ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние лингвистики обусловлено высоким интересом к проблемам, связанным с когнитивной деятельностью человека, «его обыденными знаниями, с его ролью, с видением языка с позиции картины мира, с позиций простого человека» [1, с. 7].

Когнитивная лингвистика активно развивается с конца XX века, многое из того, что сегодня принято считать когнитивной лингвистикой, имеет более ранние подходы и теории. Среди них, следует отметить теорию В. Гумбольдта о народном духе – «язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык. Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа» [2, с. 68]. Проблема взаимосвязи языка и мышления всегда занимала значительное место в языкознании. В результате одни ученые, в частности, В.Б. Касевич, делают вывод о том, что разработанные в когнитивной лингвистике подходы и результаты, хотя и обогащают языкознание, но не создают ни нового объекта исследования, ни даже нового метода [3, с. 58]. Другие же ученые, подчеркивают исключительную ценность когнитивных данных в исследованиях языка. Цель когнитивной лингвистики – понять, как осуществляются процессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, как происходит накопление знаний, какие системы обеспечивают различные виды деятельности с информацией. Именно язык обеспечивает наиболее естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам, «мы знаем о структурах сознания только благодаря языку, который позволяет сообщить об этих структурах и описать их на любом естественном языке» [4, с. 21].

В рамках когнитивной лингвистики ученые пытаются ответить на вопрос о том, как организовано сознание человека, как человек познает мир, какие сведения о мире становятся знанием. Данные проблемы сами по себе служат объектом изучения в философии, психологии, социологии и целом ряде других наук.

Понятие «картина мира» относится к числу фундаментальных в когнитивной лингвистике. Термин «картина мира» был выдвинут в рамках физики в конце XIX века - в начале XX века. Одним из первых этот термин стал употреблять Г. Герц применительно к физической картине мира, трактуемой им как совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов. В настоящее время картина мира исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает сущность данного понятия в рамках своих категорий.

В лингвистике «картину мира» составляют знания о мире или «та информация о мире, то есть все данные, которые поступают к человеку по разным чувственно-перцептуальным и сенсорно-моторным каналам» [4, с. 35]. Физическое, философское, лингвистическое понимание «картины мира» дает нам возможность перейти к понятию языковой картины мира, так как язык непосредственно участвует в двух процессах, связанных с картиной мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира. Во-вторых, сам язык выражает и эксплицирует другие картины мира человека, которые через посредство специальной лексики входят в язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.

В качестве единицы картины мира признают концепт, чья функция состоит в фиксации и актуализации содержания объектов действительности, включенных в картину мира. Период утверждения термина «концепт» в науке связан с определенной произвольностью его употребления, размытостью границ, смешением по значению или языковой форме терминами. В современной лингвистике трудно найти термин, который получил столько интерпретаций. В связи с этим необходимо осветить различные подходы к пониманию концепта.

Заметим, что впервые в отечественной лингвистике термин «концепт» использовал С.А. Аскольдов, который отмечал, что концепты выступают в функции заместительства.

Д.С. Лихачев использовал понятие «концепт» с целью обобщить мыслительные единицы, которые отражают и интерпретирует явления действительности в зависимости от образования, личного опыта, профессионального и социального опыта носителя языка и, являясь своего рода обобщением различных значений слова в индивидуальных сознаниях носителей языка, позволяет общающимся преодолевать существующие между ними индивидуальные различия в понимании слов. Е.С. Кубрякова предлагает такое определение концепта: «Концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке» [5, с. 45]. А.А. Залевская определяет концепт как объективно существующее в сознании человека перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера в отличие от понятий и значений как продуктов научного описания [6 с. 39]. С.Г. Воркачев. определяет концепт как «операционную единицу мысли» как «единицу коллективного знания, имеющую языковое выражение и отмеченное этнокультурной спецификой» [7, с. 31]. В современных исследованиях выделяются два основных подхода к пониманию концепта. Первый подход (лингвокультурологический), представителями которого можно назвать Ю.С. Степанова, В.В. Воробьева, С.Г. Воркачева и др.

В настоящее время следует признать, что именно концепт является ключевым понятием когнитивной лингвистики. Однако, несмотря на то, что понятие «концепт» можно считать для современной когнитивистики утвердившимся, содержание этого понятия очень существенно варьирует в концепциях разных научных школ и отдельных ученых.

Список использованных источников

  1. Купер, Дж. Энциклопедия символов / Дж. Купер.- М.: Ассоциация Духовное единение «Золотой век», 1995.- 7 с.

  2. Геляева, А.И. Человек в языковой картине мира / А.И. Геляева, А.И. Гаспаров.- Начальник: Изд-во Кабардино-Балканского ун-та, 2002.- 68 с.

  3. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс/ В.И. Карасик.- М.: Гнозис, 2004. – 58 с.

  4. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика-психология-когнитивная наука / Е.С. Кубрякова// Вопросы языкознания.- 1994.- №4.

  5. Кубрякова, Е.С. Возвращаясь к определению знака. Памяти Р. Якобсона / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания.- 1993.- №4. – 45 с.

  6. Воркачев, С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели / С.Г. Воркачев // Филологические науки.- 2005.-№4.- 39 с.

  7. Попова, З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин.- Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2000.- 31 с.

Просмотров работы: 8537