, 2012. – 288с.
Карелова Г.Н. Гендерная адаптация: структурные и процессуальные аспекты исследования (на примере анализа адаптации российских женщин в условиях социальной реформации 90-х гг. XX века) (гендерный аспект) [Текст]: автореф. дис. док. социол., наук: / Г.Н.Карелова; «РАГС». – М., 2009. – 34с.
Колосова P.И. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России [Текст] / Р.И.Колосова, Т.О.Разумова // Вопросы экономики. – 2010. - № 7. – с. 65 – 68.
Котляр А. О понятии рынка труда [Текст] / А.Котляр // Вопросы экономики. – 2008. - № 1. – с. 56 – 60.
Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы [Текст] / К.Лайкам // Человек и труд. 2010. - № 7. – с. 21 – 26.
Лапуста М.Г. Основы предпринимательства [Текст] / М.Г.Лапуста, Л.Г. Скамай // Человек и труд. – 2011. - № 2. – с. 8 – 10.
В.И Ленин. О задачах женского рабочего движения в Советской республике [Текст] / В.И.Ленин // Полит. собр. соч. Т. 39. с. 201.
Малышева М.М. Взаимосвязь социально-экономических процессов и гендерных отношений (социально-экономические аспекты) [Текст]: автореф. дис. док. эконом., наук: 22.03.09 / М.М.Малышева; Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. – М.: 2009. 28с.
Манаев В.С. Малый бизнес стабилизирует ситуацию на рынке труда [Текст] / В.С.Манаев // Человек и труд. 2011. - № 5. с. 38 41.
Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы [Текст] / Е.Мезенцева // Вопросы экономики. 2009. - № 3. – с. 56 59.
Митченко С.С. Преимущества малого и среднего предпринимательства [Текст] / С.С.Митченко // Человек и труд. 2011. - № 3. с. 23 27.
Моор С.М. Женщина как объект гендерных исследований (социально-экономические аспекты) [Текст]: автореф. дис. док. социол., наук: 20.00.05 / С.М.Моор; ТГУ «Тюменский государственный университет». – Тюмень, 2011. – 33с.
Павленок П.Д. Теория, история, методика социальной работы [Текст] /: Учеб. пособ.- 3-е изд.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2005.- 476с. - Библиогр.: с. 92 – 93
Плакся В.И.Становление предпринимательства и политика занятости [Текст] / В.И.Плакся, А.О.Блинов, A.M.Бабич, А.Е Бусыгин // Вопросы экономики. – 2011. - № 9. – с. 45 48.
Прокофьева Л.Н Профессиональная карьера мужчин и женщин [Текст] / Л.Н.Профьева, П.О.Фести, О.В.Мурачева // Вопросы экономики. 2009. - № 3. с. 52 – 54.
Ракитский Б.В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе [Текст] / Б.В.Ракитский. М., 1998.
Ржаницина Л.С. Работающие женщины в России в конце 90-х гг. [Текст] / Л.С.Ржаницина // Вопросы экономики. 2010. - № 3. с. 46 – 54 .
Ржаницина Л.С. Женщины и рынок труда [Текст] / Л.С.Ржаницина // Библиотечка профсоюзного актива. 2001. - № 2. с. 4 – 7.
Римашевская Н.М. Актуальные проблемы существующего бизнес-образования в гендерном аспекте [Текст] / Н.М.Римашевская, И.Д.Стрекалова // Вопросы социального обеспечения. – 2012. - № 4. – с. 6 - 8.
Роджер Д. М. Социальное предпринимательство – определение понятия, «Новый бизнес: социальное предпринимательство» [Текст] / Д.М.Роджер, С Осберг // Вопросы экономики. – 2012. - № 2. – с. 37 40.
Самарина О.В. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России [Текст] / О.В.Самарина // Вопросы экономики. 2011. - № 3. – с .131 – 137.
Самарина О.В. Взаимосвязь экономической, социальной и демографической политики и учет гендерных интересов в российском обществе [Текст] / О.В.Самарина // Вопросы социально-экономической политики России в гендерном аспекте. 2010. - № 5. с. 21 24.
Самарцева О.К. Женщина и мужчина: в сфере бизнеса [Текст] / О.К.Самарцева, Т.А.Фомина // Общество и экономика. 2010. - № 4. с. 57 68.
Старовойтова Л. И. Занятость населения и её регулирование [Текст]: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И.Старовойтова, Т.Ф.Золотарёва.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192с.
Токсанбаева М.О. О социальной уязвимости женщин [Текст] / М.О.Токсанбаева // Вопросы экономики. – 2012. - № 3. с. 144 147.
Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления [Текст] / И.О.Тюрина // Социологические исследования. 2009. - № 11. с. 135 – 136.
Тюрина И.О. Московский рынок труда: гендерные аспекты [Текст] / И.О.Тюрина // Социологические исследования. 2011. - № 8. – с. 8 11.
Управление трудовыми ресурсами [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бизнес и право» / [И.М.Харченко и др.]; под ред. И.М.Харченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 271 с.
Хоткина З.А. Женская безработица и неформальная занятость в России [Текст] / З.А.Хоткина // Вопросы экономики. 2012. - № 4. с. 85 94.
Чепуренко А. Развитие малого предпринимательства в России [Текст] / А.Чепуренко, Т.Обыденова // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. - № 1. – с. 23 25.
Четвертина Т. Оценка конкурентоспособности женщин на российском рынке труда [Текст] / Т.Четвертина, И.Соболева // Вопросы экономики. 2011. - № 8. – с. 34 36.
Эфендиев И. Труд и занятость: мифы и действительность [Текст] / И. Эфендиев // Человек и труд. 2010. - № 1. с. 11 – 16.
Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты [Текст] / Н.С.Юлина // Вопросы философии. 2009. - № 5. с. 137 140.
Яновая С.С. Управление трудовыми ресурсами [Текст] / С.С.Яновая // Социс. - 2010. - № 6. - с. 4 - 7.
Антоникова Н. Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем: применимость в российском контексте [Электронный ресурс] / Н.Антоникова // Адрес доступа: http://www.maecenas.ru
Вести Министерства труда и социального развития [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.mintruda-ra.org.ru
Государство и права женщин [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.gosudipravo.ru
Грегори Д. Д. Бизнес без границ: смысл термина «социальное предпринимательство» [Электронный ресурс] / Д.Д.Грегори // Адрес доступа: http://www. nb-forum.ru
12 ключей к успеху в семейном бизнесе [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www. openbusiness.ru
Женская безработица в социальной работе [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.soc-work.ru
Зарубежный опыт социального предпринимательства [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.kfpp.ru.
Идеи социального предпринимательства [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www. solnechnoe.org/predprinimatelstvo
Клининговые компании [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.klining.albatross.ru
Новый бизнес: социальное предпринимательство [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www. nb-forum.ru
Приоритетные направления в области женской занятости [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.zanyatost-sredi zhenhhin.ru
Программа самозанятости населения [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.opora-credit.ru
Происхождение социального предпринимательства [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www. great-dream.org.
Работа женщин [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.job.vl.ru
Российский опыт социального предпринимательства [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.nauka-shop.ru
Самозанятость женщин [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.zanyatost.ru
Семейный бизнес [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.shkolazhizni.ru
У безработицы женское лицо [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.susvet.info.zhenskaya bezrabotiza.ru
Фонд Шваба: лучшие практики [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.obshestvenniki.ru
1Ржаницина Л.С. Работающие женщины в России в конце 90-х гг. [Текст] / Л.С.Ржаницина // Вопросы экономики. 2010. - № 3. с. 48.
2 Карелова Г.Н. Гендерная адаптация: структурные и процессуальные аспекты исследования (на примере анализа адаптации российских женщин в условиях социальной реформации 90-х гг. XX века) (гендерный аспект) [Текст]: автореф. дис. док. социол., наук: / Г.Н.Карелова. – М.: «РАГС», 2009. – 34с.
3 Веллем Л.А. Регулирование занятости женщин в переходной экономике России [Текст] / Л.А.Веллем // Вопросы философии. 2010. - № 2 с. 18.
4 Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе [Текст] / О.А.Воронина // Отечественный журнал социальной работы. 2011. - № 4. с. 11.
5 Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии [Текст] / Е.А.Здравомыслова, А.А Темкина // Социологические исследования. 2009. - № 11. – с. 24.
6 Малышева М.М. Взаимосвязь социально-экономических процессов и гендерных отношений (социально-экономические аспекты) [Текст]: автореф. дис. док. эконом. наук: 22.03.09 / Малышева М.М; Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. – М., 2009. 28с.
7 Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы [Текст] / Е.Мезенцева // Вопросы экономики. 2009. - № 3. – с. 57.
8 Римашевская Н.М. Актуальные проблемы существующего бизнес-образования в гендерном аспекте [Текст] / Н.М.Римашевская, И.Д.Стрекалова // Вопросы социального обеспечения. – 2012. - № 4. – с. 8.
9 Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления [Текст] / И.О.Тюрина // Социс. 2009. - № 11. с. 135.
10 Хоткина З.А. Женская безработица и неформальная занятость в России [Текст] / З.А.Хоткина // Вопросы экономики. 2012. - № 4. с.92.
11 Четвертина Т. Оценка конкурентоспособности женщин на российском рынке труда [Текст] / Т.Четвертина, И.Соболева // Вопросы экономики. 2011. - № 8. – с. 36.
12 Бабаева Л.В. Женщины в бизнесе [Текст] / Л.В.Бабаева, А.Е.Чирикова // Социологические исследования. – 2011. - № 3. с. 88.
13 Моор С.М. Женщина как объект гендерных исследований (социально-экономические аспекты) [Текст]: автореф. дис. док. социол., наук: 20.00.05 / С.М.Моор; ТГУ «Тюменский государственный универститет». – Тюмень, 2011. – 33с.
14 Автономова С.А. Современное предпринимательство в России (гендерный аспект) [Текст]: автореф. дис. канд. социол., наук: 22.00.04/ С.А.Автономова; «Южно-Российский государственный технический университет». – Новочеркасск, 2009. – 24с.
15 Абалкин Л.И. В поисках новой стратегии [Текст] / Л.И.Абалкин. – М., 2000.
16 Буланов B.C. Современные проблемы занятости и безработица [Текст] / В.С.Буланов // Человек и труд. – 2010. - № 11. – с. 45.
17 Колосова P.И. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России [Текст] / Р.И.Колосова, Т.О. Разумова // Вопросы экономики. – 2010. - № 7. – с. 66.
18 Котляр А. О понятии рынка труда [Текст] / А.О.Котляр // Вопросы экономики. – 2008. - № 1. – с. 56.
19 Плакся В.И.Становление предпринимательства и политика занятости [Текст] / В.И.Плакся, А.О.Блинов, A.M.Бабич, А.Е Бусыгин // Вопросы экономики. – 2011. - № 9. – с. 47.
20 Ракитский Б.В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе [Текст] / Б.В.Ракитский. - М., 1998.
21 Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства [Текст] / А.В.Безгодов // Вопросы экономики. – 2012. - № 3. – с. 15.
22 Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности [Текст] / А.О.Блинов // Человек и труд. – 2012. - № 2. – с. 12.
23 Глущенко В.Е.Основы предпринимательства [Текст] / В.Е.Глущенко, А.И.Капцов, Ю.В.Тихонравов // Человек и труд. – 2010. - № 6. – с. 35.
24 Лапуста М.Г. Основы предпринимательства [Текст] / М.Г.Лапуста, Л.Г. Скамай // Человек и труд. – 2011. - № 2. – с. 8.
25 Чепуренко А. Развитие малого предпринимательства в России [Текст] / А.Чепуренко, Т.Обыденова // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. - № 1. – с. 24.
26 Новый бизнес: социальное предпринимательство [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www. nb-forum.ru
27 Карасева Н.В. Перспективы и альтернативы трудовой занятости женщин в провинциальном городе [Текст] / Н.В.Карасева, Ю.А.Радченко // Проблемы образования, экономики, формирования личности. Вып. 5. / Межвузовский сборник научных трудов; под редакцией к. филос.н., проф. Л.И.Пилипенко. – Новошахтинск: Ростиздат, 2012. – 288с.
28 Женская безработица в социальной работе [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.soc-work.ru
29 Самарцева О.К. Женщина и мужчина: в сфере бизнеса [Текст] / О.К.Самарцева, Т.А.Фомина // Общество и экономика. - 2010. - № 4. - с. 59.
30 Самозанятость женщин [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.zanyatost.ru
31 Семейный бизнес [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.shkolazhizni.ru
32Управление трудовыми ресурсами [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бизнес и право» / [И. М.Харченко и др.]; под ред. И.М.Харченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 271.
33 12 ключей к успеху в семейном бизнесе [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www. openbusiness.ru
34 Работа женщин [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.job.vl.ru
35 Клининговые компании [Электронный ресурс] // Адрес доступа: http://www.klining.albatross.ru