ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования агрессии детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где за прошлые годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрицательных воздействий. При этом тревожит факт увеличения агрессии против личности, влекущей за собой тяжкие последствия, как для агрессора, так и для его жертвы.

Профессиональный интерес ученых к разным видам и уровням личностных изменений детей младшего школьного возраста и их особенностей в эмоциональной сфере является достаточно высоким и устойчивым уже в течение многих лет. Этой проблеме посвящены работы Алемаскина М.А., Абрамовой Г.С., Антонян Ю.М., Бехтерева В.М., Беличевой С.А., Глоточкина А.Д., Знакова В.В., Долгова А. Г., Дубровиной И.В., Иванова Е.Я., Исаева Д.Д., Игошева К.Е., Исаева Д.Н., Кона И.С., Ковалёва А.Г., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е. и др.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы данного исследования:«Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста».

Объектом исследования являются условия, указывающие на причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что отсутствие эмоциональной, психологической, педагогической поддержки родителей и учителей связано с формированием тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование причин агрессивного поведения детей младшего школьного возраста и пути решения возникших конфликтов.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи нашего исследования:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по психологии агрессии

  2. Указать возрастные особенности младшего школьного возраста

и определить причины агрессии детей младшего школьного возраста.

  1. Определить современные проблемы агрессивных детей младшего школьного возраста.

  2. Систематизировать материал, разработать методические рекомендации используемый в работе по предупреждению и коррекции агрессивного поведения младшего школьника

Практическая значимость нашего исследования заключается в следующем: разработан алгоритм действий родителей и педагогов и рекомендации по предупреждению взаимодействию с младшими школьниками с агрессивным поведением при организации образовательного процесса.

Теоретической базой данного исследования являются теория развития психики ребенка (Л.С.Выготский); психолого-педагогические исследования в области проблемы агрессии школьников (Р.Бэрон, С.А.Колосова, Д.Ричардсон, А.А.Романов, Т.Г.Румянцева, Л.М.Семенюк, Т.П.Смирнова и др.), теория профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей (С.А.Алексеева, К.Ш.Ахияров, С.А.Беличева, Л.С.Славина, и др.), гуманистическая психология и педагогика (К.Роджерс, В.А.Сухомлинский).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы исследования:

  • критический анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования;

  • изучение и обобщение положительного опыта психологов и преподавателей по теме исследования;

  • изучение и систематизация работы с родителями при агрессивном поведении ребенка младшего школьного возраста.

Глава I. Агрессия как предмет исследования

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Э. Фромм [2,с.42] определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объект Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [1,с.85]

В свете теории социального научения, , агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. [7,с.148]

1.1. Понятие и причины агрессии детей младшего школьного возраста

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей.. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев.. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

- физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам;

- вербальную — выражающуюся в словесной форме;

- косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).

При подавлении проявления агрессии она может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмирование).

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что частой причиной детской агрессивности является семья. Если детство ребёнка сопровождается агрессивным поведением родителей в обыденных жизненных ситуациях, то в результате у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира, ребёнок начинает проявлять агрессивность и она становится нормой его жизни.

В младшем школьном возрасте ребёнку приходится осваивать все перипетии отношений со сверстниками, так как в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и чувством личности.

Учебная деятельность с новой силой определяет отношения ребёнка со взрослыми, ровесниками и одноклассниками.[7 .- 198с ]

Одной из причин агрессивного поведения младших школьников может стать влияние учителя, индуцирующего агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подозрительностью как пример агрессивного поведения детям. Причинами агрессии могут быть и характерологические особенности младшего школьника, например гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам и др..

Младшим школьникам с агрессивным поведением, при всём различии их личностных характеристик, свойственны некоторые общие черты, к которым относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Такие дети отличаются повышенной внушаемостью, склонностью к подражанию, эмоциональной грубостью, озлобленностью в отношении к сверстникам и окружающим взрослым, неадекватной, неустойчивой самооценкой (она может быть максимально положительной или максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Несмотря на это среди агрессивных детей 6-10 лет встречаются хорошо интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. .[12 .- 268с ]

Часто причиной агрессии детей является недостаток внимания и понимания со стороны родителей и педагогов и является отчаянной попыткой младшего школьника восстановить социальные связи.

Если ребёнку хотя бы один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, а окружающие уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего.

Наказание за агрессию приводит к такому же результату т.к. загнанная внутрь агрессия обязательно проявится: если не дома, то в школе.

Таким образом, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают её уровень. Ребёнок должен знать, что окружающим не нравится его поведение, и они оставляют за собой право лишить его, например, просмотра мультфильмов и т.д.

Статистика телевизионных программ и Интернет ресурсов свидетельствует: специальных детских программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 10 лет назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория.

Таким образом, зная причины агрессии детей младшего школьного возраста, мы можем предупредить данное отклонение, это намного проще, чем выводить ребенка из данного состояния.

1.3. Современные проблемы взаимоотношение со взрослыми агрессивных детей младшего школьного возраста

В настоящее время дети с агрессивным поведением чаще встречаются в школе. На наш взгляд, можно классифицировать определенные проблемы по их значимости для младшего школьника. Данная классификация, прежде всего, рассматривает проблемы с точки зрения младшего школьника.

Первое место, с учетом учебной деятельности младшего школьника, занимает отметка. Для детей младшего возраста становится главным. Младшему школьнику трудно увидеть разницу степени подготовки и интерпретации материала собственного и его одноклассников. У ребенка возникает чувство несправедливости учителя по отношению к нему, еще хуже, когда и родители настроены против учащегося. Эмоции захлестывают и ребенок «встает на тропу войны», его поведение меняется в худшую сторону. Он сердится, гневается и, наконец, выплескивает свою агрессию на окружающих, еще хуже, если ребенок все наболевшее носит в себе.

Вторая, не менее важная, проблема – критика. Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к критике, какой бы безобидной она не казалась.

Третьей проблемой - невнимание родителей огорчает детей, затем вызывает чувство вины и страха, которые трансформируются в агрессию.

Четвертая проблема – это взаимоотношение учащихся с друзьями или другими одноклассниками.

Существует много причин агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, поэтому родителям и учителям следует уделять особое внимание данному возрасту. Ведь те проблемы, которые остались у ребенка с детства переходят в юность, а после и во взрослую жизнь.

Зная о проблемах детей младшего школьного возраста и о причинах их возникновения, Аномальное поведение свидетельствует о проблемах, а задача психологов, педагогов и родителей вовремя оказать помощь подрастающему поколению.

Глава II. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

2.1. Взаимодействие взрослых и детей при отклонениях в поведении ребенка младшего школьного возраста

В основе сотруднического взаимодействия учащегося и педагога должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости.

Для педагога важно объективно оценить наличие признаков агрессивности учащихся, которые необходимо учитывать при дальнейшей работе. Открытая, явная агрессивность легко диагностируется наблюдением за состоянием и поведением ученика.

Признаки агрессивности:

• упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя;

• драчливость;

• постоянная или длительная подавленность, раздраженность;

• беспричинные вспышки гнева, озлобленность;

• жестокое обращение с животными;

• стремление оскорбить; унизить;

• властность, стремление настоять на своем;

• эгоцентризм, неспособность понять других;

• эмоциональная глухота, душевная черствость;

• самоуверенность, завышенная самооценка.

Чтобы удостовериться, нет ли ошибки в ваших диагностических оценках, понаблюдайте дополнительно, как ребенок реагирует на:

- ваши поручения, просьбы, требования;

- обращения, предложения, просьбы одноклассников;

- внезапное изменение ситуации.

Если реакции неадекватны, то с большой долей вероятности можно утверждать, что агрессивное состояние имеет место. Для того чтобы убедиться в агрессивном состоянии ребенка, его намерении, скрытом побуждении, агрессивной фантазии, можно использовать специальные тесты, сочинения на заданную тему, беседы с учениками.Во всех случаях диагностические обследования проводятся так, чтобы дети не могли догадаться, о чем именно хочет узнать учитель.

Для улучшения конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для взрослых. Данные рекомендации отражены в правилах экстренного вмешательства и позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми и подростками обеспечивать позитивное разрешение конфликтов. (см. Приложение 1).

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Известно, что лучше предотвратить конфликт, чем его разрешить.

Как себя вести в случае агрессивного поведения представлены «Рекомендациях родителям» (см. приложение №2)

Заключение

На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей не всегда совпадают во взглядах на сущность и истоки агрессивности, общим для них является влияние социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.

Наше исследование в данной проблеме агрессии, как отклонении от нормы, доказало выдвинутую нами гипотезу о том, что отсутствие эмоциональной, психологической, педагогической поддержки родителей и учителей связано с формированием тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Разработанные в ходе исследования рекомендации для педагогов и родителей могут помочь при организации работы с агрессивными детьми, или создать условия не позволяющие проявить агрессивное поведение младшего школьника.

Мы можем сделать следующие выводы:

В семьях, где в педагогических целях практикуется ограничение личной свободы и каждое действие ребёнка подвергается оценке со стороны родителей, в школьном возрасте у детей наблюдается повышение уровня агрессивности (в частности вербальной и косвенной агрессии) и враждебности (что проявляется раздражительностью и нежеланием налаживать контакт со сверстниками).

Отсутствие в воспитательном процессе глубокого эмоционального взаимодействия взрослого и ребёнка сказывается на последующих взаимоотношениях младшего школьника с классом; предпочтение отдаётся формам общения, не требующих от ребенка глубокого личностного взаимодействия, общение носит инструментальный характер.

У детей много личных проблем, и они самостоятельно не могут найти решения без советов и поддержки взрослых людей.

Забота, любовь и внимание родителей – порой это все, в чем нуждаются их дети. В школе каждый ученик мечтает стать успешным, получать хорошие отметки и заслуживать доброго и уважительного отношения взрослого, а отсутствие признания может спровоцировать агрессивное поведение.

Проблема агрессии в современном мире, особенно в условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2006. 165с.

  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2002. – 371с.

  3. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. – М., 2002. - 198с

  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Собр.соч.: в 6 т. М., 2007. Т.3.- 239с

  5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2008. - 188с

  6. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. - 244с

  7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология ОИЦ «Академия», 2010. - 396 с

  8. Ежова, Е.Е. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2007. - 176с

  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004. .- 268с

  10. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000.

  11. Леонтьев А.Н.. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика, 2004 г. - т1.

  12. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002.

  13. Практическая психология образования. Под. ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. - 298с

  14. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 2003. – 208с.

Интернет - ресурсы:

  1. Интернет сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.Psychology.ru.

  2. Интернет сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.childpsy.ru.

  3. Интернет сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psycholog-help.ru/info/site-psy(2007)

  4. Интернет сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib/ru/PSIHO/

Приложение 1

Правила поведения педагога с учащимся с агрессивным поведением

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.

В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следую­щие позитивные стратегии:

1) простое игнорирование реакций ребенка/подростка (игнорирование является мощ­ным способом гашения нежелательного поведения);

2) выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

3) переключение внимания или предложение какого-либо задания;

Если педагог видит, что ситуация может спровоцировать проявление агрессивности, то ее немедленно следует заменить другой: по-иному рассадить детей, дать им другие поручения и т. д. Постепенное разрушение связи «ситуация - поступок» всегда помогает при коррекции отклоняющегося поведения.

Переключая активность агрессивного ребенка в конструктивное русло, педагогу необходимо опираться на его индивидуальные особенности, прежде всего - интересы и склонности. Постепенное усложнение задач, требующих решительности, смелости, энергичности, позволяет отвлечь ребенка от мелочного «выяснения отношений» на организацию общей деятельности, успех которой зависит от умения сотрудничать с другими.

4) позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое.

Кроме того, можно объяснить, что если в момент закипания ярости и гнева сделать какие-нибудь расслабляющие упражнения, выдержать небольшую паузу, то эмоциональный накал снизится и разум снова сможет управлять чувствами. Если ученик попросит совета, можно дать следующие рекомендации, как сдержать нарастающую агрессию.

В случае конфликта необходимо:

- несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;

- не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;

- походить, если это возможно, взад-вперед по помеще­нию в темпе, диктуемом внутренним состоянием;

- порвать какую-нибудь ненужную бумагу;

- подумать: что будет потом, представить последствия своего поведения;

- каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;

- вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно;

- штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;

- проводить закаливание организма, умываться холодной водой;

- тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс упражнений);

- самое конструктивное - разрядить эмоции какой-ни­будь осмысленной полезной работой: уборкой, работой на пришкольном участке или просто спортивной игрой, бегом.

Проследить за выполнением этих правил может и учитель, и кто-то из друзей, кому доверяет ребенок, родители, которые в беседе о проведенном дне могут напомнить ему, что необходимо было сделать, если его кто-то обидел.

Правило 2. Не усиливать напряжение ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с агрессией - снизить напряжение ситуации.

Невербальные сигналы, снижающие напряжение:

1. Пространственное положение педагога по отношению к школьнику. Та пространственная позиция, которую педагог занимает по отношению к школьнику, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят слова руководителя.

Оптимально близким является расстояние в метр или полтора. Если человек переступает эту границу, он вторгается в интимное пространство другого человека и его действия будут восприниматься этим другим как помеха. У детей эта граница находится чуть ближе. При инцидентах и кризисных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить по сравнению с обычным.

2. Тон голоса и визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Тон голос необходимо понижать при общении, тогда коммуникация становится менее категоричной.

Долгий и продолжительный визуальный контакт повышает напряженность во взаимоотношениях, может восприниматься как проявление подозрительности и агрессивности ребенком. Поэтому визуальный контакт должен быть менее частый и продолжительный.

3. Движения. Движения педагогов, должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности у детей. Дети, прошедшие через жестокое обращение пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов, т.к. у педагогов в данное время возникает потребность быстрее передвигаться, но спокойствие можно увеличить прибегая к замедленным движениям.

4. Физический контакт. Как и все учащиеся испытывают потребность в физическом контакте. Но отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент ребенок ластится, а в другой — отказывается от физического контакта. У прошедших через физическое насилие, реакция на физический контакт еще менее предсказуема. Педагогам и воспитателям в каждом индивидуальном случае придется изучить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие - нет.

Поведение взрослого существенно зависит от характера и силы агрессивных реакций ребенка/подростка.

На начальной стадии агрессивного поведения (при пер­вых незначительных признаках) целесообразно использо­вать мягкую тактику:

1) игнорирование;

2) переключение внимания;

3) «изящный уход» (Изящный уход – это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам выйти из травмирующей, конфликтной ситуации).

Нередко этого бывает достаточно для того, чтобы предотвратить усиление агрессии и разрядить ситуацию.

Любая оригинальная или просто нестандартная реакция педагога на агрессивное поведение циничных участников помогает разрядить конфликтную ситуацию лучше, чем любые угрозы и административные меры.

Варианты нестандартных решений взаимодействия педагогов для предупреждения агрессивного поведения учеников.

1. Признать силу ученика.

Правило вытекает из принципа «Чем больше давление, тем сильнее сопротивление, и наоборот». Прием заключается в том, чтобы не втягиваться в обреченную на проигрыш битву, а, напротив, неожиданно признать силу ученика: «Я действительно не могу заставить тебя работать, пока ты сам этого не захочешь». Признание власти (силы) подростка часто разряжает напряженную ситуацию, т. к. означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других, атакуют и задевают окружающих. С ними трудно строить партнерские отношения, однако необходимо создать атмосферу кооперации, а не конфронтации.

2. Убрать зрителей.

Убрать сторонних наблюдателей с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классе. Но в некоторых случаях, например если произошла драка на перемене в коридоре, это вполне осуществимо, хотя и нестандартно. Если все же свидетелей устранить не удается, можно «устранить конфликтное обсуждение». Например, на уроке, когда какой-нибудь ученик вступил с педагогом в яростную полемику по теме, не относящейся к уроку (он при этом чув­ствует горячее внимание всего класса), просто сказать: «Мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда про­звенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и «прово­катор» без публики может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.

3. Перенести обсуждение вопроса.

Если ваше состояние недостаточно комфортно, лучше отложить противостояние до того момента, когда вы почувствуете себя более уверенно. Необходимо выбрать более удобное время и место для продолжения дискуссии.

4. Делать записи.

Держите под рукой специальную записную книжку. Когда ученик начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого во­проса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?». Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ничего больше говорить не следует, переключитесь на деятельность.

5. Озадачивать «агрессора».

Когда вас выводят из себя с помощью словесных замеча­ний, можно отвечать так, как если бы они были безобидными, незначительными или даже очевидными. Этот ответ ясно даст понять, что вами нельзя манипулировать, если вы этого не хотите. Две наиболее эффективные техники в этом случае: 1) соглашаться с учеником; 2) менять тему.

6. Изменить тему.

Если не отвечать на словесный вызов, необходимо изменить тему и тем самым прекратить конфликт. Например, в ответ на любой вызов подростка можно неожиданно спросить его совсем о другом. Так следует реагировать вновь и вновь, пока подросток не придет к выводу, что продолжать воевать не стоит. Главная задача педагога — прекратить агрессивную выходку и снять напряжение.

Иногда, несмотря на самые изящные решения и гениальные находки, конфронтация нарастает и переходит в стадию взрыва. В этом случае следует контролировать состояние ребенка, наблюдая за признаками нарастающей агрессии (изменением цвета лица, агрессивной мимикой, учащением дыхания, напряженной позой, повышением двигательной активности, повышением громкости и напряжения его голоса и т. д.).

При остановке неадекватного поведения необходимо помнить, что нельзя говорить длинные предложения, фразы, повышать голос, кричать.

Поведение взрослых должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена минимума. Лучше всего пользоваться короткими наставлениями.

Этапы короткого наставления:

1. Вступите в контакт.

2. Назовите адекватное поведение в данной ситуации.

3. Объясните почему.

Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт может быть затруднено. В таком случае лучше всего говорить о том, чем занимается подросток, или вступить в контакт нейтральным образом, например:

«Петя, хочу тебе что-то сказать». Другая возможность - обозначить чувство (например: «Мне показалось, что ты на что-то сердишься?»).

Вступление в контакт может происходить следующим образом: скажите что-то положительное, чем учащийся занимается или занимался, упомяните что-нибудь нейтральное и назовите чувство. Пример: Коля ты внимательно работал над заданием, сейчас мне кажется тебя что-то тревожит).

При использовании короткого наставления важно помнить следующее:

1) наставляйте на поведение, легко выполнимое для подростка;

2) постройте, используя несколько наставлений, поведение, исключающее проблемное поведение;

3) используйте невербальные сигналы, снижающие напряжение;

4) не отвлекайтесь от темы;

5) сделайте ситуацию предсказуемой, подсказывая каждый раз следующий шаг.

Если «взрыв» неизбежен или произошел, лучше всего использовать тактику удаления ребенка (его изоляция от зрителей и участников конфликта), которая дает возможность обеим сторонам успокоиться перед стадией обсуждения (разрешения).

Тактика удаления рассматривается как временная изоляция. Серьезность проступка определяет, на какое время необходимо удалить провинившегося. В случае неподчинения ученика необходимо либо вызвать «группу поддержки», либо предоставить выбор способа разрешения конфликта. Предоставление выбора способствует формированию чувства ответственности за свои решения. Этот прием нельзя использовать, когда проступок так опасен, что он должен быть изолирован немедленно.

Этапы удаления:

1) вступите в контакт;

2) назовите неадекватное поведение и попросите прекратить;

3) скажите, что последует отделение, назовите место и количество минут;

4) сопроводите учащегося к месту отделения;

5) назовите там адекватное поведение;

6) назовите адекватное поведение после отделения;

7) еще раз назовите длительность отделения и закончите.

Пример. В комнате продленного дня дети заняты различными делами. Саша решил раскрашивать и занят кисточками и акварельными красками. Он уже использовал много бумаги, но каждый раз ему нужен новый лист. Он постоянно вмешивается в дела Ани, потом переносит свое внимание на Дениса. Он идет к шкафу с книгами и материалами и собирается достать из него какую-то вещь.

Несколько раз руководитель группы (воспитатель) дает ему наставления, но Саша каждый раз придумывает что-то новенькое. Его моторика становится все более напряженной. Саша все чаще и чаще что-то кому-то кричит или просто кричит, ни к кому не обращаясь.

После такого начала воспитатель решает, что Сашу лучше всего на какое-то время отделить от группы.

«Послушай Саша! Ты так занят, что тебе не удается сделать то, о чем я тебя прошу. Теперь ты пойдешь и сядешь на стул в углу комнаты. Там ты будешь сидеть пять минуты спокойно и молча. После этого сможешь продолжать выполнять работу (рисовать). Пойдем, я тебя отведу».

Возвращая ребенка в обычную ситуацию, руководитель группы должен помнить о следующем:

1) после отделения расскажите другим воспитанникам, по какой причине оно произошло;

2) дайте наставление группе о том, как реагировать на отделенного ребенка после его возвращения;

3) приведите отделенного;

4) обратная связь на выработку адекватного поведения на месте;

5) назовите адекватное поведение, от него ожидаемое;

6) наблюдайте за отделенным и другими воспитанниками, проведите обратную связь и при необходимости направляйте ситуацию, применяя обратную связь и наставления.

Сама идея изоляции не предполагает заточения ученика на часы, скорее это возможность получить опыт неприятных переживаний в течение нескольких минут. Младшим детям достаточно 5 мин, а подросткам или злостным нарушителям можно установить срок от 15 до 30 мин. Можно действовать и по-другому: предложить ребенку самому установить срок, сказав, что он может вернуться, когда будет готов вести себя прилично.

Если нарушение поведения повторяется и после удаления, следующее удаление удлиняется уже без обсуждения его сроков с учеником. Если и после второго удаления ученик нарушает правила, следует использовать другие санкции.

Все дети/подростки должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выбирают поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Необходимо заранее самим установить определенные последствия каждого конкретного нарушения поведения или попросить подростков внести свои предположения об этом. Дети/подростки должны научиться думать о последствиях своего поведения. Тогда они научатся в определенных, конкретных обстоятельствах каждый раз выбирать наиболее адекватные действия.

Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем ценнее этот опыт для ученика. Например, если ребенок раскачивается на стуле, расшатывая ножки, в качестве санкции ему предлагают «немного постоять». Важно, чтобы санкцию за проступок, совершенный в школе, ученик получил в школе, а не дома. Некоторые учителя очень удивляются этому правилу, ведь они стараются привлечь родителей к процессу воспитания. Однако очень важно разделять сферы ответственности: санкция за проступок, совершенный в школе, это не обязанность родителей.

Санкция должна быть соразмерна проступку. Соразмерность означает, что интенсивность и тяжесть санкций должны быть пропорциональны проступку. Санкции используются не для того, чтобы отомстить, а только для того, чтобы научить детей выбирать в будущем правильное поведение. Санкции должны быть позитивными — сохраняющими самоуважение ребенка/подростка. Созидательные санкции не закрывают ученику путь к хорошему поведению в будущем.

К санкциям относятся:

- лишение обычных прав ребенка/ученика (на вещи, деятельность); лишение свободы взаимодействия (прогулок, общения);

- обязательные встречи (с родителями, администрацией, милицией); возмещение убытков (путем работы или денежного возмещения).

В отличие от санкций-последствий, наказания не связаны с проступком, они произвольны, не соизмеримы с действием, не позитивны. Поэтому наказания порождают обиду, ожесточение, оборону.

Многие дети с властной и мстительной мотивацией выдают определенную защитную реакцию на санкции. Они пытаются обесценить санкцию, однако правильно выбранные санкции оказывают огромный эффект на детей/подростков независимо от их желания.

Таким образом, для правильного выбора способа воздействия на агрессивное поведение необходимо учитывать:

• возраст ребенка;

• характер ситуации, в том числе окружение;

• степень опасности его поведения;

• значимые для ребенка/подростка стимулы;

• возможности самого взрослого.

С учетом перечисленных факторов можно выбрать наиболее подходящую тактику нейтрализации агрессивного поведения.

Правило 3. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» - это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. В ситуации столкновения (агрессии) обе стороны теряют самообладание. Возникает дилемма: бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом на основе паритета.

В ситуациях повседневного общения с детьми и подростками необходима демонстрация альтернативного поведения их агрессивным реакциям. Чем меньше возраст ребенка, тем более неагрессивным должно быть поведение взрослого в ответ на его агрессивную реакцию.

Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы:

- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);

- тайм–аут-предоставление возможности ребенку/подростку успокоиться наедине;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора («Ты сейчас выглядишь круче Шварцнегера»);

- признание чувств и интересов собеседника;

- сообщение своих интересов;

- аппеляция к правилам и.т.д.

Наибольшая польза от этих приемов в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.

Правило 4. Контролировать собственные негативные эмоции.

Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Кроме того, важно понять характер переживаемых чувств, их силу и длительность переживаний.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.

Если взрослый человек управляет своими отрицатель­ными эмоциями, то он

• не подкрепляет агрессивное поведение;

• демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;

• сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Для оценки характера и уровня агрессивности педагога можно использовать тест Спилбергера. Если результаты превышают указанные нормы, уровень агрессии выше допустимого, непосредственно сам взрослый является источником агрессии. С большой вероятностью им провоцируется агрессивное поведение детей, что требует дополнительной психологической помощи.

Как показывает практика, агрессивное поведение детей и подростков является частью «групповой игры», цель которой — желание вызвать гнев педагога, вывести его из «напускного» равновесия, продемонстрировать его слабость. Не понимающие ситуации педагоги обречены на психологический провал. Подростки также широко используют агрессию для разоблачения взрослых, для их обесценивания, что облегчает процесс эмансипации от них. Отказаться от игры с подростками трудно, но необходимо. Иначе взрослые теряют авторитет в глазах подростков и теряют возможность конструктивного взаимодействия с ними.

Правило 5. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка и подростка.

Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Дети, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных», «враждебных». Самое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники. Окружающие начинают ожидать от ребенка или подростка агрессивного поведения, тем самым, провоцируя его. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. Самое главное — дать описание поведения без его оценки.

После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение более подробно, объяснить, почему его поступки неприемлемы, избегая субъективных, оценочных слов, которые вызвали бы раздражение и про­тест и в конечном итоге увели бы от решения проблемы.

- Анализируя проступок, важно ограничиться обсуждением только актуального поведения ребенка/подростка, по принципу «здесь и сейчас», избегая анализа других поступков. В противном случае у ребенка/подростка возникает ощуще­ние несправедливости происходящего, вследствие чего его способность критично оценивать свое поведение снижается.

-Оценивая поведение ребенка/подростка, следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что. Вместо распространенной и неэффективной моральной оценки нежелательного поведения целесообразно прибегать к оценке негативных последствий поведения. В этом случае ребенку/подростку объясняют, что его поведение вредит не столько окружающим, сколько ему самому. Очень важным является анализ возможных конструктивных способов поведения в конкретной ситуации.

В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным ребенком/подростком обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы:

1) констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно»;

2) констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;

3) раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»;

4) «Я» - сообщение (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»;

5) апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость должна проявляться исключительно в отношении конкретного проступка, в направлении его искоренения. Ребенок/подросток должен услышать от нас, что мы не против него, а только против конкретного проступка.

Правило 6. Обсуждать проступок

Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка/подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.

Общие рекомендации для такого разговора, повышающие его воспитательную силу (когда стороны возбуждены, невозможно достичь конструктивной договоренности):

- В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное действие с минимальным количеством слов.

- Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.

- В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе или семье.

- При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности ребенка/подростка, а к тем правилам, которые он нарушил.

- Также важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного по­ведения, его разрушительность не только для окружающих, но и, прежде всего, для самой личности.

Правило 7. Сохранять положительную репутацию

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки старают­ся избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защиты и защитного поведения. Их цель — сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за ребенком/подростком, становятся самостоятельной побудительной силой агрессивного поведения личности.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не распространяется на последующую индивидуальную беседу;

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить требование взрослого по-своему;

- предложить школьнику компромисс, договор со взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении, т. е. на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и вашим способом, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Как известно из практики образовательных учреждений, ученики используют и другие, «свои способы» сохранения самоуважения, такие, как:

• «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться;

• строят гримасы, выполняя вашу просьбу;

• делают какой-то жест, свидетельствующий о неуважении;

• несколько раз повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают;

• перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.

Если позволить им подчиняться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.

Работа педагога по изменению агрессивного поведения детей и подростков должна быть комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, это позволит снизить имеющийся у детей уровень агрессии.

Приложение 2

Рекомендации родителям в случае истерического поведения ребенка

Главное, попытайтесь сохранять спокойствие, выражайте свое понимание и сочувствие. «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить эту вещь. Я знаю, как это обидно. Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло». После «бури» поговорите с ребенком о том, что случилось.

Во-первых, вам необходимо понять, какой именно приступ истерики испытывает ребенок. Истерика может представлять собой вспышку темперамента, быть связанной с манипуляцией или являться словесным выражением собственного недовольства. Истерика в целях манипуляции, например, имеет место, когда ребенок начинает злиться на то, что он не получает того, чего ему хочется или как ему этого хочется.

Приступ манипуляционного гнева не требует вмешательства родителей и пройдет сам собой, если ребенка проигнорировать.

Если истерика не проходит, важно предупредить ребенка о предстоящем наказании: «Мне не нравится, как ты себя ведешь, потому что..., если ты не прекратишь, то отправишься в другую комнату, либо специально отведенное место».

Если вы пообещали, выполните. Наказание должно быть моментальным, но недолгим. Вы можете посадить ребенка в другую комнату либо в специально отведенное «Место для непослушных детей», пока гнев не успокоится. «Хочешь покричать — посиди здесь один и покричи. А когда ты успокоишься, мы поговорим». Вести, какие бы то ни было переговоры, когда истерика в разгаре, совершенно бессмысленно: ребенок попросту не слышит вас. Когда ребенок успокоится, обязательно приласкайте его, поцелуйте, похвалите за то, что ему удалось с собой справиться, расскажите, как сильно его любите. Поговорите с ребенком, выясните, понял ли он, за что его наказали, и предложите попросить прощения.

Будьте последовательны и поступайте так каждый раз, даже если истерика произошла в общественном месте. Если вас смущает осуждение окружающих, просто возьмите ребенка в охапку и отнесите в менее людное место. Проявите твердость и не

вступайте с ребенком в переговоры, пока он не успокоится. Поговорите с близкими (в частности, с отцом, бабушкой), чтобы и они проводили вашу линию, но если даже они не готовы к этому, не расстраивайтесь: начните с себя, это будет уже немало.

Мы считаем, что в конфликте участвуют как минимум три направления. Сам школьник со своей личной позицией. Родители, заботясь о детях, допускают ошибки. Учителя, которые неверно понимают ситуацию ребенка. Значит и при решении конфликтных ситуаций следует добиться компромисса между детьми, их родителями и учителями, а если необходимы психологи, то привлечь их нужно обязательно.

Решение проблем детей младшего школьного возраста рассматривается не так хорошо как хотелось бы родителям и педагогам. Если родители будут поддерживать и выслушивать своих детей, то и количество конфликтов уменьшится в несколько раз

Рекомендации родителям при агрессивном поведении ребенка

1. Важно проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний типа: «Если ты себя так поведешь..., то мама с папой тебя больше любить не будут!» Можно проявлять недовольство по поводу действия, поступка, принимая личность ребенка в целом. Если ребенок просит вас пообщаться с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь, тем более не раздражайтесь за его назойливость. Лучше покажите, что вы понимаете просьбу ребенка, и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете. И еще один важный момент — не надо откупаться от ребенка дорогими вещами, подарками и т.п.

Для него гораздо важнее ваше непосредственное внимание.

2. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком. Подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: не обидными словами, в рисунке, лепке, в спорте, при помощи игрушек

или действий безобидных для окружающих (можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса — если ребенок чувствует раздражение, пусть поколотит ее). Покажите, что о своих ощущениях можно говорить, не обязательно сразу драться. Ребенок постепенно освоит язык своих чувств и сможет на словах объяснить вам, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не станет пытаться привлечь ваше внимание «ужасным» поведением.

Помните: взрослый человек не всегда лучше знает, что испытывает ребенок. Он может лишь предполагать, основываясь на опыте наблюдений за собой и окружающими, что означает его поведение.

3. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны вынести его агрессию, следовательно, агрессия может быть сдержана, и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не читайте нравоучения, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

4. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (одноклассников, родственников, приятелей и др.). В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов.

5. Покажите ребенку неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у товарища понравившуюся ему вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет общаться и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли ребенка прельстит такая перспектива.

6. Необходимо устанавливать правила поведения в доступной для ребенка форме. Например: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет».

7. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда он ведет себя должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Не стоит говорить: «Хороший мальчик (хорошая девочка)». Скажите: «Мне нравится, как ты поступил», «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу спокойно оставлять вас вместе».

8. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним историю, в которой он будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалы. Поговорите с ним в тот момент, когда он спокоен, не нервничает.

9. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам общения с другими людьми, прежде всего путем наблюдения за поведением окружающих (в первую очередь родителей).

Просмотров работы: 57516