К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОНОМНОГО ОКРУГА. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОНОМНОГО ОКРУГА.

Шишелова А.А. 1
1Вологодский Государственный Педагогический Университет,юридический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия не прекращаются попытки оспорить конституционный статус автономного округа как равноправного субъекта федерации. Прежде всего, подобные попытки исходят со стороны органов государственной власти в Тюменской области. Спор между Тюменью и автономными округами, номинально входящими в состав области, закончился принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года . Конституционный Суд РФ подтвердил тот факт, что вхождение автономного округа в состав Тюменской области не аннулирует его статуса как равноправного субъекта Российской Федерации, а в полной мере сохраняет его. Суд указал на правовые признаки, которые не только обеспечивают автономному округу гарантии защиты его статуса, но и дают основу для самостоятельного существования. Вхождение автономного округа в состав края или области, равно как и его выход, не влияют на его конституционно-правовой статус, национально-государственное устройство и состав РФ в целом. Нахождение автономного округа в крае или области не означает поглощения его территории, которая, по сути, является составной частью территории РФ. Данное определение можно считать неполным, т.к. единственно значимым было утверждение о том, что автономные округа имеют свою собственную территорию и статус автономных округов, входящих в состав области (края) и, непосредственно, в РФ.Вопрос, касающийся статуса автономных округов, является достаточно сложным. Из мнения А.В. Усса, А.В. Безрукова, А.А. Кондрашева следует: Во-первых, "автономные округа считаются формой национального самоопределения их титульных этносов, из административной автономии, превратившиеся в субъекты федерации"; Во-вторых, "все автономные округа, кроме Чукотского, входят в состав краев (областей), т.е. складывается парадоксальная ситуация, так называемая «сложносоставность», когда один равноправный субъект федерации находится в составе другого"[1]. Вероятно, проблема "сложносоставных" субъектов Федерации, не должна решаться исходя из разных точек зрения. Нередко можно услышать мнение, что автономные округа необходимо вернуть в подчинение края и области. Складывается впечатление, что действующие конституционные положения просто неведомы сторонникам этого мнения.По мнению А.А.Безуглова, С.А.Солдатова и Н.А. Прохорова при разработке и заключении договоров между органами государственной власти области, края и автономных округов необходимо формировать нормы таким образом, чтобы они не противоречили положениям уставов всех заинтересованных субъектов Российской Федерации. Они могут развивать их, дополнять, но в контексте положений уставов, иначе действие подобных договоров невозможно[2] [3]. Эффективные отношения между автономным округом и областью могут развиваться лишь в том случае, если областное и окружное законодательство, их уставы будут взаимосогласованы и приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Вероятнее всего, это выход из складывающейся ситуации, так как у субъектов появится возможность урегулировать спор. И.В.Анфилов, Б. Д.Дамдинов, В.М. Александров считают, что необходимо избавиться от анахронизма советских времен и дать округам возможность реализовать право на выход из состава края или области [3]. Ученые считают, чтоб все субъекты имеют полноценное право на выход из автономного округа. Если автономный округ входит в состав края или области, их взаимоотношения, как субъектов Российской Федерации, строятся на основе Конституции и законов нашей страны, собственных нормативных актов и договоров между ними. Поэтому территориальные изменения, являющиеся следствием выхода автономного округа из состава края или области и не влекущие изменения его границ, не подпадают под действие части 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации. Более того, не могут быть предметом территориального спора между краем (областью) и автономным округом.

Если на минуту задуматься, что же будет, если автономный округ выйдет из состава края (области), то можно себе представить все негативные последствия таких "революционных" преобразований. Очевидно, что выход автономного округа из состава края (области) и его непосредственное вхождение в состав Федерации влечет за собой территориальные изменения, так как территория округа является одновременно и частью территории другого субъекта Федерации. Не ясно следующее: происходит ли в этом случае изменение границ между субъектами Федерации по смыслу ч.3 ст. 67 Конституции РФ[4]? Если да, то в этом случае для изменения статуса недостаточно согласования воли Федерации и автономного округа. Необходимо соблюсти требование и ч.З ст. 67 Конституции о том, что границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (конституции и уставы требуют для этого проведение референдума или же принятие решения об изменении границ законодательным собранием субъекта Федерации, чье согласие на изменение территории требуется)[5]. По всей видимости, есть выход из сложившейся ситуации. Поэтому нужно определить конкретные полномочия, которые бы более эффективно и рационально могли осуществлять именно краевые, областные органы власти, а все остальные вопросы, включая статусные (право на устав, собственные органы государственной власти, свое законодательство по предметам совместного ведения и исключительного ведения субъектов), должны остаться у округов. Необходимо так же понимать, что равноправие субъектов не означает полного равенства. Конституция России позволяет предоставить каждому субъекту тот объем правомочий, который он действительно в состоянии осилить собственными силами. Именно в этом и выражается особенность федеративного устройства России.

Проблему можно урегулировать путем принятия Федерального закона "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами", который установил бы исчерпывающий перечень полномочий краевых и областных органов власти, осуществляющих деятельность в отношении округов. Все иные полномочия, не указанные в законе, могут передаваться путем договора между краем, областью и округом. Еще хотелось бы добавить, что необходимо принятие Федерального закона о договорах (договорных отношениях) между органами государственной власти края, области и органами государственной власти автономных округов. Принятие такого закона не противоречит законодательству, поскольку подпадает под положения части 4 статьи 66 Конституции РФ. Такой закон, с одной стороны, даст импульс к расширению сферы договорных отношений, к заключению новых договоров, а с другой - позволит исправить недостатки сегодняшней договорной практики.

Край или область, в состав которых входят округа, должны строить партнерские равноправные отношения, не обращаться к Федерации, чтобы принять решение. Борьба с кризисом в экономике не принесет положительных результатов, если в решении вопросов о реализации полномочий, предоставленных Конституцией РФ субъектам федерации, на первом месте будет стоять личная выгода, амбиции, политические пристрастия. Только приняв необходимые совместные решения актуальных проблем экономики, появиться возможность доказать возможность существования сложных по составу субъектов РФ.

Список используемой литературы:

1. А.В.Усс, А.В. Безрукова, А.А. Кондрашева. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма//Журнал Российского права. 2011. № 7.

2. Безуглов А.А., Солдатов. Конституционное право России. Том 1. 2010 г.

3. С.А. Прохорова Н.А. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти "Журнал российского права", N 1, январь 2011 г.

4. И.В.Анфилов, Б. Д.Дамдинов, В.М. Александров. Сложносоставные субъекты РФ как проблема Российского государства//Национальные итересы.2011 г.

5.Конституция Российской Федерации .2012г.

Просмотров работы: 2792