РЕЧЕВОЙ ЖАНР «СВЕТСКАЯ БЕСЕДА» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕЧЕВОЙ ЖАНР «СВЕТСКАЯ БЕСЕДА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «фатическое общение» впервые ввел Б. Малиновский, который определил его «как такую разновидность речи, которая отражает заложенное в самой природе человека стремление к созданию “уз общности” между людьми и часто выглядит как простой обмен словами» [2, с. 37].

К фатическим жанрам ряд лингвистов относят ссору, комплимент, флирт, иронию, шутку, дружескую болтовню, а также светскую беседу.

Светское общение - разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требованиям, нормам, принятым в культурном, образованном обществе; это этикетное фатическое общение [6, с. 12].

В словаре находим следующее определение светской беседы: «легкий разговор на непроблемные или не слишком проблемные темы, который положено вести на встречах (вечерах, балах и т.п.) в обществе высокопоставленных воспитанных людей. Предписывается нацеленность каждого участника на то, чтобы радовать собеседника, никак не расстраивать его, не вызывать неприятных эмоций, соблюдать все правила тактичности и этикета» [5, с. 206].

Известно, что жанр «светской беседы» зародился в Англии в викторианскую эпоху. Основные тематические вехи светской беседы викторианской Англии включали: разговор о погоде, спорте, вопросы о здоровье, планах собеседника, общих увлечениях, посещения достопримечательностей той или иной местности, установление общих знакомых, комплименты, обсуждение вопросов науки и искусства, книг и т.д. В целом тематика разговоров носила более отвлеченный, абстрактный характер. В условиях современной коммуникации во время светской беседы принято обсуждать газетные новости, спортивные события, телевизионные передачи [3, с. 164].

Светское общение не предполагает глубоких дискуссий, споров, столкновения мнений, а наоборот исключает их. Это взаимно приятный, ни к чему формально не обязывающий разговор на общие темы, основная цель которого - провести время с собеседником, оставаясь с ним в вербальном контакте [6, с. 12].

Владение нормами светской беседы требует специального обучения, результатом которого становится некоторая искусность в использовании языковых средств. [4, с. 60].

Сама номинация жанра «светская беседа» наводит на мысль о том, что сферой её бытования является непосредственно свет, то есть аристократическое (дворянское) общество.

Светское общение преследует несколько целей: заполнение времени беседой, демонстрация принадлежности общающихся к одной группе, соблюдение принятого в обществе для данного типа ситуаций ритуала [6, с. 78].

О.Б. Сиротинина также указывает на то, что «светская беседа – не только речевой, но и риторический жанр», имея в виду сознательное планирование употребления тех или иных специальных средств выражения, например, подчёркнутая вежливость просьбы, умение тонко польстить собеседнику, отпустить изящный комплимент даме, что возможно только при условии высокой речевой культуры [4, с. 61]. Чем выше интеллектуальный и общественный статус говорящих, тем сложнее оказываются составляющие фатического речевого поведения [1, с. 137].

Список использованной литературы

1 Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур.М. : Наука, 1993. – 172 с.

2 Дементьев, В. В. Фатические речевые жанры / В. В. Дементьев // Вопросы языкознания. –1999. – № 1. – С. 37 - 55.

3 Дементьев, В. В. Светская беседа: жанровые доминанты и современность / В. В. Дементьев // Жанры речи : Сборник научных статей. – 1999. – № 2. – С. 164 - 185.

4 Костина, И. В. Светская беседа: опыт теоретического осмысления /И. В. Костина // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 3. – С. 59-72.

5 Романова, Н. Н. Словарь. Культура речевого общения : этика, прагматика, психология / Н. Н. Романова, А. В. Филлипов. – М. : Флинта, 2009. – 304 с.

6 Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. –Воронеж : Полиграф, 2001. – 227 с.

Просмотров работы: 3004