Если на минуту задуматься, что же будет, если автономный округ выйдет из состава края (области), то можно себе представить все негативные последствия таких "революционных" преобразований. Очевидно, что выход автономного округа из состава края (области) и его непосредственное вхождение в состав Федерации влечет за собой территориальные изменения, так как территория округа является одновременно и частью территории другого субъекта Федерации. Не ясно следующее: происходит ли в этом случае изменение границ между субъектами Федерации по смыслу ч.3 ст. 67 Конституции РФ[4]? Если да, то в этом случае для изменения статуса недостаточно согласования воли Федерации и автономного округа. Необходимо соблюсти требование и ч.З ст. 67 Конституции о том, что границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (конституции и уставы требуют для этого проведение референдума или же принятие решения об изменении границ законодательным собранием субъекта Федерации, чье согласие на изменение территории требуется)[5]. По всей видимости, есть выход из сложившейся ситуации. Поэтому нужно определить конкретные полномочия, которые бы более эффективно и рационально могли осуществлять именно краевые, областные органы власти, а все остальные вопросы, включая статусные (право на устав, собственные органы государственной власти, свое законодательство по предметам совместного ведения и исключительного ведения субъектов), должны остаться у округов. Необходимо так же понимать, что равноправие субъектов не означает полного равенства. Конституция России позволяет предоставить каждому субъекту тот объем правомочий, который он действительно в состоянии осилить собственными силами. Именно в этом и выражается особенность федеративного устройства России.
Проблему можно урегулировать путем принятия Федерального закона "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами", который установил бы исчерпывающий перечень полномочий краевых и областных органов власти, осуществляющих деятельность в отношении округов. Все иные полномочия, не указанные в законе, могут передаваться путем договора между краем, областью и округом. Еще хотелось бы добавить, что необходимо принятие Федерального закона о договорах (договорных отношениях) между органами государственной власти края, области и органами государственной власти автономных округов. Принятие такого закона не противоречит законодательству, поскольку подпадает под положения части 4 статьи 66 Конституции РФ. Такой закон, с одной стороны, даст импульс к расширению сферы договорных отношений, к заключению новых договоров, а с другой - позволит исправить недостатки сегодняшней договорной практики.
Край или область, в состав которых входят округа, должны строить партнерские равноправные отношения, не обращаться к Федерации, чтобы принять решение. Борьба с кризисом в экономике не принесет положительных результатов, если в решении вопросов о реализации полномочий, предоставленных Конституцией РФ субъектам федерации, на первом месте будет стоять личная выгода, амбиции, политические пристрастия. Только приняв необходимые совместные решения актуальных проблем экономики, появиться возможность доказать возможность существования сложных по составу субъектов РФ.
Список используемой литературы:
1. А.В.Усс, А.В. Безрукова, А.А. Кондрашева. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма//Журнал Российского права. 2011. № 7.
2. Безуглов А.А., Солдатов. Конституционное право России. Том 1. 2010 г.
3. С.А. Прохорова Н.А. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти "Журнал российского права", N 1, январь 2011 г.
4. И.В.Анфилов, Б. Д.Дамдинов, В.М. Александров. Сложносоставные субъекты РФ как проблема Российского государства//Национальные итересы.2011 г.
5.Конституция Российской Федерации .2012г.