Художественно-проектная универсальность как инновационный метод организации учебного пространства выдвигается авторской инновацией.
Гипотеза: модель организованного учебного пространства создаёт условия для развития творческого потенциала учащегося школы искусств в том случае, если будет спроектирован инновационный модуль экспериментально-деятельностного пространства.
Ценность идеи нашего проекта в том, чтобы создать современную модель организованного учебного пространства, направленную на развитие творческого потенциала учащихся и его превращение в экспериментально-деятельностное пространство на протяжении всего времени пребывания, а не только в рамках учебных заданий. Учащиеся способны в свободной форме, используя окружающие их предметы, экспериментировать, пробовать свои идеи и демонстрировать педагогам, родителям, своим сверстникам. Кроме основного учебного процесса, учащиеся школы искусств имеют возможность в свободной форме, демонстрируя друг другу свои идеи, получать иные знания, расширяющие кругозор с одной стороны, а поделившись ими с другой – закреплять существующий результат, постоянно фонтанируя новыми идеями, основанными на приобретенных знаниях.
Характерной особенностью инновации является комбинаторика различных направлений искусства, что способствует добровольному взаимодействию учащихся на профессиональном уровне, в результате которой (комбинаторики) рождаются и воплощаются в жизнь совершенно новые оригинальные идеи.
На наш взгляд, кроме активной экспериментально-творческой деятельности, такая форма организации пространства и процесса обучения способствует снятию психологических зажимов у подростков и учащихся старшего возраста, формируя с самых первых шагов у них привычку к демонстрации собственных конструктивных навыков, стремление к реализации творческих умений в авторском дизайнерском объекте или даже комплексе объектов, создающих новое художественно-образное пространство. Демонстрация созданных арт-объектов в форме публичной защиты формирует искусствоведческий навык анализа с помощью специальной терминологии, которая объясняет новизну авторского проекта. В ситуации такого экспериментально-комбинаторного средового пространства учащиеся учатся с достоинством воспринимать критику, отстаивать свои собственные предложения и нововведения, а также учатся сотрудничать друг с другом. Оптимум задач для автора проекта:
проектная разработка окружающей внешней среды (после строительства) с помощью ландшафтного дизайна;
проектная разработка учебного пространства;
перечень предметов, которые предлагаются в качестве «строительного» материала для создания экспериментально-деятельностного пространства.
Инновационная форма пространства должна быть направлена на раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, исключая провокацию на создание проектов с негативной направленностью. Например, конфликты между националистическими группами, субкультурами, различными фанатскими клубами; выпады против тех или иных слоев общества и их отношений друг к другу, к политике, к религии или иных тем, которые не несут социального или эстетического посыла, но реализованы при помощи образов, нарушающих этические и моральные нормы поведения, общения.
Перспектива социальной ценности реализованного проекта в том, что он станет местом реализации и появления/рождения новейших идей, сотрудничества между учащимися разных возрастных категорий. Также площадкой для проведения выставок, концертов, спектаклей, мероприятий межрегионального масштаба: фестивалей, конкурсов, посетителями которых будут как любопытствующие посетители, зрители, так и потенциальные заказчики предлагаемых модулей экспериментально-деятельностного пространства.
Идея влияния различных сфер искусства друг на друга с целью появления новых синтез-форм современного творчества – одна из важных социально-ценностных задач в индустриях культуры, образования, науки на основе комбинаторного метода дизайна.
Для кого эта школа?Инновационный проектный модуль с дизайнерской разработкой и интеграцией пространств: внешнего, внутреннего, экспериментально-творческого - предлагается для учащихся разных возрастных категорий, для талантливых личностей с ограниченными физическими возможностями. Школа даёт возможность получить высшее профессиональное образование для людей, имеющих общее среднее образование (окончивших школу, колледж и т.п.), а также взрослых людей, получающих его впервые. Школа искусства предлагает новые возможности – сделать образование доступным широкому кругу людей, желающих реализовать идеи и продемонстрировать их миру.
Переустройство социально-экономических отношений в новой постперестроечной России не учитывает фактор сбалансированного равновесия между экономикой, наукой, культурой и искусством. Иногда создается ощущение, что Культура и Искусство отошли на второй план в нашем обществе. Доминанта академического рисования шлифует инструментальный базис подготовки, но одновременно усыпляет активность проектной мысли, а специальных программ по рисунку, активизирующих проектное мышление начинающих дизайнеров, не разработано.
Человек в период обучения примеряет на себя различные роли поведения и методы создания новых архитектонических конструкций, как актёр, режиссер и дизайнер-создатель нового средового пространства.
Модуль экспериментально-деятельностного пространства формирует иное отношение учащихся к своему делу, позволяет им участвовать в процессе. Воспитывая и провоцируя любопытство у «потенциальных дизайнеров-создателей», можно прогнозировать огромный поток идей и воплощение их в жизнь.
Использование и применение дизайнерского метода комбинаторики для создания новой, впечатляющей своей авторской оригинальностью среды мотивирует учащихся к получению дефицитных знаний с целью применения их в модулях экспериментального творчества. Формирование «дизайнера-создателя» в каждом учащемся путём вовлечения его в этот процесс является сверхзадачей нашего проекта.
Искусство и Творчество необходимы обществу, именно они влияют на психоэмоциональное состояние человека: эстетическое наслаждение и радость от услышанной песни, удивление и восторг от наблюдаемой картины, вдохновение от просмотра спектакля или фильма (ведь на примере поведения героев мы переосмысливаем собственную картину жизненных ситуаций). Все это влияет на образ человеческих мыслей с той лишь разницей от самой жизни и других ее аспектов (религия, политика, социальное положение), что Искусство и Творчество даруют абсолютную свободу выбора каждому из нас в получении удовольствия. Здесь каждый волен выбирать себе что-то по душе.
Таким образом, Искусство и Творчество для дизайнера - территория индивидуальной свободы. Важносовременный дизайн насытить художественными образами и методами, которые не уводят оттерритории индивидуальной свободы, а максимально приближают к ней. Дизайнер, получающий образование на базисной проектной матрице, не познавший радость экспериментального прорыва, синтезированного образа, не стремящийся к постижению новых дефицитных знаний - это «дизайнер на цирковых (теоретических) ходулях».
Вывод.Мы полагаем, что среда творческого обитания в школе искусствдолжна быть территорией индивидуальной свободы и средой для творческого самовыражения, постоянно создаваться самими учащимися. В такой среде сформируется новый тип человека-творца, дизайнера-создателя, ответственного за экологию и гармонию новых Миров будущей цивилизации.
Литература
Консультации с руководителем ВКР профессором Э.П.Григорьевым.
Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности в дизайне». М.:МГГУ им. М.А.Шолохова, кафедра дизайна. 2012.